На протяжении вот уже пяти лет психолог Людмила Кирсанова работает с Коллегией футбольных арбитров, а начиная с этого года сотрудничает с юношеской сборной России 1995 года рождения. И первые впечатления она изложила в разговоре с корреспондентом «Спорта».
— Я считаю, что в работе с юношескими сборными необходимо уделять внимание психологии, — говорит Людмила Кирсанова. — Ведь именно в этом возрасте можно говорить о таких понятиях, как мотивация, ответственность перед собой, командой и страной. Работа очень интересная и необыкновенно благодарная, так как мальчишки находятся на том светлом этапе жизни, когда они становятся взрослыми. Их будущее зависит от того, насколько мы сможем им помочь стать настоящими личностями.
— Что удалось уже сделать?
— Была подобрана программа по диагностике их характеров, темпераментов, реакции на стресс, мотивационной направленности, защитных механизмов, стиля межличностного общения и индивидуальных особенностей. Мы составили профили по двадцати двум игрокам. Работа велась достаточно долго: стремились описать образ каждого футболиста максимально точно.
— Каковы итоги проведенного исследования?
— У всех игроков, если кратко, довольно высокая мотивация на успех.
— Вопросы касались лишь футбола?
— Конечно же, нет. Жизнь больше, чем футбол. Так что вопросы касались разных сфер, в том числе, например, общения с противоположным полом. Их эта тема волнует. Если волнует, то необходимо обсуждать. Ребята огромное количество времени проводят на сборах, а этот возраст (15 лет — прим. авт.) требует построения отношений не только в рамках спорта.
— Внутрисемейные отношения наверняка волнуют юношей не меньше…
— Практически все ребята, когда им предложили написать о себе, отметили, что на одном из первых мест, помимо футбола, идет семья. Меня этот факт радует — значит, юноши растут в теплой домашней обстановке, где их принимают, поддерживают и одобряют.
— Как ребята отзываются об учебе?
— Достаточно приветливо. Несмотря на то, что сил, а иногда и времени, чтобы отдаваться учебе целиком, порой не хватает. Такое совмещение тяжело не только физически, но и психологически. По той причине, что это разные виды деятельности: один требует большей усидчивости, другой — активности.
— Никто не уклонился от тестирования?
— Мне приятно, что мальчишки заполняли тесты с заинтересованностью, мало того — уже проявили интерес к их результатам. В программу сборов включена индивидуальная работа с игроками по итогам тестирования. Мы выдадим им полученную в результате исследования информацию, а потом обсудим. Только в диалоге можно продвинуться в познании самого себя.
— Уже проводили такие диалоги?
— Да, причем вопросов было даже больше, чем я ожидала. Все это означает, что ребята хотят узнать о себе больше. Как психолога меня это очень обрадовало.
— Насколько я успела заметить, ваша работа не ограничивается лишь тестированием…
— Я присутствую на всех мероприятиях во время сборов: установках, разборах, тренировках. Метод наблюдения еще никто не отменял. Как и в футболе, в психологии мелочей не бывает. Какая-то деталь может стать важным штрихом в портрете личности молодого футболиста.
— Как в команде адаптируются новички?
— На мой взгляд, тренерский штаб в этом вопросе занимает правильные педагогические позиции. Новобранец не просто представляется команде, но еще должен рассказать о себе в режиме круглого стола. Команда — это живой организм, а если каждый будет сам по себе, не зная, как зовут товарища, успеха не добиться.
— Ребята уверяют в том, что конфликтов в команде нет. Где кроются причины возможных конфликтов?
— В любом коллективе, если нет явного конфликта, есть группы, которые больше общаются друг с другом. Во избежание конфликта необходимо соединить их в один коллектив. У нас для реализации этой цели предусмотрены тренинги по общению. Подобные мероприятия помогают ребятам сплотиться, ведь тот же элемент доверия на поле очень важен.
— Есть ли какие-то особые методы работы с запасными?
— Недавно читала о результатах исследования лаборатории «Милана» относительно этой проблемы. Мои итальянские коллеги предлагают подчеркивать значимость запасных через позиционирование их как помощников тренерского штаба. Такой подход позволяет им чувствовать себя включенными в игровой процесс. Ни самооценка, ни мотивация не страдает. Мне показались занимательными материалы Milan Lab, и я передала их тренерам, так как считаю, что расширение границ информационного поля — это еще одна из функций психолога.
— Какими принципами вы руководствуетесь в работе?
— Научности подхода, конфиденциальности, ответственности перед собой и ребятами за то, что делаю как специалист. Я стремлюсь к тому, чтобы ребята воспринимали меня как друга. В таком случае отношения становятся более доверительными и человечными, а работа — более продуктивной.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №21 (2-8 июня 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.