Еще в 364 году до нашей эры философ Платон четко сформулировал задачу, стоящую перед молодыми родителями: «превратить любовь младенца к движению в привычку на всю жизнь». Современные медики развили эту мысль мудреца.
Первые 10 лет жизни играют важнейшую роль в становлении здорового организма. В этом возрасте физическое развитие и соответствующее воспитание должны доминировать, тогда впоследствии и к врачам обращаться не потребуется. Активные игры и занятия спортом в эту первую декаду жизни заложат фундамент крепкого здоровья и долголетия. Чем раньше начинать с младенцем занятия физкультурой, тем лучше. Это даст возможность в значительной степени компенсировать возрастную физиологическую незрелость ребенка. Двигательная активность развивает его мускулатуру. Более того, помимо укрепления здоровья она способствует и его психологическому развитию. Малыш начинает лучше владеть своим телом и чувствует себя значительно увереннее. По мнению ученых, в XXI веке человек сталкивается с тремя минусами цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, гиподинамией и перееданием. Наиболее частое и печальное последствие этого – избыточный вес, проявляющийся уже в детском возрасте, который, в свою очередь, провоцирует серьезные расстройства здоровья. Медики доказали связь детского ожирения с ранней близорукостью. Это – лишь один, но яркий пример.
Но стоит начать побольше бегать, кататься на велосипеде, ежедневно заниматься гимнастикой, как лишний вес исчезает, ребенку это дается достаточно легко. Сегодня педиатры считают, что рефлексы, которыми от природы награжден новорожденный, позволяют приучать его к фитнесу с 2–4 месяцев.
Российские инженеры сконструировали для этой цели специальные спортивные комплексы. Применяются они уже довольно давно, и опыт их воздействия на здоровье малыша хорошо изучен. Первые такие домашние спорткомплексы изобрел бывший военный летчик В.С. Скрипалев еще в начале 70-х, они были одобрены Минздравом и рекомендованы для массового использования.
Педиатры считают, что младенец, появившись на свет, существует как бы в одномерном пространстве. Детский спорткомплекс Скрипалева позволит значительно это пространство расширить, максимально поспособствовав тем самым гармоничному физическому развитию новорожденного. Пространство, названное изобретателем «гимнастическим деревом», становится трехмерным. На этом «дереве» ребенок выполняет 7 упражнений: вис, вращение, качание, катание, балансирование, прыжки, лазание. Такой детский домашний фитнес-центр способствует ускоренному физическому и интеллектуальному развитию младенца, он раньше начинает садиться, после чего изменяется и характер упражнений.
В развитии двигательной активности необходимо различать два вида нагрузки на скелетную мускулатуру: статическую и динамическую. Статическая обуславливает рост мышечной массы и ее внутреннюю энергию. Динамическая – увеличение свободной энергии, то есть работоспособность мышц. В спорткомплексе Скрипалева такие упражнения, как вис, качание, катание, обеспечивают статическую нагрузку, а динамическую обеспечивают балансирование, прыжки, лазание, вращение. Качание, катание и вращение способствуют развитию вестибулярного аппарата.
Таким образом, занятие в подобном домашнем спорткомплексе способствуют и физическому развитию ребенка, и становлению его характера. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе, он не пасует перед трудностями, напротив, готов к их преодолению.
Наталья Худолей, врач-педиатр высшей категории
Основные принципы занятий на СКС
1. Без страховки – при занятии на СКС после начального этапа страховка больше не нужна.
2. Самостоятельно – категорически: не подсаживать, не раскачивать, не крутить малыша на снарядах и не заставлять, ребенок должен заниматься самостоятельно.
3. Вдоволь – малыша не следует ограничивать по времени, пусть занимается до полной усталости.
Работая над конструкцией СКС, автор прежде всего исходил из того, что ребенку полезно выполнять самые разнообразные движения. Все снаряды в спорткомплексе подобраны на основе семи групп любимых детьми движений.
1. Вис. Даже трехмесячный малыш жадно тянется к перекладинке, установленной в кроватке, хватается за нее и пытается подниматься. В СКС это можно сделать на перекладине, кольцах и трапеции.
2. Прыжок. Под всеми снарядами натянут батут – он заглушает соскоки. Висы и прыжки развивают самые разнообразные группы мышц.
Следующие четыре группы развивают вестибулярный аппарат.
3. Вращения. В СКС введен новый снаряд для вращения головой вперед и назад.
4. Качание. Для самых маленьких детей на одно из колец можно подвесить съемную грушу-качалку.
5. Катание. Катаясь, надо сохранять равновесие, а не держаться, как на качелях. Комнатная горка для катания вполне удовлетворит потребность ребенка в этом виде движений.
6. Равновесие. Чтобы ребенок имел возможность балансировать, придумана наклонная треугольная лесенка. Выше на лесенке безопасно: более длинные ступеньки едва накреняются.
7. Лазание. Все предыдущие группы движений входят в главную – лазание. Чтобы малыши могли выполнять эти движения, комплекс имеет перекладину, кольца, трапецию, качели, лиану-качели, горку для катания, наклонную треугольную лесенку и канат. Вот эти снаряды и выполняют функцию дерева.
Ребенку, как правило, надоедает долго заниматься чем-то одним. Поэтому, чтобы продлить общее время занятий физическими упражнениями, необходимо их чередовать с другими занятиями. При смене умственной и физической деятельности ребенок не устает.
Плодами применения подобных педагогических приемов при занятиях на СКС должно стать кроме гармоничного физического развития ребенка еще и развитие качеств характера, таких как вера в себя, оптимизм, любовь и уважение к творчеству, смекалка, настойчивость, воля, интуиция.
По материалам сайта www.skripalev.ru