Леонид Федун, владелец «Спартака», публично высказавший доверие Станиславу Черчесову за несколько дней до его отставки, после матча с «Динамо» объяснил причины перепадов в игре его клуба: «В матче принимали участие семь спартаковцев, которым не больше двадцати одного года. Поэтому о стабильной и качественной игре речи идти пока не может. Тем не менее мы сравняли счет, а могли и победить, если б нам еще больше улыбнулась удача».
В этом же интервью он заодно и рассказал, когда ждать прогресса от красно-белых: «Вот как наберут форму Павленко, Саенко, Веллитон — у нас будет совсем другой «Спартак», и команда будет производить другое впечатление».
Обе фразы — словно реверанс в сторону Черчесова. Первая объясняет, почему девятикратный чемпион России не в состоянии идти в лидерах сезона (одновременно с Федуном новый гендиректор клуба Валерий Карпин удивится — и тоже публично — тому, что платежная ведомость «Спартака» отстает от аналогичных у других команд). Вторая показывает, почему в последнее время при Черчесове не было отлаженной атакующей игры.
Но почему-то оба довода при принятии решения о дальнейшей судьбе Черчесова в «Спартаке» не учитывались. Поражение от киевского «Динамо» — и с вещами на выход.
У Черчесова, насколько известно, с клубом продолжает действовать контракт. То есть юридически он — все еще главный тренер «Спартака». Про это косвенно говорит Карпин, подчеркивая, что срок соглашения истекает только у Сергея Шавло — когда его спрашивают о судьбе менеджеров, которых Федун без колебаний отправил в отставку, как только появился подходящий для улучшения общественного мнения случай. На это намекает и программка к недавнему дерби, где про отставку Черчесова написано не «уволен главный тренер», а «отстранен от обязанностей по управлению командой». Но разрыв контракта — вопрос прикладной, сугубо юридический. Хотя деталь любопытная, подчеркивающая запутанность ситуации в клубе.
Стремительность отставки Черчесова удивляет, если вспомнить слова Федуна о том, что главный тренер точно доработает до конца сезона. Получается, если задуматься, поразительная вещь: ни один специалист, идущий работать в «Спартак», не может быть уверен в словах своего работодателя. И очень интересно — те неведомые прессе три-четыре тренера, с кем Карпин успел провести переговоры и с кем, по его словам, «осталось убрать шероховатости» (любопытно, что это значит — «убрать шероховатости», — если в списке не один, а несколько кандидатов), — так же тщательно подходят к поступающим им предложениям? Изучают ли они прессу, узнают ли — почему и как увольняли из предшественников, с кем из игроков им предстоит работать? Будут ли они знать про пресловутые «десять процентов» или про смену курса, когда ставка делается то на собственных воспитанников, то на легионеров?
Карпин рассказал в последние дни многое. Но, думается, главное из сказанного то, что он намерен избежать шараханий из стороны в сторону, которые происходили в последние годы в «Спартаке» постоянно. Когда тренера увольняли в разгар сезона, хотя речь официально шла о недовольстве спортивными результатами, едва ли не все решали эмоции.
Сможет ли клуб избежать этого теперь — безусловно, главный вопрос. А вовсе не то, вернется ли в «Спартак» Титов.
Хотя, разумеется, это тоже будет показательно. И тоже даст ответ на многие вопросы.