В одной из предыдущих публикаций мы позволили себе перефразировать классика и заметили, что все счастливые клубы счастливы одинаково, а каждый несчастливый несчастлив по-своему. Сегодня предлагаю внимательно рассмотреть ситуацию, приведшую к краху твердого середняка предыдущих нескольких чемпионатов ярославского «Шинника». То, что произошло с этой командой, – явление для российского провинциального футбола типичное. Известно, что на периферии профессиональные клубы существуют только благодаря лояльности местных властей. Бюджеты здесь в основном небольшие, но любые неурядицы могут привестик финансовому краху.
Развод по-ярославски
Проблемы «Шинника» зрели давно, а отчетливо проявились примерно в середине прошлого сезона. Суть в том, что концепция финансирования команды заключалась в следующем: 25–30 процентов объемов поступали от области, а остальное – от спонсора, в качестве которого выступила группа предприятий, непосредственно относившаяся к холдингу СИБУР и Ярославскому шинному заводу. Возглавлял эту группу компаний член Совета Федерации Николай Тонков. Он и стал хозяином клуба, его президентом.
Кризис же разразился из-за того, что Тонков решил отказаться от проекта, который приносил сплошные убытки. К тому времени он фактически вывел свои бизнес-интересы за пределы области, соответственно, не видел смысла в миллионных тратах.
Понятна обида губернатора Анатолия Лисицына. В своих интервью он не раз подчеркивал, что всячески способствовал становлению бизнеса Тонкова, а вместо благодарности получил отказ от финансирования команды. Конфликт предопределили два фактора: с одной стороны, Тонков получил в Ярославле возможность для разбега и этой возможностью сполна воспользовался, с другой – с изменением экономических реалий он посчитал невозможным дальше вкладывать в клуб, который приносил не просто убытки, а мегаубытки и с каждым днем требовал все больших вложений.
В сентябре 2005-го ситуация в «Шиннике» сложилась аховая. Денег не было вообще, зарплата не выплачивалась, клуб мог прекратить свое существование как профессиональная спортивная организация. Положение усугублялось тем, что Тонков, выходя из проекта, заявил, что хотел бы вернуть часть средств. Была озвучена сумма – около 8 миллионов долларов.
Отбросив в сторону этическую часть вопроса, заметим, что с точки зрения экономики это правильная постановка вопроса. Как известно, российский футбольный клуб – абсолютно убыточное предприятие. Здесь вы будете получать минусы по всем показателям. Как в таком случае определить, сколько стоит клуб? Вот и вступает в силу метод восстановительной стоимости. Допустим, вы пришли к директору фабрики по производству домашних тапочек с предложением купить его производство. Он отказывает. Тогда вы выстраиваете рядом такую же точно фабрику. Та сумма, которая уйдет на то, чтобы построить и запустить фабрику, и является восстановительной стоимостью.
Во сколько обойдется набрать игроков и тренеров, начать с КФК, потом пройти через второй и первый дивизионы и выйти в премьер-лигу? Конечно, восьми миллионов не хватит. Скажем, когда в 2003 году речь шла о покупке «Торпедо», говорилось о 30 миллионах долларов. «Зенит», не имеющий собственного стадиона, продали за 36,5 миллиона долларов.
Кстати говоря, «Зенит» в 2005 году занял шестое место, а «Шинник» – девятое. Сделки, если можно так сказать, проходили приблизительно в одно время. Ясное дело, Ярославль и Петербург трудно сравнивать с точки зрения масштабов. Город на Неве – это Северная столица, но теоретически Тонков мог запросить и больше.
В результате долгих переговоров администрации области и бывшему руководству клуба удалось прийти к консенсусу. За «Шинник» заплатили 53 миллиона рублей. Как объяснил губернатор Лисицын, это та сумма, которая была подтверждена документально. Кроме того, Тонков получил возможность распорядиться трансферами нескольких футболистов.
Добровольно-принудительные союзы
Здесь нужно отдать должное главе Ярославской области. В решающий момент он не дрогнул, не побоялся взять на себя ответственность за судьбу клуба и стал президентом «Шинника». Далеко не каждый губернатор рискнул бы. На территории вверенной ему области живет несколько миллионов человек, масса промышленных предприятий, море социальных проблем, которые необходимо решать.
К тому же не секрет, что на тот момент у Лисицына были небольшие трения с федеральным центром. Все помнят, что у правоохранительных органов были вопросы к губернатору по поводу строительства Ледового дворца «Арена-2000». Вопросы, на которые были даны исчерпывающие ответы. Но у нас в стране одно дело – юридическая реабилитация, и совсем другое – политическая.
