27–28 марта в столичном отеле Grand Marriott прошел Международный симпозиум по спортивной медицине и реабилитологии.
Кто ответит за «внезапную смерть»?
Без малого два дня врачи футбольных команд, хирурги, реабилитологи и другие специалисты из России, Италии и Испании делали то, от чего предупреждал своего молодого коллегу булгаковский профессор Преображенский, — говорили о медицине. А точнее — о тех ее аспектах, которые так или иначе связаны со спортом в целом и футболом в частности.
— Необходимость такой встречи назревала давно, — признался заслуженный врач России, многолетний доктор столичного «Локомотива» Савелий Мышалов. — Есть спортивная медицина, а есть — футбольная. Со всей ее спецификой и огромной ответственностью. Наша задача — обменяться опытом и постараться дать ответы на самые злободневные вопросы, которые в настоящее время существуют в спортивной медицине.
Подробно останавливаться здесь на каждом из озвученных и разобранных после с поистине хирургической дотошностью докладах особого смысла нет. Хотя были и доклады на темы, ставшие с некоторых пор насущными в силу тех или иных событий, имевших серьезный общественный резонанс. О синдроме «внезапной смерти», например. Тему эту, ставшую особенно актуальной после трагической гибели нападающего омского «Авангарда» Алексея Черепанова, постарался в своем докладе раскрыть заведующий кафедрой спортивной медицины РГУФК Андрей Смоленский.
— Чаще всего причиной «внезапной смерти» является скрытая патология, не выявляющаяся при обычном обследовании, — рассказал Смоленский после выступления корреспонденту «Спорта». — А значит, ответственность за подобные случаи всегда лежит на медицинской службе клуба и отчасти на самих спортсменах. Ведь зачастую наличие отклонений хорошо известно и тем, и другим, но скрывается.
— Возможен ли вариант, что патология действительно ускользает от внимания врачей?
— Такое случается, тем более оснащение врачебно-физкультурных диспансеров, которые находятся в муниципальной собственности, чаще всего недостаточное. Кроме того, в нашей стране пока не приняты разработанные Международным обществом кардиологов стандарты, которые касаются в том числе и спортсменов. Наконец, еще одна серьезная проблема — отсутствие национального регистра, в котором была бы собрана информация по всем случаям «внезапной смерти», доступная врачам команд. В конце концов, это опыт, который призван помочь избежать повторения подобного случая в будущем.
Не футболом единым
Большая часть второго дня была отдана гостям. В том числе и таким интересным личностям, как бывший врач итальянских «Фиорентины» и «Лацио» Марчелло Манзуоли, а также целой делегации римской клиники «Вилла Стюарт» во главе с настоящей звездой спортивной хирургии Пьер-Паоло Марьяни. Последний не только прочитал интересный доклад о современных методах лечения крестообразных связок и менисков, но и прямо в гостинице провел осмотр колена защитника баскетбольного «Триумфа» из Люберец Александра Милосердова. Баскетболисту поставили не совсем верный диагноз в Москве, но римляне во всем разобрались. Так что в ближайшее время парень отправится в клинику на операцию. Причем поскольку реабилитация после «крестов» в «Вилле Стюарт» составляет всего четыре месяца, уже к началу подготовительного периода он почти наверняка будет в строю.
Справедливости ради стоит заметить, что в большинство из поднимавшихся докладчиками проблем без риска сломать ногу может вникать только имеющий соответствующее образование человек. Да и интерес они представляют достаточно узкоспециальный. Куда важнее правильно оценить значение такого симпозиума и понять, зачем оно вообще нужно и действительно ли помогают такого рода встречи насущные проблемы решать. Практически все участники симпозиума из числа врачей различных клубов премьер-лиги были единодушны: нужно, помогает. И очень досадовали, что не состоялось выступление по одной из самых актуальных для этой публики проблем.
Нелюбовный треугольник
Речь о взаимодействии медицинской службы с тренерским штабом команды, о чем — со своей, тренерской колокольни — должен был поведать медикам Валерий Газзаев. Экс наставник ЦСКА, однако, не сумел приехать по личным причинам, о чем с извинениями известил организаторов. Так что из непосредственно зала для заседаний проблема плавно перенеслась в кулуары. На уровень житейских сетований. Потому что, чего уж греха таить, далеко не во всех клубах это самое взаимодействие строится на взаимном уважении труда друг друга. Однако даже беглое знакомство с этой проблемой наглядно показало — решение ее должно быть двусторонним.
