Павел «MoHApX» Пимонов известен в киберспортивном сообществе как основатель организации zNation. Российский мультигейминг вырастил талантливых игроков, которые сейчас входят в мировой топ по CS:GO, Dota 2 и Point Blank. Под флагом zNation в разное время выступали Денис «seized» Костин, Алексей «Solo» Березин, Антон «kibaken» Колесников и другие известные киберспортсмены.
В 2013 году неожиданно для всех проект zNation был приостановлен. Причиной послужили трудности, связанные с развитием киберспорта за пределами столицы. И вот спустя четыре года организация возвращается на профессиональную сцену.
─ Привет, Паша! С места в карьер: весной на про-сцене Point Blank появилась команда под тэгом zNation. Она имеет отношение к оригинальной организации?
─ Да, безусловно имеет. Это мои бывшие падаваны, которые играли в моей организации. Они в курсе, что сейчас мы занимаемся возрождением проекта и решили выступить под именем zNation. Мы позволили им это сделать и были приятно удивлены результатами — ребята заняли второе место на чемпионате мира PBWC’17.
─ Прошло четыре года с тех пор как zNation была поставлена на паузу. Чем ты занимался все это время? Следил за киберспортом?
─ Если честно, я вообще не следил за киберспортом и ушел в традиционный бизнес. Конечно, остались друзья в социальных сетях и Steam, которые периодически закидывали мне разную информацию, когда мои бывшие ребята что-то выигрывали. Например, когда Денис «seized» Костин из Natus Vincere стал чемпионом вместе с Егором «flamie» Васильевым (ESL One: New York 2016 — прим.ред.) Flamie в свое время тоже играл за нас, мы первыми его заметили. Это было приятно, я написал им, поздравил. Еще наши игроки в Point Blank трижды стали чемпионами мира — очень и очень приятно. И дотеры… Алексей «Solo» Березин на сегодняшний день — один из сильнейших игроков в СНГ, он тоже наш человек, который начал профессиональный рост в нашей организации.
─ Что подтолкнуло тебя возродить проект?
─ Мы оценили рынок киберспорта в СНГ. Почему мы в свое время поставили проект на паузу? Потому что рынок киберспорта в России и СНГ не был готов к работе с представителями региональных организаций, не был готов к развитию в регионах. Все концентрировалось в столице, а мы были если не единственным, то уж точно самым успешным проектом не из Москвы. Сейчас же ситуация меняется кардинально, и мы решили, что пора возобновить проект и попробовать свои силы.
─ Наверняка первыми подразделениями обновленной организации станут Counter-Strike и Dota 2?
─ Я бы сейчас не делал заявлений о том, что мы точно будем заниматься CS:GO и Dota 2. Безусловно, на сегодняшний день это самые приоритетные направления, которые мы не оставим без внимания, но я не уверен, что это будут сразу обе дисциплины. Одна из этих дисциплин точно будет на старте.
─ Появятся ли в zNation новые дисциплины? Quake Champions, например.
─ Я пока не уверен, что новый Quake взлетит, но посмотрим, как он будет развиваться. Поэтому QC у нас пока не будет. Мы очень пристально следим за League of Legends. Есть большая вероятность, что первый состав у нас будет именно по LoL. Одиночные дисциплины, StarCraft, Hearthstone и уже упомянутый Quake, пока открывать не планируем.
─ В 2011 году ты брал все расходы по содержанию киберспортсменов на себя. Кто выступит инвестором на этот раз?
─ Прошло уже четыре года, и мы не стояли на месте — сейчас есть определенные наметки по инвестициям. На этот раз не я буду инвестором. Если раньше я занимался киберспортом скорее, как хобби, переросшим в бизнес-проект, то сейчас это бизнес, который будет инвестироваться. Приоткрою завесу тайны — достаточно серьезно инвестироваться. Мы хотим зайти по-крупному и занять достойное место в СНГ. Мы будем представлять Россию и Санкт-Петербург и на мировой сцене.
─ Во сколько обходилась команда по одной дисциплине в 2011 году?
