• Михаил Бирюков. Через тернии к звездам

    08.05.18 14:48

    Михаил Бирюков. Через тернии к звездам - фото

    Фото: «Спорт День за Днем» (Игорь Озерский)

    Воспитанник некогда очень знаменитой «кубковой» команды «Знамя труда» (Орехово-Зуево) в «Зенит» пришел из благовещенского «Амура». В Михаила Бирюкова сразу же поверил Юрий Андреевич Морозов. Как этот наставник умел верить в футболиста, что называется, вопреки всему, нынешнее поколение болельщиков знает на примере Александра Кержакова, который долго не мог поразить ворота соперников, но регулярно получал шанс от тренера. Вот и у 21-летнего голкипера, быстренько прозванного одноклубниками Михеем, не сразу все получилось.

    Реализовал себя на 120 процентов

    В 1980-м все с вратарями было просто и ясно: пост №1 безо всякой конкуренции занимал 33-летний Александр Ткаченко. Пришедший из «Зари» ветеран не подводил, играл здорово, руководил обороной, выручал. А «Зенит» впервые в своей истории претендовал на медали, каждое очко было на вес золота! В 14-м туре в Донецке Морозов, как обычно никому ничего не объясняя, доверил место в воротах Михаилу Бирюкову — дебют в высшей лиге. «Зенит», гостя у грозного соперника, вел 2:1 до 73-й минуте, когда «Шахтер» сравнял счет. Пропущенный мяч подействовал на голкипера-новичка так, как это нередко происходит с необстрелянными вратарями. За следующие 7 минут хозяева поля еще трижды (!) добились успеха. Михей оказался в запасе, впрочем, еще один шанс в том сезоне от Морозова он получил.

    Дальше были бронзовые медали. Фанфары. Ликовал весь Питер. В следующем году «Зенит» дебютировал в Кубке УЕФА, а Ткаченко вернулся в Ворошиловград (Луганск). Надо искать нового вратаря? Юрий Андреевич очень уверенно и веско сообщил, что это ни к чему: Бирюков готов стать основным голкипером. Тренеру-триумфатору на волне эйфории поверили, хоть и не все. Но время переходов завершилось. Сезон-1981 начинался в феврале кубковыми встречами. Тогда — в формате группового турнира. Зимой, естественно, в СКК. В первом туре «Зенит» играл с «Зарей», Бирюков против Ткаченко! Возможно, для Миши это стало дополнительной психологической нагрузкой. Выводя мяч с рук ногой в поле, мощный голкипер точно зарядил выходящему из штрафной Анатолию Давыдову пониже спины. Обычно невозмутимый ветеран поднялся, подошел к скамейке запасных и выразительно посмотрел на Андреича. Отмечу, что в наши дни в неформальной обстановке Анатолий Викторович уверяет друзей, что этого эпизода не помнит. Уже тогда, в 1981-м, только в конце сезона, Давыдов будет повторять во всех интервью, что команда очень многим обязана вратарю Бирюкову. Но в феврале Морозов воспользуется правом на «исключение» для участников еврокубков и пригласит в «Зенит» уже после завершения переходного периода вратаря Владимира Николаева, с которым и начнет чемпионат.

     

    Играл новобранец очень неплохо, но вот в 7-м туре в матче против «Нефтчи» появился Михей и отстоял на ноль! Быть может, Морозов не рискнул ставить Николаева против бывшего клуба? Но в 11-м туре Бирюков провел встречу в Ленинграде с «Черноморцем». И все больше были видны (даже скептикам), потрясающие данные молодого вратаря, его хорошая реакция, прыгучесть…

    Бирюков станет основным вратарем «Зенита» после ответной игры на Кубок УЕФА в Дрездене. Питерцев разгромили — 4:1, могли бы и больше, но выручил возмужавший вратарь.

    «Миша реализовал свои возможности на 120%», — говорил о нем Владимир Казаченок уже в 21-м веке. «Ни один футболист золотого состава не раскрылся так, как он», - добавлял легендарный форвард.

    Бабушка из Волосова или Неизвестная героиня 84-го

    Вот, собственно, в 1984-м это и проявилось наиболее ярко. К этому времени Михей — лидер команды. Часто оставался поработать после тренировок. О его дублерах никто не вспоминал годами — отменно подготовленный голкипер избегал травм.

    Вот, правда, в 1984-м… У Бирюкова болела спина, дело в футболе житейское. Но надо же играть. В те годы, напомню, об МРТ и компьютерной томографии даже не слышали. Обычная рентгенограмма ничего не показала. В «Зените» был массажист-кудесник Сергей Токарев. Колдовал над вратарем — не помогало. Токарев поделился с вашим автором идеей отвезти Михея в Волосово, где некая бабушка-знахарка (а то ли костоправка) творила чудеса. Я его пристыдил, дескать, стыдно специалисту с высшим образованием говорить подобные вещи. Перед матчами Бирюкову вводили аналгетики. А потом вдруг у него все прошло. Так бывает. И лишь в конце золотого сезона я узнал, что Лысый (Токарев) все же свозил Михея к бабушке. Как рукой сняло.

    И уже ничто не могло помешать Бирюкову дебютировать в свой звездный сезон в сборной СССР. Замечу в скобках, что к Ринату Дасаеву в те годы в Питере относились с особым чувством. Не просто как к спартаковцу. Все же знали, что «ворота «Зенита» надежней ста замков...». Вот «великий Миша Бирюков» и должен был играть в сборной, а не какой-то там Дасаев, это на берегах Невы понимал каждый детсадовец! 19 августа 1984-о сборная СССР принимала Мексику на стадионе им. С.М. Кирова, который просто требовал выпустить наконец-то приглашенного Михея. Он дебютировал лишь на 84-й минуте.

    Прошло больше 30-и лет, но я до сих пор уверен в том, что сказывалось тогдашнее отношение к «Зениту» нашего футбольного руководства. Бирюков — подлинный хозяин штрафной, игравший в манере Льва Яшина. Дасаев выходить из рамки опасался, и это очень обедняло его игру. При этом фактурный, атлетичный Михей блистал реакцией и мастерски отражал даже пенальти.

    И все же в 1984-м его оценили по достоинству: приз журнала «Огонек» «Лучшему вратарю страны» стоил дорогого.

    Наследники Великого

    Михаил Юрьевич, разумеется, зенитовец. Уникум, причастный как вратарь и тренер ко всем пяти чемпионствам команды. Но питерцы не должны забывать об одной важной вехе в карьере этого удивительного человека. Пять лет за петербургский «Локомотив», больше 170-и матчей за эту команду! А ее уж нет давно, могут мне возразить, и что тут такого! Но Бирюков играл в футбол до 42-х (!) лет. Причем на очень достойном уровне! Именно на него ходили болельщики во второй половине 90-х на стадион им. С.М. Кирова и снова заряжали про сто замков и великого Бирюкова, хотя название «Локомотив» и не подходило по размеру. И, возможно, главное: в этой команде Юрич очень помог становлению двух питерских вратарей — Дмитрия Бородина и Александра Макарова. Оба, между прочим, удостаивались приглашений в сборную России.

    Так зарождался Тренер.        


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»