• Людмила Кирсанова: «Как и в футболе, в психологии мелочей не бывает»

    Поле надежды нашей. Персона

    06.06.10 03:39

    Людмила Кирсанова: «Как и в футболе, в психологии мелочей не бывает» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    На протяжении вот уже пяти лет психолог Людмила Кирсанова работает с Коллегией футбольных арбитров, а начиная с этого года сотрудничает с юношеской сборной России 1995 года рождения. И первые впечатления она изложила в разговоре с корреспондентом «Спорта».

    — Я считаю, что в работе с юношескими сборными необходимо уделять внимание психологии, — говорит Людмила Кирсанова. — Ведь именно в этом возрасте можно говорить о таких понятиях, как мотивация, ответственность перед собой, командой и страной. Работа очень интересная и необыкновенно благодарная, так как мальчишки находятся на том светлом этапе жизни, когда они становятся взрослыми. Их будущее зависит от того, насколько мы сможем им помочь стать настоящими личностями.

    — Что удалось уже сделать?
    — Была подобрана программа по диагностике их характеров, темпераментов, реакции на стресс, мотивационной направленности, защитных механизмов, стиля межличностного общения и индивидуальных особенностей. Мы составили профили по двадцати двум игрокам. Работа велась достаточно долго: стремились описать образ каждого футболиста максимально точно.

    — Каковы итоги проведенного исследования?
    — У всех игроков, если кратко, довольно высокая мотивация на успех.

    — Вопросы касались лишь футбола?
    — Конечно же, нет. Жизнь больше, чем футбол. Так что вопросы касались разных сфер, в том числе, например, общения с противоположным полом. Их эта тема волнует. Если волнует, то необходимо обсуждать. Ребята огромное количество времени проводят на сборах, а этот возраст (15 лет — прим. авт.) требует построения отношений не только в рамках спорта.

    — Внутрисемейные отношения наверняка волнуют юношей не меньше…
    — Практически все ребята, когда им предложили написать о себе, отметили, что на одном из первых мест, помимо футбола, идет семья. Меня этот факт радует — значит, юноши растут в теплой домашней обстановке, где их принимают, поддерживают и одобряют.

    — Как ребята отзываются об учебе?
    — Достаточно приветливо. Несмотря на то, что сил, а иногда и времени, чтобы отдаваться учебе целиком, порой не хватает. Такое совмещение тяжело не только физически, но и психологически. По той причине, что это разные виды деятельности: один требует большей усидчивости, другой — активности.

    — Никто не уклонился от тестирования?
    — Мне приятно, что мальчишки заполняли тесты с заинтересованностью, мало того — уже проявили интерес к их результатам. В программу сборов включена индивидуальная работа с игроками по итогам тестирования. Мы выдадим им полученную в результате исследования информацию, а потом обсудим. Только в диалоге можно продвинуться в познании самого себя.

     

    — Уже проводили такие диалоги?
    — Да, причем вопросов было даже больше, чем я ожидала. Все это означает, что ребята хотят узнать о себе больше. Как психолога меня это очень обрадовало.

    — Насколько я успела заметить, ваша работа не ограничивается лишь тестированием…
    — Я присутствую на всех мероприятиях во время сборов: установках, разборах, тренировках. Метод наблюдения еще никто не отменял. Как и в футболе, в психологии мелочей не бывает. Какая-то деталь может стать важным штрихом в портрете личности молодого футболиста.

    — Как в команде адаптируются новички?
    — На мой взгляд, тренерский штаб в этом вопросе занимает правильные педагогические позиции. Новобранец не просто представляется команде, но еще должен рассказать о себе в режиме круглого стола. Команда — это живой организм, а если каждый будет сам по себе, не зная, как зовут товарища, успеха не добиться.

    — Ребята уверяют в том, что конфликтов в команде нет. Где кроются причины возможных конфликтов?
    — В любом коллективе, если нет явного конфликта, есть группы, которые больше общаются друг с другом. Во избежание конфликта необходимо соединить их в один коллектив. У нас для реализации этой цели предусмотрены тренинги по общению. Подобные мероприятия помогают ребятам сплотиться, ведь тот же элемент доверия на поле очень важен.

    — Есть ли какие-то особые методы работы с запасными?
    — Недавно читала о результатах исследования лаборатории «Милана» относительно этой проблемы. Мои итальянские коллеги предлагают подчеркивать значимость запасных через позиционирование их как помощников тренерского штаба. Такой подход позволяет им чувствовать себя включенными в игровой процесс. Ни самооценка, ни мотивация не страдает. Мне показались занимательными материалы Milan Lab, и я передала их тренерам, так как считаю, что расширение границ информационного поля — это еще одна из функций психолога.

    — Какими принципами вы руководствуетесь в работе?
    — Научности подхода, конфиденциальности, ответственности перед собой и ребятами за то, что делаю как специалист. Я стремлюсь к тому, чтобы ребята воспринимали меня как друга. В таком случае отношения становятся более доверительными и человечными, а работа — более продуктивной.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №21 (2-8 июня 2010 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»