─ В среднем команда из пяти человек обходилась в 50 тысяч долларов в год. Если сравнивать с нынешней ситуацией, сейчас команда мирового уровня обойдется уже в 500 тысяч.
─ Сейчас топовые игроки стоят немалых денег.
─ Будем честными — зарплаты игроков достаточно завышены. Это мыльный пузырь, который отечественному киберспорту ничего хорошего не принес.
Игрок, у которого нет бэкграунда, который толком ничего не завоевывал, во время переговоров с организацией просит космическую зарплату. Очень странно, откуда он берет эти цифры, и с чего вдруг он оценивает себя так? Этот мыльный пузырь и усложнил работу по выращиванию профессионалов для отечественных организаций. Ребята не соизмеряют свои заслуги и достижения с теми деньгами, которые они просят на старте.
─ Похоже на ситуацию с российскими футболистами.
─ Здесь легко провести аналогию. У нас уже тысячу лет никто ничего в футболе не выигрывал, при этом у игроков космические зарплаты.
Дело ведь не только в деньгах. Да, это дорого для многих мультигеймингов на старте. Но есть еще один важный фактор: для руководителей организаций это бизнес. Сейчас команда не tier-1 уровня практически не монитезируема. Соответственно, завышать зарплаты игрокам tier-2 и tier-3 уровня — бессмысленно, и с точки зрения бизнеса невыгодно содержать такие дорогие команды. В этом и заключается проблема роста молодых игроков — с tier-1 никто не начинает, а завышая свои потребности по зарплатам молодые игроки остаются не у дел. Когда человек получает большие деньги, но ничего не выигрывает и не достигает результатов, ему не к чему стремиться. Зачем что-то выигрывать, если зарплата и так хорошая? Это проблема мотивации. Я убежден, что основная мотивация игрока заключается в достижении результатов, особенно на международном уровне. Призовые и бонусы за победы, а не зарплаты. Зарплата должна поддерживать игрока во время перерывов между чемпионатами, чтобы было на что жить и что кушать. Весь основной заработок игрока должен быть не в зарплате — он должен быть в бонусах за победы и с призовых фондов. В некоторых организациях есть бонусная система, как была у нас в zNation. Когда команда достигает топ-8, топ-6 или топ-3, она получает бонус к зарплате, и чем выше — тем больше. Это практикуется в хоккее, например.
─ Это здоровая мотивация.
─ Да, потому что большие зарплаты — путь в никуда.
─ Формируя новые команды, ты отдашь предпочтение молодым игрокам или опытным киберспортсменам?
─ Чем отличался проект zNation от других? Мы отличались тем, что выискивали никому не известных талантливых ребят и растили их до профессионалов. Этим мы и планируем дальше заниматься. Безусловно, в составах могут появиться хэдлайнеры, люди с большим опытом, но таланты мы будем искать обязательно. И искать мы будем не только в двух столицах, но и в регионах.
─ Как молодым игрокам заявить о себе и напроситься на пробы?
─ Сейчас мы работаем над системой рекрутинга. В России и СНГ сейчас нет нормально разработанной системы по подбору игроков или скаутинга, как это принято называть в других видах спорта. С помощью эффективной и грамотной системы мы сможем подбирать талантливых ребят. Я пока не могу сказать, как именно это будет выглядеть — систему мы еще не анонсировали. Скауты будут работать по различным каналам. Надеюсь, на нашей про-сцене появится молодая кровь, которая будет показывать достойные результаты.
Проситься к нам через соцсети бессмысленно. Как правило, это неэффективно. Ребята, которые пишут, зачастую завышают ожидания о себе и предоставляют информацию некорректно.
─ Что думаешь о возрождении олдскульных тэгов в СНГ: forZe, pro100, M19? Это становится трендом.
─ Здорово, что ребята возвращаются. Достаточно много было разговоров о возвращении M19 под эгидой тех людей, которые к ним отношения не имели и поступили некрасиво. Про них сказать ничего не могу. Старые тэги возвращаются, а значит, будет конкуренция, будут результаты и будет рост.
