У 34-летнего Кристиана Нобоа мощная российская карьера: «Рубин» (2007–2012), «Динамо» (2012–2015), «Ростов» (2015–2017), «Зенит» (осень 2017); снова «Рубин» (весна 2018) и снова «Зенит» (с лета 2018). Промежуток в полгода между «Динамо» и «Ростовом» Нобоа заполнил игрой за греческий ПАОК, подконтрольный горячему российскому бизнесмену Ивану Саввиди.
За 11 лет в России Нобоа:
– стал чемпионом с «Рубином» (2008, 2009) и «Зенитом» (2018/19);
– забил гол «Барселоне» в Казани и обыграл ее с «Рубином» на «Камп Ноу» (2:1 в 2009-м);
– два с половиной года вместе с Сергеем Семаком держал всю тактическую конструкцию «Рубина», а сейчас играет под его руководством в «Зените»;
– пережил агрессию фанатов;
– женился на русской девушке Ольге Романовой, завел с ней детей, а затем цивилизованно расстался.
В интервью «Спорту День за Днем» Нобоа рассказал, где он находился в момент нападения фанатов «Зенита» на Владимира Граната, кто из его семьи открыл Россию (не он) и почему Сердар Азмун выхватил от партнеров по «Зениту» во время чемпионского полета из Грозного в Санкт-Петербург. Рассказал на русском языке. Еще ни один из испаноязычных легионеров «Зенита» интервью на русском не давал.
Когда «Зенит» выиграл чемпионство, Нобоа радовался больше всех. От Кристиана досталось даже Азмуну
Нобоа – один из немногих в «Зените», для кого золото-2019 – не первое в карьере. Тем не менее этому золоту эквадорец радовался едва ли не больше всех. Как минимум по трем причинам. Последний раз он становился чемпионом десять лет назад с «Рубином». Большую часть прошедшего сезона он пропустил из-за травмы крестообразной связки, которую получил, едва начал выходить в «Зените» Семака на ведущие роли. Наконец, Нобоа – очень эмоциональный по жизни.
– В московском «Динамо» его смех было слышно на большинстве тренировок. В 2012-м он поначалу не всегда попадал в состав, но когда при Дане Петреску забил в Химках свой первый гол, победный «Локомотиву» – расплакался, – вспоминает автор «Спорта День за Днем» Константин Алексеев, возглавлявший на тот момент пресс-службу бело-голубых.
– Если ты посмотришь видео из самолета, то увидишь, что я кричал, выкинул бутылку с водой. Эмоций так много. Не знаю, как сказать по-русски, но я чувствовал, что головы нет. Переживал так сильно: «Как счет? Как счет? Как там “Арсенал” Тула? Ну давай, давай, пожалуйста, пожалуйста!» – начинает интервью Нобоа.
– Команда вышла из самолета, и больше всех зажигали три игрока: вы, Иванович, Азмун. Это только потому, что Дзюбы не было, или вы действительно лидеры команды?
– Может, потому что не было Дзюбы, но не знаю… Такой радости не бывает каждый день. Каждый чувствует по-разному. Я люблю танцевать, я люблю кричать. Это такое чувство – ты работаешь для этого весь год. И я вернулся после такой травмы – супер! Поэтому был такой веселый.
– Президент «Зенита» Александр Медведев сказал, что один из игроков пошутил в самолете, что «Локомотив» сравнял счет. Сейчас вспомните, кто это был?
– Азмун! Но ему никто не верил. Все игроки чувствовали, что «Арсенал» выиграл. Когда Азмун стал говорить, что ничья, каждый хотел его ударить: «Молчи! Ничего не говори! Мы ждем новостей от капитана!»
– Вы себя назвали «черный русский». Не позволили себе одноименный коктейль?
– Мне не нравится алкоголь. Курить, алкоголь – не рядом с футболистом. Вообще не рядом! Правда, недавно, после чемпионства сказали: «Попробуй чуть-чуть!» Это была водка, но я только попробовал. «Черный русский» не пил никогда – максимум пинья колада или мохито.
История переезда Нобоа в Россию – просто мистика
Во-первых, Нобоа – один из немногих, ради кого Курбан Бердыев, чаще выбиравший игроков по видеозаписям, изменил своей привычке и поехал смотреть футболиста живьем. Во-вторых, изначально Бердыеву предлагали совсем другого игрока, чья судьба в итоге сложилась трагически. Кристиан Бенитес играл за Эквадор вместе с Нобоа, в 2013 году, выступая за «Аль-Джаиш» из Катара, он скончался в одном из госпиталей Дохи из-за остановки сердца.
