Женская сборная России выиграла Кубок мира, но дивидендов этот успех не принес. Лучший вратарь турнира – о том, что ей понравилось в Дании, чему она до сих пор учится и чего ждет от декабрьского чемпионата мира.
В поисках оптимальной игры
— На сайте союза гандболистов так и написано: Кубок мира не является значимым соревнованием. Не обидно?
— А чего обижаться, это действительно так. Турнир не имеет никакой ценности в плане попадания на Олимпийские игры, а ведь это главная цель на год. Первое место в Дании не дает ничего.
— Кроме уверенности в своих силах.
— Точно. Мы провели отличную тренировку перед чемпионатом мира.
— Сборная России приехала на турнир в сильнейшем составе, а остальные?
— У испанок вот не было трех основных игроков. Я почему об Испании говорю – они же наши соперники по подгруппе в Бразилии. У шведской команды не было одного игрока из основного состава. Да вообще было заметно, что и другие команды отнеслись к турниру как к тренировке. Смотрели новых людей, отрабатывали какие-то тактические схемы. Все искали оптимальную игру.
— Россия ездила на турнир основным составом и потому, что другого нет? Проверять-то некого.
— Неправда. Кандидатов в национальную сборную много. На каждом сборе тренируется по 20–23 человека. Согласна лишь в том, что на этих сборах очень много молодежи. У лидеров есть какие-то проблемы. Кто-то в декрете, кто-то не восстановился после рождения ребенка. И их надо менять на время турниров. Но молодежь довольно приличная.
Не до счета
— Какой матч на Кубке мира получился самым трудным?
— Да все игры были непростые. Например, первый матч с Данией. А в полуфинале с француженками опять зарубились.
— Что-то мы с ними постоянно тяжелые игры проводим.
— Так получилось, что именно француженки сейчас наши самые принципиальные соперницы. Непростые игры, согласна.
— Но было легче, чем с норвежками в финале? Там вы еще за несколько минут до конца проигрывали очков восемь.
— Да-да, наверное.
— Какая-то неуверенность в ответе.
— Когда ты в воротах, в игре, на табло вообще не смотришь. Возможно, вы и правы, у соперника был отрыв. Но я на это не обращала никакого внимания. Пока идет игра, все внимание на ней. Кроме того, была такая радость после финального свистка, что все неприятные моменты быстро забылись.
— Вы выиграли Кубок мира, но не считаетесь фаворитом чемпионата мира. Даже в России.
— Не все так плохо, как кажется. Я никакие обещания давать не буду, да и тяжело это делать, но мы собираемся выиграть турнир в декабре. И не ради того, чтобы доказать, что являемся сильнейшими. Мы хотим попасть в Лондон.
— Ваш главный тренер Евгений Трефилов этим летом был очень неспокоен. Потерял место главного тренера в «Звезде», дал несколько жестких интервью. Его нервозность вам не передается?
— А нет никакой нервозности. Мы, конечно, в курсе всех событий, но на национальной команде это никак не сказывается. Не буду скрывать, что у Трефилова не лучшее состояние, но это никак не влияет на работу.
— Зато это слышно, даже если находишься в нескольких метрах от телевизора.
— Вы вот только со стороны все видите. Мне постоянно говорят, что тренер слишком много кричит. Но в жизни он другой.
Подсказки Лаврова
— Вам от Трефилова сильно достается? Или вратарей предпочитает не критиковать?
— Попадает всем, поверьте.
— За что вас последний раз ругали?
— Мелочи какие-то. Пас не туда отдала. Или не так позицию в воротах заняла. Но это обычная помощь тренера, он корректирует игру. Просто у Трефилова все эмоциональней.
— В хоккее, например, вратаря не трогают.
— Понимаете, в национальной сборной нет тренера вратарей. В «Ладе» есть свой специалист, который готовит меня к сезону не один год. И когда я работаю на внутренних турнирах, у меня есть человек, которого надо слушать.
— А в национальную команду тренера вратарей не приглашают?
— Очень редко. Правда, сейчас обещают, что с нами больше будут работать. Признаюсь, мне этого очень сильно не хватает.
— С другой стороны, вас-то учить – только портить.
— Не скажите. Когда на тренировку приходит такой великий спортсмен, как Андрей Лавров, есть чему поучиться. Он со мной часто опытом делится. Говорит, Маша, вот тут надо так, а тут – по-другому.
— Поделитесь секретом?