─ Зарегистрировали ли вы тэг zNation, чтобы не произошла ситуация как с М19?
─ Да, торговая марка уже зарегистрирована в России. Естественно, мы оформим и международную регистрацию, чтобы быть максимально защищенными с точки зрения закона.
─ У zNation одной из первых появился талисман команды — грифон Крейзи Зи. Мы его еще увидим?
─ Идея с талисманом пришла совершенно случайно, и это было круто. Куда бы мы не приехали с нашим грифоном — всем очень нравилось. Мы намерены оставить талисман — может быть, это будет уже не грифон, но талисман обязательно будет! Помимо нас в России, да и в СНГ, талисмана не было ни у кого.
─ Сейчас разве что белый медведь у Virtus.pro появляется на турнирах.
─ Раскрою небольшую тайну: мы приехали с грифоном на Copenhagen Games 2012, он появился в видеоотчетах, и после этого талисманы команд стали появляться в Корее.
─ Что будет со старым логотипом? Он изменится?
─ Ребрендинг будет, хоть организация и олдскульная. Скорее всего, изменится цветовая гамма и сам логотип.
─ В свое время у zNation был женский состав по CS 1.6. Не думал вновь поработать с девушками?
─ Женская команда — это нечто особенное. С девочками сложнее работать, их надо мотивировать по-другому. Они самокритичны: если что-то не получается, опускают руки. К ним нужен особый подход. Когда у нас был состав по 1.6, столько менеджеров сменилось! Я их как перчатки менял, потому что не срабатывались девочки с теми менеджерами, которых я им давал. В итоге пришлось самому с ними заниматься, и слава богу, все было хорошо. Но это непростая задача — гораздо сложнее, чем с парнями работать. Но если у нас появится возможность, мы сделаем женскую команду.
Женский киберспорт — он отдельный. Все-таки на мировой сцене девочки уступают, как ни крути, и тут ничего не поделаешь. Но так или иначе, есть женский Counter-Strike с достаточным количеством команд. В Dota 2 были такие же начинания, женские команды создавались по всему миру, но так и не взлетело.
─ Давай поговорим о проекте «Путь к мечте». Это по сути реалити-шоу о киберспорте, в котором ты будешь участвовать в роли ментора. Как ты попал в него?
─ С Романом Алымовым (глава Калининградского отделения Федерации компьютерного спорта — прим. ред) мы познакомились еще в прошлом году, когда он захотел взаимодействовать с Федерацией компьютерного спорта России. Я тогда курировал отделение по Северо-западному региону, куда входил Калининград. Его перевели на меня, так как он был в моей вотчине. Так мы и познакомились, пообщались, и я сделал вывод, что Роман был и остается самым реальным и адекватным претендентом на руководящую должность в ФКС Калининграда. Я его туда рекомендовал, и его назначили.
С тех пор мы часто общаемся и делимся идеями, а полгода назад Роман рассказал мне об идее проекта. Я его поддержал, помог додумать некоторые моменты. В середине весны он мне позвонил и сказал: «Дружище, ты должен стать ментором нашего проекта». И я согласился, потому что проект интересный и новый для России. Такого пока еще никто не делал. Идея хорошая и реализация, я думаю, не будет уступать.
─ Какова миссия ментора в этом проекте?
─ Главная задача ментора — поделиться своим опытом с участниками и зрителями, чтобы у них появилось понимание того, как создать новую команду, с чего начать и как строится весь процесс. Чтобы играть, много ума не надо — скачал и играй! А вот задача создать свою команду — далеко не тривиальная. И мы хотим показать всем, как это сделать. А еще ментор будет помогать каждому участнику достичь желаемого — победить в чемпионате.
─ Будут ли у команд тренеры, или же частично менторы будут участвовать в этом процессе?
─ Нет, ментор тренерскую роль играть не будет. Решить проблему с тренером предстоит создателю команды: кто-то возьмется сам, кто-то позовет человека со стороны или назначит более опытного участника. Каждый будет выходить из положения по-своему — в этом и суть проекта, показать разные пути решения задач и посмотреть, кто добьется результата.