(Фото: РИА «Новости»)
Любое крупное соревнование помимо выявления сильнейших является еще и своеобразной ярмаркой талантов. Спортсмены демонстрируют себя болельщикам, тренерам и менеджерам — вот он я, полюбуйтесь. Корреспондент «Спорта День за Днем» Владимир Рауш решил взглянуть на завершившийся чемпионат Европы по фигурному катанию в Стокгольме именно с точки зрения маркетинга. Наш собеседник — известный в мире спорта агент Ари Закарян, представляющий в том числе интересы Евгения Плющенко и Аделины Сотниковой.
Титулы плюс харизма
— Ари, прежде всего, как становятся менеджерами фигуристов?
— Я сам серьезно занимался фигурным катанием, тренировался в группе Алексея Николаевича Мишина. В начале 1990-х годов мы объединились с Акопом Манукяном, создали акробатический комедийный дуэт. В течение последующего десятилетия выступали с номерами практически во всех лучших шоу мира. Объездили всю планету — Европа, Азия, Северная и Южная Америка. Потом провел несколько лет в США, где довольно быстро смог обзавестись нужными контактами. Со многими крупными западными продюсерами и промоутерами поддерживаю дружеские отношения до сих пор. Как раз в это время ко мне начали обращаться фигуристы из бывшего СССР с просьбой помочь в трудоустройстве. С тех пор в той или иной степени я вел дела разных людей, их было около ста.
— Когда подбираете потенциального клиента для работы, на что обращаете внимание в первую очередь — на его титулы, внешность, харизму?
— Титулы имеют значение, если речь идет о победах на серьезных турнирах — Олимпийских играх и чемпионатах мира. Куда важнее, чтобы человек сам был неординарным или показывал неординарные вещи. Например, в этом сезоне ярко себя проявил фигурист из Узбекистана Миша Ге. То, что он делает, можно смело демонстрировать в больших залах: народ пойдет на его программу. Или возьмем француза Шафика Бессенье, который был сейчас в Стокгольме. Он выступил очень неудачно, короткую программу завалил, на произвольную не вышел. Но смотреть на него интересно, он катался по-другому — не так, как все. И в перспективе эта фишка может стать коммерчески успешной.
— Титул чемпиона Европы может сделать фигуриста звездой? К примеру, если бы золотую медаль выиграл Адьян Питкеев?
— Чемпионский титул сам по себе — нет. Выиграй условный Питкеев нынешний чемпионат Европы, с коммерческой точки зрения практически ничего бы не изменилось. Его вес в мировом фигурном катании не увеличится, заполняемость залов на выступлениях с его участием не вырастет. Питкеев — молодой, талантливый парень, работает в хорошей команде. Но вопрос не в нем, а в падающем спросе на спортивном рынке. В Канаде и США иностранцы никому не нужны, там своих звезд продать бы. Похожая ситуация сейчас и в Европе.
— Получается, успех на первенстве континента не влияет на маркетинговую стоимость фигуриста?
— Титулы работают на узнаваемость фигуриста только в сочетании с его имиджем и харизмой. Тот же Женя Плющенко способен собирать в Европе полные залы. В Америке в свое время таким именем была Мишель Кван. А вот кореянка Юна Ким, несмотря на все свои титулы, пользуется бешеной популярностью только у себя на родине. Другим странам неинтересна.
Сотникова перешла в другую весовую категорию
— На Играх-2014 в Сочи кореянку, к слову, обыграла наша Аделина Сотникова. Ее успех удалось монетизировать?
— Золотая олимпийская медаль меняет статус спортсмена. К этой награде десятки тысяч людей стремятся всю жизнь, а добиваются ее единицы. Аделина подписала контракт с компанией «Найк», и уже одно это демонстрирует ее нынешнее положение в спортивной индустрии. Американцы сотрудничают только с настоящими звездами, это совсем другая весовая категория.
— История с возможной дополнительной дозаявкой Сотниковой на чемпионат Европы, вызвавшая публичную перебранку ведущих российских тренеров, негативно сказалась на ее имидже?
— Не стал бы придавать этой ситуации такое значение. Аделина находилась в хорошей форме, выиграла соревнования в Сочи. Потом, к сожалению, получила травму и не смогла выступить на чемпионате России. Брать ее в сборную или нет — вопрос исключительно к национальной федерации. В общем, вся история не стоит выеденного яйца.
— Нынешний сезон для Сотниковой завершен?
— Сейчас Аделина залечила травму ноги и возобновила тренировки. В ближайшее время она начнет работу на льду в полном объеме. Кроме того, собирается сниматься в программе «Танцы со звездами», где будет выступать вместе с Глебом Савченко. Что будет дальше — опять-таки вопрос к федерации. В конце концов, до чемпионата мира в Китае еще полтора месяца. За это время многое может произойти.
Спортивный рынок сдулся
— Сколько серьезных игроков сейчас действуют на рынке спортивного маркетинга?
— В последнее время этот бизнес резко сдулся. В 1990-х насчитывалось около десятка крупных компаний, работавших с фигуристами. Сейчас их осталось три-четыре, не больше. Если кто-то думает, что он станет спортивным промоутером и быстро заработает большие деньги, — это ошибка. Прибыль и, соответственно, доходы как самих спортсменов, так и их менеджеров упали.
— Во сколько раз?
— К примеру, в лучшие времена за участие в зарубежных коммерческих соревнованиях российские звезды зарабатывали по несколько сотен тысяч долларов. Сейчас получают в десять-пятнадцать раз меньше. Спад произошел по разным причинам. С одной стороны, сказались теракты в США 2001 года, которые нанесли мощный удар по американской экономике и благосостоянию многих крупнейших корпораций. С другой, свою роль сыграли изменения в правилах фигурного катания. При шестибалльной системе люди приходили на соревнования, вооружившись ручками и блокнотами, сами выставляли оценки спортсменам. Нынешние же правила подсчета баллов многим непонятны.
— У звезд мирового фигурного катания существует такое понятие, как райдер?
— Райдер у фигуристов, участвующих в мировых турах, конечно, имеется. Он включает в себя стандартные пункты: перелет бизнес-классом, встречи-проводы, проживание в гостинице определенного уровня. У нас никто не требует в раздевалку позолоченную сантехнику, французское шампанское и экзотические фрукты.
— Тем не менее возникали ситуации, которые ставили в тупик?
— Однажды мне поздно ночью за сутки до вылета позвонила одна олимпийская чемпионка и заявила, что хочет отправиться на гастроли из Нью-Йорка, а не из Вашингтона. И еще чтобы поменяли бизнес-класс на первый. На мое замечание, что это невозможно, последовало категорическое: «Тогда я не поеду». Я тут же набрал номер продюсера шоу, но тот заявил, что его эти проблемы не касаются, поскольку у нас подписан контракт. Пришлось перебронировать билеты, менять пункт отправления за свои деньги. Такие взбрыки у звезд бывают, что поделаешь? Конечно, лучше договариваться и искать компромисс, но иногда приходится доплачивать из своего кармана.
Стокгольм