— Не могу, это же секрет. Впрочем, ладно. Перед Кубком мира Андрей Иванович приезжал к нам в Новогорск, посмотрел тренировку. После нее подошел, объяснил, когда я должна быстрее выходить на соперника. Техника-то у нас одна, правила. Просто у мужчин все быстрее да броски сильнее.
— Против мужчин когда-нибудь играли?
— Нет. Мы только смотрим видео матчей мужских команд. Изучаем схемы. Но играть против них – уж извините.
Без потрясений
— Гандбол – один из самых жестоких видов спорта. Вас доставалось?
— Да я в поле не лезу. Мне может мячиком или в лицо попасть, или в живот. Вот и все потрясения. Еще бывают ситуации, когда игрок влетает с мячом, а вратарь летит на него, чтобы угол обстрела сократить. Вот они и встречаются. Но это очень редко.
— Могут специально бросить в лицо?
— Я таких случаев не помню.
— Кто сильнее всех бросает в сборной?
— Виктория Жилинскайте, Людмила Постнова, Анна Сень. Да и вообще все девочки, выступающие на задней линии или на позиции полусреднего, могут хорошо бросить. Они же очень мощные.
— А в мире?
— Вот прямо одного такого человека не существует. Но зато в каждой команде есть как минимум по одному игроку, способному очень сильно бросить.
— На Кубок мира в составе сборной России поехала Людмила Бодниева, которая три года отказывалась выступать за национальную команду.
— Да, но я эту тему не хочу обсуждать. Мы с Людой подруги, много говорили о ее отказе, и я не имею никакого права рассказывать. Отмечу, что ее встретили в команде нормально. Все проблемы позади.
— Кто-нибудь обязательно подумает, что вот не было человека три года, а сейчас она занимает мое место.
— Люда же приехала помогать команде, а не вредить.
— Кто у вас в сборной постоянно улыбается?
— Эмилия Турей. Постоянно веселая, все время подбадривает. От нее сплошной позитив.
— Кого можно чаще всего застать с книгой?
— У нас все любят почитать. Я вот на турнир брала книгу «Есть, молиться, любить», но не дочитала и вряд ли сделаю это. Не мое.
— Кто с компьютером на ты?
— Это молодые девушки. Чуть что – сразу к ним. Они всегда помогут.
— А кто самый жесткий?
— О, Наталья Шипилова. Может встретить по правилам, но очень жестко.
— У вас маленький ребенок, вы уже разговаривали с ним по «Скайпу»?
— Да, вот как раз на Кубке мира. Даниил смешной. Видит меня на экране и старается с другой стороны монитора конфетой меня угостить, фруктом каким-то. Тяжело, конечно, расставаться.
— Может, повезете семью в Бразилию?
— Нет, что вы. Не стоит. Все-таки я туда еду работать.
Высокий уровень
— Вам трудно переключаться после сборной на чемпионат России?
— Нет, что вы. У нас ведь очень сильный турнир. На первое место претендуют пять команд, и никто не знает, как закончится тот или иной матч.
— В женском гандболе много шума наделало приглашение иностранного специалиста в «Звезду». Как считаете, звенигородский клуб станет сильней?
— Да нам самим интересно. Слухи-то доходят разные, и просто любопытно, что получится. Там над девушками сейчас вообще нет никакого контроля вне зала. Кроме того, там все всегда с улыбками, в хорошем настроении. В российских командах обычно все иначе.
— А зачем девушек контролировать? Сами с головой.
— В Тольятти, например, контролируют. Слушайте, ну молодая девушка, уехала от родителей, живет одна, получает зарплату. Мало ли что может быть. Да мы и сами такими были.
— Давайте немного о чемпионате мира поговорим. Вы будете играть в Бразилии, а это загадочная страна. Какие сложности могут возникнуть?
— Наверное, акклиматизация. Но мы туда заранее приедем, и у нас будет время привыкнуть к новому времени. Конечно, каждый матч будет очень серьезным. Вообще ни один соперник не уступит просто так.
— А сейчас уровень женского гандбола заметно повысился?
— Очень. Сейчас столько сильных сборных, что, честно говоря, даже фаворита назвать сложно.
— Мы вот не фавориты.
— Мы одни из фаворитов. Понимаете, после Олимпиады в Пекине очень многое поменялось. Некоторые сборные обновились, пришла перспективная и сильная молодежь. Плюс те, кто начинал четыре года назад, находятся в расцвете сил. Так что я жду очень напряженного турнира, где каждый матч – бой.