— Если в треугольнике тренер — врач — игрок хотя бы между двумя вершинами отсутствует взаимное уважение, то это неизбежно сказывается и на результатах, — поведал Савелий Мышалов. — Хотя мне везло. Так что если начну перечислять тренеров, с которыми у нас были как раз такого рода взаимоотношения, одним явно не ограничусь. Скажем, Лобановский очень уважал нашу работу и всегда прислушивался к советам. То же самое могу сказать и о Валерии Газзаеве, с которым работали в «Динамо», и о Юрии Семине, с которым нас связывают полтора десятка лет в «Локомотиве»…
Однако руководитель столичного научно-практического центра спортивной медицины Зураб Орджоникидзе, в целом согласившись с коллегами, признал: проблема не только собственно во взаимоотношениях между тренерами и спортивными врачами, но и в фактически отсутствующей как класс системе подготовки последних. Красноречивый пример — из всех участников симпозиума, которые трудятся ныне в клубах премьер-лиги, лишь врач «Ростова» Олег Голубев в свое время заканчивал факультет спортивной медицины университета города Тарту. Иными словами, по сути, только он имеет специальное образование, поскольку в советское время это был единственный факультет, который централизованно готовил спортивных врачей. Да и тот позже был благополучно закрыт.
— За последние шесть лет мы воспитали всего 32 врача, готовых работать в спортивной медицине — поведал один из старейшин отечественной спортивной медицины. — Это ничтожно мало, тем более многие в итоге уходят не в спорт высших достижений, а в фитнес и тому подобные сугубо коммерческие организации. А ведь спортивный врач — это штучный товар. Его нужно подпитывать знаниями и практикой.
Хочется верить, что отчасти эта проблема решится со строительством нового Центра спортивной медицины. Соответствующее решение правительством Москвы уже принято, однако появления нового здания площадью около 20 тысяч квадратных метров (для сравнения: нынешний центр на Земляном валу ютится на вчетверо меньшей площади) в любом случае придется ждать несколько лет.
До встречи в Донецке?
— Надо чаще встречаться и учиться, — поделился на прощание впечатлениями знакомый врач из числа участников симпозиума. Признаться, первой реакцией на эти обычные слова было удивление. Потому что собеседник не один год трудится в клубе высшего дивизиона — причем не последнем — и пользуется среди коллег серьезным авторитетом. Лишь после минутного переваривания стало ясно: человек на самом деле только что сформулировал самую суть подходящего к концу мероприятия.
В спорте, как и в других областях жизни, принято — во всяком случае среди умных людей — учиться и перенимать опыт у сильных и опытных. Логика подсказывает также, что медицина в целом и спортивная в частности — сфера, где конкуренция куда менее полезна, нежели открытый обмен опытом. Хорошей иллюстрацией вышесказанному может служить подход двух ведущих украинских клубов киевского «Динамо» и «Шахтера». Казалось бы, есть ведущие позиции в национальном футболе, четвертьфинал Кубка УЕФА — чего еще желать-то? Выше, по большому счету, только звезды. Но прислали же на симпозиум сразу по два представителя. Хотя в том же Донецке медицинский департамент возглавляет далеко не последний в мире спортивной медицины человек — бывший президент Европейской федерации ортопедии и спортивной травматологии Франциско Биоска. Испанец, к слову, принял участие и как докладчик, рассказав коллегам о методах диагностики, лечения и профилактики травм связок голеностопного сустава.
В то же время обратный пример. Из российской премьер-лиги отсутствовали врачи четырех команд. Но если в трех случаях тому были сугубо объективные причины (хотя от находящейся сейчас на сборе «Москвы», например, прибыл директор по общим и коммерческим вопросам Иван Пырский), руководство одного из клубов просто-напросто запретило своим медикам участвовать в симпозиуме. Формальная причина — присутствие среди организаторов одного из конкурентов по чемпионату — столичного «Локомотива».
Возвращаясь к «Шахтеру»,0 хотелось бы заметить: очень может статься, что следующий подобный симпозиум пройдет как раз в Донецке. Во всяком случае заинтересованность украинского клуба в этом присутствует. Так что если проведенные в Москве предварительные переговоры получат продолжение, те же самые люди соберутся осенью после окончания российского чемпионата в гостях у «горняков». Думается, что здесь уже и у упрямого руководства того самого клуба возражений не возникнет. Надо же, действительно, встречаться и учиться.