Футболисты — народ беспокойный. Все время на виду, в лучах славы. Или, наоборот, под сильным прессом неудач, повышенного внимания. Как говорится, элементы «сладкой жизни», соблазны… То следы марихуаны в крови обнаружат, то с парой граммов кокаина поймают. Не говоря уж о нетрезвых кумирах за рулем или драках после рюмочки-другой. Как правило, все сходит футболистам с рук — особенно если это известные, нужные своим командам игроки.
Гораздо сложнее, если в кармане не пара граммов сильнодействующего наркотика, а речь идет о крупной партии на продажу, или езда в нетрезвом виде заканчивается человеческими жертвами. Впрочем, Фемида бывает снисходительной и в этих случаях. Однако когда речь идет о наркоторговле в «промышленных» масштабах, полиции нет дела до спортивных заслуг подозреваемых, хотя наказание зачастую бывает куда менее жестким, чем у профессиональных преступников.
Вряд ли сын Пеле (да, именно того самого Пеле!) Эдсон Шолби Насименту, или в просторечии Эдиньо, слышал когда-нибудь средней известности шансон Владимира Асмолова «Мы бывшие спортсмены, а ныне рэкетмены, когда б не перемены, мы б в грузчики пошли». Но поступил строго в соответствии с этим немудреным посылом. Не снискав особой славы в воротах легендарного «Сантоса», Эдиньо довольно рано «завязал» с футболом и подался в банду, занимавшуюся похищением людей с целью получения выкупа.
Главой банды, кстати, оказался тоже футболист, но с куда менее громким именем — выше дубля того же «Сантоса» он никогда не поднимался. Попались они, между прочим, на попытке похитить родственницу одного из игроков сборной Бразилии в 2005 году. Видно, хорошо знали, что у их более удачливых в спорте коллег деньги водятся.
Почти вся банда отправилась за решетку, но Эдиньо удалось от правосудия увильнуть. То ли магия имени отца сказалась, то ли роль непутевого отпрыска в группировке признали незначительной, но в тот раз ему все сошло с рук. А вот спустя некоторое время он все-таки оказался в тюрьме. Всплыла крайне неприглядная история: Эдиньо несколько раз привлекался за хранение наркотиков, но по поддельным документам. Когда же полиция сопоставила личность участника банды похитителей со второй личиной сына Короля футбола, все встало на свои места. И пусть Эдиньо отсидел всего полгода из своего двухлетнего срока, но после этого все же притих.
Печально, но случай этот скорее рядовой, учитывая масштабы произошедшего. Еще свежи воспоминания о громком деле одного из лидеров сборной Колумбии 1990-х Фредди Ринкона. 84 матча и 17 голов за национальную команду, успешные сезоны в «Наполи», «Реале», «Крузейро», «Палмейрасе», чемпионат мира 1990 года — это вам не дубль «Сантоса». Но и в преступной деятельности Ринкон показал куда больший, нежели Эдиньо, размах.
В 2007 году Интерпол, спецслужбы США и колумбийская армия разгромили колумбийско-панамский наркокартель. Конфисковано было более 20 тонн кокаина, 150 млн долларов, современная техника, самолеты, даже два танка Т-72. Арестован был и глава картеля Пабло Монтойя. Задержанные начали давать показания, и выяснилось, что Ринкон входил в число руководителей «предприятия» — лично проводил переговоры и организовывал маршруты доставки. Кроме того, Монтойя заявил, что бывший футболист был не просто подельником, но и финансовым партнером. Правда, ему удалось скрыться. Ринкон был объявлен в международный розыск и задержан спустя несколько месяцев в Бразилии. Не дожидаясь суда, он подал апелляцию на имя президента Колумбии, заявив, что просто вложил средства в бизнес друга детства, не зная, что тот занимается наркоторговлей. Ринкона выпустили под залог, взяли на поруки, а затем оправдали.
Иной раз футболист, попавшийся на транспортировке или хранении наркотиков, уходит от ответственности, подобно Ринкону. Главное в этом деле — доказать, что «порошки», «травки» и прочие субстанции странного свойства хранились исключительно для личного употребления. Но вот бывшему полузащитнику «Вест Хэм», «Эвертона» и «Манчестер Сити» Марку Уорду это было трудновато: он получил восемь лет после того, как у него в доме нашли четыре килограмма кокаина. Отсидел он лишь половину срока и весной этого года вышел на свободу. Защитник сборной Израиля и тель-авивского «Хапоэля» Феликс Халфон был задержан в 2003 году во время прохождения досмотра в аэропорту, когда возвращался из отпуска, проведенного в Венесуэле. «Совершенно случайно» в его багаже оказалось пять килограммов кокаина. Получил он 4,5 года, но был выпущен через два. Видимо, и за два года тюремные нравы прочно укоренились в его сознании: всего четыре дня на свободе — и арест за сексуальные домогательства к знакомой.
А бывший голландский футболист Дэнни Хуйсен, когда его арестовали в 2006 году, даже и не скрывал, что хранит наркотики для продажи. После задержания он заявил полиции, что наркобизнес куда прибыльнее футбола и спорт он забросил сознательно. А ведь специалисты отзывались о нем, как о будущей звезде, сравнивали с Хюнтеларом и ван Нистелроем…
Попался на наркотиках и бывший игрок сборной Испании, чемпион страны в составе «Атлетико» Хосе Луис Каминеро. В ходе недавней операции испанской полиции были изъяты 570 килограммов кокаина, около 2 млн евро и арестованы более тридцати человек. Среди них Каминеро. По сведениям полиции, он руководил тем «подразделением» банды, которое занималось отмыванием денег. «Смежники» бывшего футболиста, организовывавшие трафик и сбыт, содержатся в тюрьме, а сам Каминеро выпущен под залог — все же звезда… Правда, судейские чиновники уже заявили, что залог будет действовать лишь до начала процесса и ни о каких «скидках» в дальнейшем речи быть не может.