– Товарищеский матч сборная Галисии – сборная Эквадора. Там был Бердыев. Он сидел на стадионе и смотрел, как я играю. Но перед игрой он уже разговаривал со мной: «Я хочу, чтобы ты играл у меня за “Рубин” Казань, вот твой контракт, это предложение для тебя». Он мне так сказал, и я побежал на игру. После матча он мне сказал: «Смотри, мне нравится в твоей игре так, так, так, но мне не нравится это, это, это». Того, что ему не понравилось, было намного больше, чем того, что понравилось. Но я подумал: «Мне 21 год, я буду учиться с тобой». Если на тот момент я был такой игрок (показывает рукой низкий уровень), то потом вырос (вытягивает руку вверх). Он сделал меня как игрока. На сто процентов.
– Мне говорили, что вы были чуть ли не первым, на кого Бердыев поехал смотреть вживую.
– Да, это реально так. Он всегда смотрит только видео. И сначала ему показали другого футболиста, но Курбан сказал: «Нет, мне нравится этот 16-й номер из синей команды, из “Эмелека”, я хочу этого футболиста». Так он нашел меня. Мой первый вызов в сборную был на игру в Испанию – мы играли со сборной Галисии. «Рубин» в это время был на сборах в Турции, и Бердыев тоже полетел на эту игру.
– Вместо вас Бердыеву предлагали футболиста, чья судьба сложилась трагически.
– Да, это был Кристиан Бенитес. Бердыев всегда о нем спрашивал, ему нравилось, как он играл. Но, видимо, больше понравилось, как я играл.
– Одна ваша знакомая рассказывала мне, что вы ей звонили и плакали в трубку из-за того, что Бердыев вас переучивал: «Я так играть не привык». Что вы делали не так?
– Первый момент – всегда тяжелый. Мне был 21 год, и все поменялось: язык, культура, погода. Если говорить об игре, то я был атакующий футболист, и тренер сказал: «Мне нравится, как ты атакуешь, но у нас проблема. Если ты будешь играть в центре, ты должен делать две работы – “аттак” и “дефенс”. Если ты не “дефенс”, ты не будешь играть». Это было для меня тяжело, и полгода я действительно не играл. Назад, подкат – все было непривычно. Без мяча я играл пешком. Когда мы отбирали мяч, я бежал: «Дайте мне мяч!»
– Как переучились?
– Курбан говорил: «Начинай бегать, думай головой. У тебя две штрафные, нужно успевать и к одной, и к другой». Пришло понимание, что нельзя играть только вперед. Полгода, пока я не играл, мы только разговаривали: «Позиция, позиция, смотри поле!» Это действительно было тяжело. Тренер поддерживал на тренировках, но я не играл и хотел обратно домой. Через полгода я начал играть, и мне понравилось самому. Пришло удовольствие: туда смотрю, туда смотрю, и все получается.
Нобоа называет учителями Бердыева, Семака и Черчесова
Десять лет назад чемпионский «Рубин» Бердыева обычно использовал расстановку 4-2-3-1. Нобоа и Семак играли в центре полузащиты в паре и каждый раз меняли очередность: один подключался к атакам, второй оставался в центральном круге.
– Изначально это шло от Бердыева. Он говорил: «Кто хочет атаковать – без проблем. Но если ты идешь вперед, проверь, что за тобой кто-то остается». Если второй видит, что ты пошел вперед, остается. Мы с Семаком чувствуем друг друга. Увидел – и сразу на позицию. В таких ситуациях не надо разговаривать – надо чувствовать.
– Когда побеждали «Барселону» на «Камп Ноу», было то же самое?
– Конечно. Там кричи не кричи – невозможно услышать друг друга. Мне кажется, когда ты играешь с такого уровня игроком, не надо разговаривать – просто смотреть и чувствовать.
– Вы назвали любимым футболистом Зидана. Многие проводят параллели между Семаком и Зиданом…
– Можно провести, можно. Семак – хороший тренер. Он был центральным полузащитником. Те, кто играл в центре, смотрят на все. Кроме того, для Семака важен каждый футболист. В команде их 23, и он со всеми разговаривает одинаково. Команда чувствует характер тренера.
– Вы сказали в интервью, что Иванович – это Серхио Рамос, а Маркизио – это Пирло. Семак…
– Русский Зидан – его вполне можно так назвать.
