Когда-то Алекс Фергюсон, меняя маскарадные костюмы между публичными пикировками с Моуринью, на полном серьезе сказал, что только Жозе видит своим сменщиком. Португалец счел за честь, он действительно об этом мечтал. И то, как закончил работу с «дьяволами» сам Фергюсон, Моуринью не смутило.
Сейчас же ситуация до убогости приземленная: принцесса, руки которой принц так добивался, оказалась дурой. Речка — кретинкой, облака — идиотами, лошади — предателями. Жозе можно только посочувствовать. Ничто не давит на голову так, как потерянное удовольствие от работы.
Больше никаких прокатов на коленях вдоль поля. Гол, что пропущенный, что забитый — выражение лица примерно одно и то же. Рассказы о славном прошлом могут быть как правильной пристройкой ценника на прилавке, так и самоуспокаивающим тренингом: «Жозе, мой друг, нет ничего страшного признаться себе в том, что ты закончил».
Профессиональная беда ответственного за результат человека заключается в необходимости каждый день добиваться понимания людей разного возраста, мировоззрения и интеллекта. Пятнадцать лет на топ-уровне — это тяжело. И если в упомянутых недавно самим Моуринью «Порту», «Интере» и «Реале» он мог управлять футболистами, сделавших себя на природных инстинктах (любовь к футболу и/или желание выбраться из нищеты), то вожделенный когда-то «Манчестер Юнайтед» ему пришлось принимать в изменившуюся эпоху. Когда футбол окончательно стал развлечением более легкого жанра, чем раньше. «Автобусы» запрещены не только эстетами-болельщиками, но и спонсорами. Упрямые тренеры с харизмой постепенно уступают место юношам, умеющим пользоваться приложениями и «чутко понимать» ранимые души игроков. Рваные гетры нужны только в финале Кубка Либертадорес и в пятом-шестом английском дивизионе.
You really thought everything was okay at Manchester United? pic.twitter.com/n2dmFjsvw9
— B/R Football (@brfootball) 18 декабря 2018 г.
Футбол стал красивым, Моуринью таким никогда не был.
У «Юнайтед» не настолько плохой состав, чтобы играть, как сейчас. Его можно объединить и отформатировать, чтобы хоть не позориться. Но сложно меняться, когда ты к этому не готов. Одного просить быть ответственным. Другого — заново учиться играть в футбол. Третьего — расширять диапазон действий. Четвертого и пятого — подумать, за что им всю жизнь платят такие деньги.
Нет, это работа для тех, кто мечтает стать таким, как Моуринью. Жозе не просто топ-тренер — он стал целым театральным жанром, пользовавшимся бешеной популярностью полтора десятка лет. А теперь он готов к Катару. Или к Австралии. Или к «Зениту».
Хотя, скорее всего, прекрасный актер Моуринью до смерти хочет в родной Сетубал. Развести шашлычок, взять крепкого пива и похохатывать, глядя на окружающий мир.