Во вчерашней встрече «Спартак» – «Зенит» вновь досадил питерской команде ее бывший игрок Владимир Быстров, заработавший пенальти и красную карточку для Вячеслава Малафеева. Возможно, выпусти Дик Адвокат с первых минут воспитанника «Спартака» Павла Погребняка, то и тот успел бы отличиться, как это было в каждом из трех сыгранных весной матчей между этими командами. Впрочем, Быстров и Погребняк далеко не первые, кто защищал цвета обоих клубов.
Герои кубкового финала 1944 года
До недавних времен переход футболиста из «Зенита» в «Спартак» был шагом наверх, повышением в классе и улучшением бытовых условий (зарплата, квартира и т. п.). Если же игрок менял на футболке «ромбик» с буквой С на зенитовскую «стрелку», то это воспринималось почти как сенсация.
Первым из тех, кто поиграл и за «Зенит», и за «Спартак», стал Сергей Сальников. Легендарный форвард, один из самых техничных мастеров нашего футбола за всю историю, олимпийский чемпион Мельбурна, трехкратный чемпион и пятикратный обладатель Кубка СССР.
Сальников – воспитанник «Спартака», популярная легенда записала его в побочные сыновья Николая Старостина. В 1943-м зенитовцы перебрались из Казани, куда их эвакуировали в 1941-м, в подмосковный город Подлипки (ныне Королев), один из центров оборонной промышленности. Ленинградская команда приняла участие в Кубке Москвы 1943 года. Тогда и завязались дружеские отношения со «Спартаком» – за «Зенит» в том турнире выступили Алексей Соколов, Константин Рязанцев и Сальников. Чувствуя, что попасть в «основу» красно-белых ему будет трудно, Сережа, как все его звали за юный возраст, согласился на переход в «Зенит».
Ему было суждено стать одним из главных героев розыгрыша Кубка СССР 1944 года, забить решающие голы в полуфинале – родному «Спартаку» и в финале в ворота ЦДКА. Сезон 1945 года стал вторым и последним для Сальникова в «Зените», он забил восемь мячей в чемпионате и вернулся в альма-матер.
Вторым футболистом, в чьем послужном списке и «Зенит», и «Спартак», стал Борис Чучелов, сравнявший счет в кубковом финале. После сезона 1947 года его (в 31 год), объявили слишком старым, и он перешел в «Спартак».
В 1948-м, забив 11 мячей в 19 матчах, выиграл бронзовые медали. В 1949-м вернулся в город на Неве, но не в «Зенит», а в «Динамо». В чемпионате 1950 года забил 23 мяча, установив два рекорда: клубный для бело-голубых и для
34-летних игроков – кроме него, в таком возрасте больше не забивали.
На повышение и на перевоспитание
В 1950–1960-е клубы обменялись тремя игроками. Как ни странно, но каждый раз футболист был связан и с еще одним популярным клубом – московским «Торпедо».
Защитник Владимир Мещеряков начинал играть в Подмосковье, в уже упомянутых Подлипках. В «Зенит» пришел 19-летним и отыграл семь сезонов, после чего пошел на повышение – в «Торпедо». С автозаводцами выиграл серебро (1964), потом сезон провел в донецком «Шахтере» и затем попал в «Спартак».
Анзор Кавазашвили не захотел ждать своего часа в тбилисском «Динамо». В 1960-м юный голкипер перешел в «Зенит» и, как сейчас говорят, «засветился», обратив на себя внимание «Торпедо».
У автозаводцев он сделал себя имя, приглашался в сборную, стал чемпионом СССР. В 1969-м перешел в «Спартак» и выиграл свое второе золото.
Яркой звездой был Немесио (еще его звали Михаилом) Посуэло. Сын испанских эмигрантов, одаренный форвард, был персонажем светской хроники. Он дружил с артистами, входил в компанию Галины Брежневой, дочки генсека. После нескольких удачных сезонов в «Торпедо» Посуэло снизил уровень игры и ушел в «Спартак», где не задержался. Следующей и последней командой испанца стал «Зенит».
У ленинградцев хватало своих «нарушителей режима», Посуэло вскоре был отчислен, а затем и дисквалифицирован «пожизненно».
На встречных курсах
В 1970-е между «Зенитом» и «Спартаком» мосты были разведены, а первый переход 1980-х стал самым скандальным. После как никогда успешного для ленинградцев сезона-1980 один из свежеиспеченных бронзовых призеров – Сергей Швецов – буквально сбежал в «Спартак». Журналисты писали фельетоны, болельщики слагали обидные «кричалки». Швецов вписался в игру команды Бескова, но затем его замучили травмы.
Валерий Попелнуха вошел в историю «Зенита» как автор одного из голов в матче Кубка УЕФА с датским «Нестведом». Воспитанник луганского футбола, он долго играл за дубль «Спартака», выступал также за столичные «Локомотив» и «Динамо».
Дмитрий Радченко ушел в «Спартак» без скандала – все понимали, что талант должен развиваться, а делать это в «Зените», всеми брошенном, прозябающем в первой лиге, было невозможно. В «Спартаке» Радченко и отыграл три неполных сезона, дважды став чемпионом России.
Также выиграл золотую медаль и забил гол за «Спартак» в Лиге чемпионов другой бывший форвард «Зенита» – Сергей Дмитриев. За красно-белых он сыграл всего-то полсезона, но слова из песни не выкинешь. Во встречном направлении в том же 1997-м проследовал Василий Кульков, приглашенный в «Зенит» Анатолием Бышовцем.
Олег Романцев приглашал к себе в «Спартак» и Александра Панова, и Андрея Аршавина, но поиграть у него из зенитовцев того поколения удалось лишь Максиму Деменко. В «народную команду» он попал транзитом через «Ростов» и завоевал с ней Кубок России 2003 года.
Летом 2005-го Владимир Быстров оказался не нужен Властимилу Петржеле и был оперативно куплен «Спартаком» за 5 миллионов долларов. Последним же в списке стал воспитанник «Спартака» Павел Погребняк, оказавшийся невостребованным родным клубом.