И в этой связи об укреплении позиций губернатора Лисицына лучше всего говорит недавнее заседание Госсовета, которое прошло в Ярославле. В условиях современной России это означает, что отношение федеральной власти к первому лицу региона – лояльное.
Лисицын, можно утверждать, спас команду. Вторым спасителем выступил Бэтмен российского футбола – Роман Абрамович. Потому что компания «Сибнефть», которая тогда еще не была продана «Газпрому», выделила порядка 2–3 миллионов долларов, что позволило расплатиться с игроками и достойно завершить сезон-2005.
И все-таки с точки зрения ближайших перспектив достигнутый с Тонковым компромисс оказался губительным для «Шинника». Клуб вошел в новый сезон практически без генерального спонсора. Пришлось взять кредит 2,5 миллиона долларов, чтобы закрыть текущие долги. В таких условиях, когда нет финансового потока, направленного на усиление состава, не сформирована структура акционеров, будущее команды изначально рисовалось неопределенным.
Кто мог попросить Абрамовича о помощи в середине 2005-го? Конечно, только губернатор. Глава Ярославской области, образно говоря, договорился с главой Чукотки. Кто нашел новых спонсоров? Опять же Лисицын – человек, не чуждый спорту, в прошлом мастер спорта по лыжам. А ведь найти на периферии организацию или компанию, которая согласилась бы на отчисления в футбол, непросто. «Шинник», при всем уважении, не «Спартак», которому никогда не дадут утонуть. Это не ЦСКА и даже не «Торпедо», брошенное в какой-то период на произвол судьбы, но которое наверняка в ближайшее время обретет поддержку одной из федеральных структур.
Что роднит «Шинник» и «Торпедо»?
Действительно, в чем схожи судьбы двух неудачников сезона? В конце 1990-х годов рынок в «Лужниках» отвечал потребностям черно-белых, но с изменением конъюнктуры перестал справляться. То же самое и с «Шинником». На определенном этапе Тонков мог нести убытки, но затем пришел к выводу, что прогрессирующие затраты разорительны для его бизнеса. Подобная ситуация типична для российского провинциального футбола.
В конце 1996-го от спонсирования «Зенита» отказалась пивоваренная компания «Балтика». Поговаривали даже, что причиной этого шага послужила «странная» игра питерцев в последнем туре со «Спартаком». Руководство «Балтики» якобы посчитало, что таким образом клуб нанес серьезный удар по реноме компании. В Питере нашли замену, тем более что «развод» произошел в межсезонье. Однако достаточно вспомнить другие примеры – «Ротора» и «Алании», в середине 1990-х представлявших из себя реальную силу. Владикавказцы и вовсе были чемпионами и дважды завоевывали серебряные медали. Мы хорошо помним кризис, разразившийся в «Крыльях Советов» сразу после их «бронзового» успеха.
То есть организация футбольного хозяйства, особенно на периферии, достаточно хрупкий и очень затратный механизм. Конкурировать с Москвой, где сосредоточены основные финансовые потоки, клубам из «российской глубинки» чрезвычайно трудно. Во-первых, нет такого количества средств, во-вторых, классные футболисты, естественно, предпочитают столицу, скажем, Владивостоку, Перми или тому же Ярославлю. Чтобы заманить сюда исполнителя хорошего уровня, приходится переплачивать. И даже в такой, казалось бы, мелочи, как количество выездных матчей за сезон, москвичи имеют явное преимущество. Им ведь гораздо реже приходится летать за тридевять земель, тратиться на гостиницы и т. д.
Фактически ни один провинциальный клуб не застрахован от краха. Необходимо четко осознавать то, что просто так «вбухивать» деньги в футбол никому не нравится. Вряд ли бизнесмены, выступающие в роли спонсоров, делают это из чистого альтруизма. Нет, они идут на траты в добровольно-принудительном порядке, понимая, что таким образом получат наиболее благоприятные условия для ведения дел. Речь, естественно, не идет о чем-то незаконном. Но если у власти области, края, республики или города появится выбор, в пользу какого из предприятий сделать выбор по реализации какого-то взаимовыгодного проекта, предпочтение однозначно отдадут проверенному партнеру. В то же время, если фирма найдет покровителя в федеральном центре, бизнес будет переведен туда. Сама логика жизни подсказывает: зачем делиться, если можно этого не делать.
Ближняя и дальняя перспективы
В 2005-м Ярославль с задачей справился. К осени 2006-го Лисицыну удалось выправить финансовую ситуацию. Группа компаний, которая имеет финансовые интересы в Ярославской области, выступила в роли спонсоров. Деньги у команды появились, но поздно. Потеряно было много очков, и этот дефицит невозможно было восполнить. В Ярославле, похоже, это поняли и смирились с тем, что начинать следующий сезон придется в первом дивизионе.
