• Молодая гвардия

    Юноши. Сингапур

    22.08.10 01:01

    Молодая гвардия - фото

    Фото: EPA/VOSTOK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    В субботу, 14 августа, в Сингапуре началась первая юношеская Олимпиада: в ней могут участвовать только спортсмены с 14 до 18 лет. На проведение состязания претендовало несколько стран, в том числе и Россия, которая сейчас отвезла на турнир максимальное количество молодых атлетов.

    «Юношеские Олимпийские игры очень важны, они показывают, что людям интересен детский спорт, что в него готовы вкладываться, что каждую страну заботит собственное будущее, — сказала «Спорту» Татьяна Покровская, главный тренер взрослой сборной России по синхронному плаванию. — А традицию Олимпийских игр положили еще мы в 1998 году, когда были проведены в Москве Всемирные юношеские игры. И наконец-то эстафета перехвачена».

    О том, что именно Москва должна носить гордое звание первопроходца в большом молодежном спорте, многие заговорили после того, как столица проиграла Сингапуру по голосам 44:53. «В истории олимпийского движения подобные прецеденты повышения статуса соревнований задним числом уже были, — говорил почетный президент Олимпийского комитета России Виталий Смирнов. — Всем известно, что первые в истории зимние Олимпий­ские игры прошли в 1924 году в Шамони. Однако статус Олимпийских они получили только спустя несколько лет».

    Пока официально история юношеской Олимпиады берет начало в 2007 году, поскольку именно тогда было принято судьбоносное для нее решение. Так что пока задача россиян — успешно выступить в Сингапуре. В Играх примет участие около 3,6 тысячи спортсменов, они будут бороться в 30 видах спорта, из которых Россия засылает бойцов в 22.

    Лондонская программа

    По анонсам мероприятия сразу стало ясно, что подросткам предстоит нешуточное испытание. Прежде всего климатическое. На самом-то деле сейчас можно вздохнуть с облегчением — слава Богу, что Москва не выиграла тендер, ведь тогда подростки со всего мира съехались бы в жуткий столичный смог, в котором врачи в принципе запрещают заниматься физическими упражнениями.

    Но и в Сингапуре будет ненамного легче: при температуре воздуха более 40 градусов и стопроцентной влажности молодым людям будет очень непросто. Поэтому все сборные едут на Игры за пять дней до открытия. Российская команда к тому же питается специальными адаптогенными препаратами — это разрешенные средства для скорейшей и безболезненной адаптации организма к новому климату.

    Следующее испытание — собственно Игры. По своей сути, по видам, они соответствуют программе ХХХ Олимпиады 2012 года в Лондоне, в которой наверняка примут участие многие из сегодняшних олимпийцев.

    Россия повезла в Сингапур максимально возможный состав — 130 человек, из которых 96 спортсменов. Все они получили полную экипировку сборной, прошли углубленное медицинское обследование и официально признаны «годными к спортивной службе» на высшем уровне.

    В составе команды восемь мастеров спорта международного класса и 53 мастера спорта из 39 регионов. Основные надежды связаны с Антоном Лобановым (плавание), Гульнарой Губайдуллиной (современное пятиборье), Викторией Комовой (спортивная гимнастика), Татьяной Сегиной (стрельба из лука), Марией Кучиной (легкая атлетика) и Александрой Меркуловой (художественная гимнастика).

    За всеми спортсменами будет осуществлен тщательный медицинский надзор. После ванкуверской Олимпиады было много разговоров о плохом медицинском сопровождении, о том, что врачей, психологов и массажистов не допускали в стан команд, что сотрудникам медицинских служб не выдали необходимых аккредитаций. Видимо, нагоняй, полученный спортивными чиновниками, сыграл-таки положительную роль: если верить словам, сейчас сборная экипирована медперсоналом лучше некуда.

    По правилам соревнований в Олимпийской деревне к атлетам допускается только три врача — это на 96 человек. Так как этого очевидно недостаточно, российские медики приняли решение открыть неподалеку — в 10 минутах езды от деревни — собственный реабилитационный центр. Для этого в туристическом комплексе снято большое помещение с несколькими комнатами, завезена новейшая линейка восстановительного оборудования.

    «Основной нюанс нынешней работы в том, что все эти спортсмены, которые собираются сражаться не на жизнь, а на смерть, — дети, — объяснил Владимир Уйба, руководитель Федерального медико-биологического агентства, которое обеспечивает медицинскую помощь сборной России. — По нашим градациям все они попадают в подростковую группу, какими бы высокими и сильными они ни выглядели. Поэтому надо подчеркнуть, что мы везем в Сингапур не просто врачей, а педиатров. И дополнительно к тем трем, что аккредитованы в Олимпийской деревне, в нашем центре работают еще 10 медиков: шесть врачей и четыре массажиста».