– В Интернете было популярно видео, где Хави расставил перед собой стаканы и рассказывал, как «Барселона» победила «Реал», играя с «ложной девяткой». Было очень понятно. Вы встречали игроков, которые так понимали в тактике?
– Все, кто играет в центре. Они видят, куда кто бежит. И Семак играл в центре, и Бердыев играл в центре. Опорный полузащитник читает игру. Я не могу сказать, что я стану супертренером, но я работал с Бердыевым, Семаком, Черчесовым – они все любят тактику. Может, я не буду умным тренером, но я смогу показать своему футболисту – ты должен играть так, так, так.
– Можете привести пример, когда вы подготовились и победили за счет тактики?
– Каждый матч. Серьезно. Если нет тактики – ты проиграл. Все изучают друг друга. Все играют от обороны. Каждое место – тактика: штрафной, угловой. Например, мы играли с ЦСКА и знали одно: нужно не дать им сыграть и кинуть мяч Дриусси в свободную зону, чтобы он убежал. Хотя, конечно, тактика не работает против Месси и Роналду. Ты можешь сказать своему футболисту: «Месси играет только левой, закрой ему левую ногу». Но это не поможет.
– Случай оригинального использования тактики?
– Самые экстремальные условия, где я играл, – в Боливии, высокогорье. В России бывает холодно, но ты бегаешь, чтобы согреться. В Боливии невозможно бегать. Ты двигаешься и чувствуешь жар. Там можно играть только как умная команда, как тактическая команда. Расставьтесь хорошо на поле и держите мяч. Если будешь бегать без мяча туда-сюда – пятнадцать минут, и ты мертвый. (Нобоа четырежды играл за сборную Эквадора в Ла-Пас. Результаты – победа 3:1, ничьи 1:1 и 2:2 в квалификациях чемпионатов мира, победа 4:0 с голом Кристиана в товарищеском матче в 2014 году. – «Спорт День за Днем».)
– Я видел, как футболистам прямо на телефон приходят уведомления от «Инстата» и «Вайскаута» – цифры с анализом их игры. У вас на телефоне установлены эти приложения?
– Нет, у меня на телефоне нет «Инстата» с «Вайскаутом». Я люблю футбол, но мне не нравится смотреть больше, чем надо. На тренировках я люблю играть. Когда закончу карьеру, буду думать.
Историческая победа «Зенита» над минским «Динамо» – заслуга Нобоа. Он сказал речь в перерыве
Нобоа покинул московское «Динамо» в январе 2015 года, не договорившись по условиям контракта. В октябре 2014 года, когда контракт Нобоа истекал, Станислав Черчесов отправил игрока в дубль. Спустя три недели эквадорец вернулся в состав, где в центре полузащиты после травмы Игоря Денисова образовалось пустое место, и профессионально доиграл до конца осенней части чемпионата. Нобоа говорит, что во всех ситуациях нужно оставаться профессионалом, и отводит мотивации не меньше значения, чем тактике.
– Вы сказали, что любите «Рокки», потому что это мотивирует. В футболе игрокам иногда показывают мотивационные видео. Хоть один тренер в раздевалке ставил мотивационные фильмы? Что это были за фильмы?
– Только в сборной. Показывали нарезку лучших моментов нашей игры, эмоции. Мы как семья, надо друг другу помочь. Семак тоже показывает свой характер. Он кричал. Когда мы играли вместе, мы были как друзья. Но сейчас, если было надо, он легко кричал на меня: «Надо бегать, надо бегать!» Хорошо, когда тренер показывает свой характер.
– Когда смотришь, как кричит тот же Черчесов, прибавляется больше страха, чем мотивации.
– Черчесов хочет от каждого футболиста сто процентов, поэтому столько кричит. Его мотив: «Ты можешь лучше, ты можешь лучше». Зато поэтому в сборной России все бегают, все бросаются в подкаты, это смотрится просто супер!
– Тяжело выдерживать, когда тренер все время кричит?
– Нет, наоборот. Такой же Семак, такой же Бердыев. Они хотят, чтобы команда на поле была горячей.
– Приходилось ли говорить речь в раздевалке вам?
– Много раз: «Надо играть лучше! Ты можешь играть лучше! Надо больше бегать». Когда мы играли с «Динамо» Минск, после первого тайма было только 1:0. Надо было забивать еще три. И начинается: «Надо! Надо! Надо!»
– Это вы сказали?
– Это я сказал. Кричал: «Почему не забиваем? Надо больше бегать!»
Эта важная подробность так запала нам в душу, что мы попросили Кристиана повторить то же на видео. Смутившись, Нобоа отвел главную роль в победе над минчанами Сергею Семаку. Но на диктофонной записи эквадорец называет идейным вдохновителем именно себя.
