Взлетов и падений в карьере Максима Бузникина хватило бы на несколько судеб. В последние годы нападающему приходится атаковать не защитников соперника, а свои клубные офисы, которые задерживают выплаты по контракту.
Подопытный «Сатурн-2»
— Непростой год для вас выдался?
— Да уж.
— Чем он запомнится?
— В одной проблемной команде побывал. В другой – такие же проблемы. Не все к лучшему в нашем футболе. Поэтому многие команды и влачат жалкое существование. Иначе и не скажешь.
— Произошедшее в «Сатурне-2» стало ударом?
— Ударом?
— Именно.
— В каком плане?
— Психологическом. Вряд ли вы ожидали такое.
— Я понимал, куда шел и на что подписывался. Не думал, правда, что маленькие финансовые условия – и те вызовут большие проблемы. В общем-то, в такой обстановке сложно было сосредоточиться на выполнении каких-то спортивных задач. С теплотой тем не менее вспоминаю людей, с которыми довелось в Раменском работать.
— Например?
— Того же Сергея Бондаря, старшего тренера. Да и ребята подобрались достойные. В этом плане замечательно сложилось. «Сатурн-2» пребывал в лидерах. Я более чем уверен, что нам по силам было решить самые высокие задачи. Однако...
— Как этот опыт пребывания во второй лиге вкратце оцените?
— Опыт, говорите... Не скажу, что время провел без пользы. Наверное, какой-то опыт все же получил. Некий. Небольшой.
— Какой?
— Опыт общения. Я старался приносить пользу там, где требовалось помогать. Какие-то советы уже с позиции тренера давал. Единственный минус – тяжеловато играть бесплатно людям в моем возрасте. Но что поделать... Зато в игровой практике недостатка не испытывал.
— Исподволь готовили себя к тренерской доле?
— Скажу так: все возможно.
— Я знаю, что планировали в «Сатурне-2» задержаться дольше.
— Да, какие-то разговоры ходили. Общался на эту тему и с Бондарем. Я был не против. Почему, собственно, нет? Если бы несколько иные перспективы открывались перед клубом... Как видите, перспективы печальные, а потому никак не могу связать с «Сатурном-2» дальнейшее существование.
— На какое место метили?
— Метил – это сильно сказано. Имелось в виду сотрудничество. Я бы помогал в какой-нибудь тренерской должности. Вы знаете, не вижу смысла дальше об этом говорить. Пока эти разговоры не имеют под собой никакой почвы. Не люблю просто так разглагольствовать.
— Достойно расстались?
— С долгами, естественно. До сих пор они остаются. Я ситуацию понимаю, периодически созваниваюсь со старшим тренером.
Желание под Новый год
— Тенденция вырисовывается печальная: «Балтика», «Сатурн-2», «Нижний Новгород»...
— Понимаю, к чему клоните.
— За что вам такое проклятие?
— Хорошие клубы не зовут. Только проблемные. Дело, поверьте, отнюдь не во мне. У нас так половина команд играет.
— Ситуация в «Нижнем Новгороде» столь же напряженная, как в «Сатурне-2»?
— В общем-то – да. Отличие лишь в том, что это происходит на более высоком уровне. А в остальном – те же проблемы. Не расплатились с футболистами по долгам. Непонятно, как все разрешится, будет ли кто финансировать...
— Всем непонятно?
— Мне, допустим, непонятно. Поэтому сижу и жду. А что еще остается делать...
— Вы знали об этих проблемах, когда в августе переходили в «Нижний Новгород»?
— Если честно, досконально ситуацию не знал. Так, чтобы изнутри, до мелочей...
— Неужели не собирали информацию?
— На это просто не оставалось времени. Мой переход происходил в последний момент. Решение нужно было принимать за сутки. Я просто взял и поехал. Мне хотелось поиграть в команде рангом выше.
— Угроза бойкота была реальной?
— Мне сложно сказать. Как я знаю, с ребятами еще за прошлый год не рассчитались. Им, естественно, психологически приходится сложнее. Устали от постоянных пустых обещаний. Поэтому искали какие-то рычаги для того, чтобы исправить ситуацию. Произошедшее – вполне естественная реакция.
— Кто-то против выступал?
— Мы все прекрасно понимали, к чему данное решение может привести. Неявка на матч – это автоматически поражение, снятие очков и дисквалификация. Разве это выход? Мы отдавали себе отчет в том, что нет. Вот и решили дать нашим руководителям и спонсорам шанс поправить положение.