    К слову, спортивный психолог среди них тоже имеется. «На его плечи возложена серьезная задача — снимать напряжение, преодолевать слом спортсмена, который, например, неожиданно для себя занял четвертое место, хотя его месяцами настраивали на первое», — объяснил Уйба.

    Центр возглавляет физиотерапевт Анна Рубанченко — доктор медицины, занимавшаяся реабилитацией атлетов в Ванкувере. Интересно и необычно то, что все восстановительные и прочие

    препараты, которыми будут лечить спортсменов в Сингапуре, — россий­ского производства. По мнению врачей агентства, никакая страна не заинтересована продавать своему потенциальному конкуренту на Олимпийских играх хорошие препараты.

    Поборники детства

    Когда читаешь обо всех этих подготовительных мерах, невольно закрадывается мысль: как же собираются напрягать детей, если для их восстановления нужно столько средств? Такая мысль пришла в голову и нескольким европейским федерациям: еще в марте федерации легкой атлетики Швеции, Дании, Исландии и Нидерландов обратились к делегатам Совета Европейской легкоатлетической ассоциации с предложением отказаться от участия в первых юношеских Олимпийских играх. По их мнению, нагрузка, которой подвергается молодой организм во время подготовки к таким глобальным соревнованиям, может серьезно навредить спортсменам.

    «Если мы предположим, что от Европы в каждой дисциплине смогут участ­вовать пять-десять атлетов, отбор, очевидно, будет чрезвычайно жестким. А подобная ситуация плохо сочетается с нашим стремлением поощрять молодых спортсменов к выходу на элитный уровень уже во взрослом возрасте. Нам также не кажется, что мы посылаем правильный «месседж» любому подростку, которого мы должны стимулировать заниматься легкой атлетикой в принципе», — говорится в официальном заявлении федераций.

    Однако их предложение не встретило поддержки. «Это полная глупость, — считает Татьяна Покровская. — Тренеры прекрасно умеют дозировать нагрузки, мы же не враги себе и своему будущему. А подростки должны привыкать к серьезным стартам — чем раньше, тем лучше».

    Однако нельзя сказать, что МОК не обратил внимания на прошение федераций. Напротив, комитет озаботился тем, чтобы детские Олимпийские игры коренным образом отличались от взрослых.

    Основное отличие в том, что соб­ственно результаты и медали командного первенства не ставятся во главу угла. С одной стороны, и во взрослых Олимпиадах официально подсчет медалей не ведется — но ведь всем известно, что на самом деле их считают весьма скрупулезно. Чтобы избежать такого в детских Играх, организаторы решили максимально усложнить подсчет золота странам-участницам.

    «Прежде всего, официально не будут вестись рекорды, — пояснила «Спорту» начальник отдела летних видов спорта в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Елена Тимофеева. — Кроме того, помимо обычного личного зачета в некоторых видах спорта добавляется еще соревнование сборных континентов — то есть турнир команд Европы, Азии, Африки… В сборную каждой части света от одной страны по каждому виду спорта может претендовать только один атлет. Также будут смешанные эстафеты — в общем, произвести точный подсчет медалей по головам будет очень непросто».

    Таким образом организаторы дают странам возможность лишь посмотреть на общий уровень своего детского спорта, сравнить его с другими. «От нас никто не требовал конкретных медальных планов, — отметил руководитель спортивной делегации России Валерий Куваев. — В Олимпийском комитете России попросили дать некий прогноз на общий уровень развития некоторых видов спорта — и все».

    Именно поэтому сингапурская Олимпиада должна не покалечить, а сплотить юных участников. «Детская олимпиада — это прекрасно, чудесная возможность встретиться, обменяться опытом, поделиться впечатлениями, — восторженно отметила Татьяна Покровская. — Это не спорт высший достижений, не та злая Олимпиада, к которой мы привыкли, это скорее фестиваль, на котором все демонстрируют свои умения».

    Все участники турнира прилетели в Сингапур вместе. В отличие от взрослой Олимпиады, где атлеты приезжают и уезжают по собственному графику, в юношеской участники должны постоянно находиться рядом — это условие организаторов. Все расходы по авиаперелетам и проживанию взял на себя МОК. По его замыслу, за эти две недели атлеты будут не только соревноваться, но и по­знавать себя на различных мастер-классах с известными спортсменами, тренингах и прочих общих мероприятиях. Именно в этом — в восстановлении некоего духа олимпизма — и состоит главная задача юношеских Олимпий­ских игр. Что из этого получится, можно будет судить после 26 августа.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №31 (11-17 августа 2010 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»