«Мега», Гулливер, Саввиди
У Нобоа было сразу три интересных столкновения с российской действительностью. Когда команда шла на последнем месте, болельщики приезжали на базу и предъявляли лично ему за то, что после поражения от «Спартака» он ходил по «Меге» и улыбался. В мае 2014-го Нобоа забил гол «Зениту» на «Петровском», а при счете 4:2 в пользу «Динамо», практически лишавшем сине-бело-голубых шансов на золото, стал свидетелем массового выхода на поле фанатов с «виража». Уйдя из «Динамо», он поиграл за ПАОК, чей владелец Иван Саввиди прошлой весной попал в хиты YouTube, выбежав на поле с кобурой, из которой отчетливо виднелись контуры пистолета.
– По поводу «Меги». Мы проиграли «Спартаку». Моя жена была беременна. Родился Лукас. Надо было все купить, у меня была приготовлена сумка. Я разговаривал с женой: «Сейчас такой момент, мы проиграли». Ольга сказала: «Нет, надо купить, я одна не могу». Я не был на дискотеке, не был в ночном клубе, не выпивал. Я был в «Меге» утром – в 10–11 утра. И когда мне сказали: «Почему ты улыбаешься?»… Черт, я тоже злой, я тоже хочу выиграть.
Когда выбегали болельщики, я убежал первый и уже только оттуда смотрел, что было. Я не знаю, зачем, почему – только болельщики знают, почему.
Тот самый матч. Кристиан Нобоа – №16 в «Динамо».
– Вас никак не изменили те ситуации? Вы не стали хоть чуть-чуть больше внимания обращать на трибуны во время игры?
– Во-первых, я никак не изменился. С болельщиками – это были две истории за 11 лет. Я никогда не думал, что так будет все время. Мне кажется, я даже больше стал улыбаться после тех ситуаций. Я не стал осторожнее.
– А Саввиди?
– Саввиди – добрый. Он любит футболистов. Любит им помогать. Только чтобы ПАОК победил. Только чтобы «Ростов» победил. Просто, когда он чувствует, что судья не так судит или команда не так играет, он горячий.
Запуск ракеты на военном корабле: «Внутри все черное, а потом красные точки»
Отец Нобоа – адмирал, объездивший весь мир. В России он побывал даже раньше, чем сам Нобоа. Летом 2016 года он стал главнокомандующим военно-морского флота указом президента Эквадора Рафаэля Корреа, который сейчас скрывается в бегах. Нобоа не говорит о политике, но признает, что бывший президент был многим обязан отцу, который его охранял.
– Много раз. В Эквадоре – не за рубежом. Но это было очень тяжелое время, когда народ был недоволен властью. И мой отец даже составлял маршруты поездок. Предупреждал президента, где лучше не появляться.
– В новостях, в заголовках эквадорских газет чаще встречаетесь вы или ваш отец?
– Сейчас я, а раньше чаще упоминался мой отец. Он всегда был сосредоточен на своей работе, на армии. Он был как босс рядом с президентом Эквадора. Мне очень нравится, что все в Эквадоре знают, кто мой папа и кто я.
– Ваш отец много плавал. Самая дальняя точка, где он был?
– Он был везде, во всем мире. Антарктика, вся Европа, Канада, Гавайи – реально везде. Еще Владивосток – из нашей семьи мой отец первый приехал в Россию, не я.
– Вы были на военном корабле?
– Много раз заходил на такой корабль, смотрел, как работают военные. Поразила ракета. Я не видел, как ее запускают, но видел, какая мощная ведется подготовка к запуску. Сколько человек для этого нужно. Внутри все черное, и потом только точки: красные, красные, красные. И отец всеми командовал!
– Сами смогли бы так?
– Не знаю. Но вообще немного похоже на футбол. У каждого свое место, и командир со всеми разговаривает.
Послесловие
У Нобоа остается год контракта с «Зенитом», Кристиан приветствует лимит на легионеров, хотя не играет именно из-за него.
– Семак сказал, что не находит вам места из-за лимита на легионеров. Вы принимаете всю эту ситуацию?
– Да, на поле пять русских, а Мага сильнее меня. Самое важное – команда. Если команда выигрывает, значит, состав правильный. Значит, я должен помочь в раздевалке и на тренировке. Если лимита не будет, где будет сборная России? Сборная останется без футболистов.
Фото: EPA; ФК «Зенит»; El Universo