— Какую позицию сами занимали?
— Я бы не сказал, что активно участвовал. На тот момент в команде провел меньше месяца. Остался, скорее, соглядатаем. Меня, конечно, спрашивали. Какие-то советы я давал, свое мнение высказывал.
— Оно не шло вразрез с общим?
— Думаю, сейчас не имеет смысла это обсуждать. Произошло то, что произошло.
— В «Сатурне-2» не думали объявлять бойкот?
— А мы выходили на матч первенства с 15-минутной задержкой. Ровным счетом то же самое – искали какие-то рычаги...
— Насколько это действенный метод?
— Вы спросили – я отвечаю. Вообще не метод. На мой взгляд, все зависит от того, какой результат мы хотим получить. Неявка возможна лишь в одном случае – если ребятам вконец надоело и команда решила прекратить выступления. Мне же кажется, нужно уметь договариваться, искать точки соприкосновения.
— До первого декабря, по словам Виктора Зайденберга, президента «Нижнего Новгорода», должны были погасить все задолженности.
— Проверял – на моей карточке пусто. Делайте выводы сами.
— Не повторит ли «Нижний Новгород» судьбу «Сатурна»?
— В любой момент любая команда может повторить судьбу «Сатурна».
— Любая?
— Вообще – любая. Так что не вижу смысла в том, чтобы сидеть и думать об этом постоянно.
— Понятно, что сложно это сделать... Если убрать финансовый момент, довольны этим трансфером?
— Мне нравится стиль руководства и стиль работы тренера. Владимир Казаков – сам в недавнем прошлом замечательный футболист. Как тренер придерживается демократических взглядов. У него установка на общение с игроками, что не может не нравиться. Открытый, общительный... С ним легко работается.
— Этим объясняется четвертое место в таблице?
— В том числе. Ребята в команде собраны опытные. И мы пытаемся играть в футбол. Но я бы выделил в первую очередь атмосферу в коллективе. Что еще сказать? Кого ни спроси, вряд ли получишь исчерпывающий ответ. «Как же так?» – «А вот так».
— О повышении в классе мыслей нет?
— В той ситуации, в которой команда оказалась, ни о каком повышении и речи не может идти.
— Какая же тогда задача озвучена?
— Не по адресу вопрос.
— В новогоднюю ночь желание загадываете?
— Случается.
— О чем обычно просите?
— Всегда по-разному. Но пусть мои просьбы останутся моими личными.
Сборныя России
— За жеребьевкой Евро-2012 следили?
— Конечно.
— Что скажете?
— Нам попалась хорошая группа. Как обычно... Другое дело, в каком состоянии наши подойдут к самим матчам.
— Виталий Мутко назвал Чехию самым сильным соперником в группе. Как думаете?
— По последним матчам, которые я видел, не сказал бы, что чехи представляют собой такую уж грозную силу. К тому же они лишь через стыковые матчи прошли квалификацию. Много у них и игровых проблем. Насколько я могу судить. Но финальная стадия – неблагодарная почва для прогнозов. Там все начинается с чистого листа. Примеров – уйма.
— Один приведете?
— Начиная с датчан и заканчивая греками – отборочные игры не чета финальным.
— Греки способны повторить тот свой успех?
— Крепкая команда со своими лидерами. Но чего-то сверхъестественного я не увидел. Это если судить по последнему товарищескому матчу против наших. К слову, и мы не настроились должным образом.
— Константинос Кацуранис, капитан сборной Греции, назвал нашу сборную командой мирового уровня...
— Я бы сказал – европейского.
— Дмитрий Кириченко считает, что сборная трехлетней давности была сильнее.
— Посмотрим, конечно. Но я бы поспорил.
— Почему?
— Мне бы хотелось верить, что за три года стали сильнее. Только, как я понял, в сборной многое зависит от настроения и желания. Отсюда и эта нестабильность. В футбольных качествах наших сомневаться не приходится. А вот в подготовке к каждой конкретной игре... Тут уж у нас возникают проблемы. Хотя этот отборочный цикл мы прошли на удивление ровно.
— Как оцените наши шансы в финальной стадии?
— С нами будут считаться. За нас говорит удачное выступление на последнем Евро. В этот раз мы с первого места вышли в финальную часть. А потому уверен – к нам будет приковано самое пристальное внимание. Нашей сборной не грозит стать темной лошадкой.
— Кокорин или Дзюба?