Пригласили под конкретную задачу амбициозного молодого тренера Сергея Юрана, заключили с ним соглашение на два года. Думаю, бюджет «Шинника» сохранится на том же уровне, каким он был в премьер-лиге. Сегодняшняя схема возвращения «Шинника» такова: активная роль губернатора и президента клуба, гарантированное бюджетное вливание в размере 25–30 процентов от общей суммы и сбор вокруг клуба некого пула компаний регионального уровня, имеющих коренные интересы в области.
Примерно по той же схеме осуществляется финансирование хоккейного «Локомотива». Около трети бюджета выделяет область, остальное – РЖД. На данный момент это наверняка единственно верная схема. И все же в ней кроется изъян, потому что никто не может гарантировать, что через год-два-три ситуация в «Шиннике» не повторится. Впрочем, возможно, у ярославцев никогда больше подобных проблем не возникнет, но поскольку теоретическая вероятность присутствует, моя задача как эксперта, предупредить, то есть сказать об этом вслух.
Возможно, и это касается не только «Шинника», региональным властям стоит предложить спонсорам некий девелоперский проект, то есть проект, связанный с развитием недвижимости. С выделением под стадион участка земли в живописном месте или историческом центре, как это сделано в Казани, где с трибун видны Казанский кремль и мечеть. Найти площадку, которая объединила бы интерес вокруг проекта, связанного с недвижимостью. Тогда бы клуб обрел спонсоров, бизнес которых никогда не выведешь за пределы края, области или города.
Что касается непосредственно Ярославля, то это Золотое кольцо России. Много туристов, близость Москвы, что облегчит поиск инвесторов. Получился бы мощный рекреационный комплекс, как это делается в Англии, где создаются «города в городах» с концертными площадками, гостиничными комплексами и офисами, а в «солнечном сплетении» всех этих интересов – футбольный клуб. Проект потребует миллионных вложений, но его реализация станет приносить стабильную прибыль.
Это, так сказать, долгосрочная перспектива. А пока нельзя забывать о таком источнике дохода, как реализация билетов и абонементов. В Ярославле, например, при вместимости стадиона 23 тысячи в не самом благополучном для команды сезоне-2006 средняя посещаемость составила около 8500 человек. Если команда Юрана будет показывать яркий атакующий футбол, думаю, выйти со временем на показатель 18–20 тысяч не составит труда. Грубый подсчет: 15 тысяч болельщиков по 200 рублей (в среднем) – около 100 тысяч долларов. 21 домашняя игра – около 2 миллионов долларов. Согласитесь, неплохая прибавка к бюджету.
Факты
>> Футболисты «Шинника» вернутся из отпуска в январе. После втягивающего сбора в Ярославле команда под руководством Сергея Юрана отправится на двухнедельный сбор в Турцию.
>> Еще одной командой в России стало меньше. Это стало известно после того, как совет директоров ОАО «Сода» отказался от финансирования футбольного клуба «Содовик» (Стерлитамак).
Таким образом, «Содовик» утратил статус профессионального клуба и не сможет в сезоне-2007 выступить ни в первом, ни во втором дивизионе. В Башкортостане решение о фактическом расформировании команды вызвало бурную реакцию болельщиков. Они написали открытое письмо президенту Путину, в котором просят помочь республике сохранить клуб.>> Место «Содовика» в первом дивизионе должен занять ростовский СКА, имеющий лучшие показатели из всех клубов, занявших в сезоне-2006 вторые места в зональных первенствах второго дивизиона. Всего же в России по сравнению с серединой 1990-х количество профессиональных команд сократилось почти в два раза.
>> Впервые потерявшее место в премьер-лиге московское «Торпедо» однозначно лишится ряда своих игроков. В частности, сообщается о том, что 27-летний полузащитник черно-белых Сергей Будылин достиг соглашения с казанским «Рубином». Сразу несколько клубов проявляют заинтересованность во вратаре Дмитрии Бородине и юном полузащитнике Павле Мамаеве. Вместе с тем генеральный директор торпедовцев Юрий Мишин утверждает, что ему о переговорах с этими футболистами ничего не известно.
>> «Новая газета» обратилась за комментарием одиннадцати ошибок арбитров, по поводу которых «Шинник» подавал официальные протесты к судьям международной категории Андрею Бутенко и Сергею Хусаинову. Бутенко, просмотрев спорные эпизоды, вынес вердикт – 6:5 в пользу арбитров. Хусаинов подборку не досмотрел.
«Ну что тут смотреть, – сказал он. – И вам, и мне ясно, что «Шинник» просто убивали. В силу определенных, в том числе и экономических причин»...