— На мой взгляд, омолаживать состав нужно. Но я не вижу тех, кто может здесь и сейчас усилить. Это касается и названных вами футболистов. Все же те, кто в обойме у Дика Адвоката, выглядят предпочтительнее.
— Но какие-то новые имена этот год открыл?
— Даже не знаю, что и сказать. Настолько нестабильно играют многие клубы, что кого-то персонально выделить трудно. Вот так, чтобы заявить: «Открытие…»
— И все же?
— Мне очень приятно, что Дзагоев пересилил себя. Видно, он переживал серьезный спад. Все думали, что армеец может просто потеряться. Алан перетерпел и восстановился. Прежде всего – психологически. Самое главное – продолжает прогрессировать. На мой взгляд, он остается тем, на кого можно будет делать ставку и в дальнейшем.
— А Глушаков?
— Денис – трудолюбивый, выполняет огромный объем работы. Плюс – обладает голевым чутьем.
— Но...
— Звезд с неба не хватает.
— То есть не думаете, что Адвокат на Евро-2012 отступит от наигранного варианта?
— Может быть, увидим несколько новых имен. Но костяк, безусловно, останется прежним. Во всяком случае, я не вижу, что в ближайшее время может измениться.
Эти люди из «Спартака»
— Так пристально за премьер-лигой наблюдаете?
— Иногда ни одного матча в туре не удается зацепить. В первой лиге сам по себе непростой график.
— Деление на восьмерки себя оправдало?
— В двух стартовых турах – неплохой футбол. Мне он понравился. Особенно – в исполнении «Кубани».
— А «Спартак»?
— Красно-белые не впечатлили. В последнем туре и вовсе чудом спаслись. Просто не подберу слов. Вроде бы квалифицированные футболисты собрались... Но иной раз такие вещи творят, что поневоле задумываешься: «А что они делают в команде?»
— Кто?
— Все эти люди.
— Для «Локомотива» слова найдете?
— Команда по-хорошему агрессивная и физически подготовленная. В ней собраны интересные молодые футболисты. Из других качеств я бы выделил мобильность. Это важный момент. Чего не хватает? Стабильности. В целом хорошо, а картинка не складывается. Самой малости не хватает. Если бы не эти промахи в обороне...
— «Кубань» обрадовала?
— Как раз очень стабильная команда, которая воспользовалась своими шансами. А главное – ни на секунду не отошла от своей игры. «Кубань» провела год достаточно ровно, в общем-то играя на своих козырях....
— Какие козыри отметите?
— Дисциплина. Петреску исходил из того состава, который имелся под рукой. Он грамотно отладил игру в обороне. Не просто расставил футболистов в защите, а организовал общекомандные действия. Начиная с нападающих. Плюс румын отменно подготовил команду в физическом плане.
— Петреску – мастер?
— Видно, что толковый тренер. Разжевывает так, что ребятам ничего не остается, как проглотить. «Кубань» ведь ничего выдающегося не показывает.
— В чем же секрет?
— А все держится на исполнительности.
— Краснодар в восторге?
— Не могу сказать, что город этим дышит. Хорошо, конечно, что команда пробилась в первую восьмерку...
— «Кубань» – родная команда. А за «Ростовом», в котором когда-то выступали, следите?
— По мере возможностей. В основном – то, что показывают по телевизору. Видел несколько матчей. Мало, безусловно, чтобы дать развернутый ответ. Насколько знаю Балахнина, можно не сомневаться, что атмосферу он создал прекрасную.
— Иными словами, за «Ростов» спокойны?
— В каком смысле?
— В том, что он вдруг не ухнет в первый дивизион.
— Думаю, там есть кому вылетать и помимо «Ростова».
— Кого считаете главным претендентом?
— Проблемы, я слышал, у «Томи». И серьезные. Нальчик, «Волга»... Кто там еще? Давно не заглядывал в таблицу...
Судья Матюнин
— Думаю, сложно в нашем разговоре пройти мимо «дела Матюнина».
— Вы о чем?
— О судье, который якобы оскорбил игрока тверской «Волги» в игре против «Сатурна-2».
— Я вообще про это не слышал. Даже не знал долгое время, что такой инцидент произошел.
— Как говорят, вы оказались чуть ли не в эпицентре событий.
— Не буду отрицать – находился рядом. Но ничего подобного не могу припомнить. Меня вызывали на какое-то заседание по этому поводу. Что-то более полезное я не сумел сообщить. Честно говоря, мне нечего сказать и сейчас.
— Такое поведение судьи в принципе возможно?
— Всякое происходит. Но вряд ли в той конкретной ситуации.