Назовите лучший спортивный фильм года. Хорошо подумайте. Может быть, про Льва Яшина? Ой! Видимо, я нашел не того собеседника. Извините, дальше можете не читать. Если честно, даже не помню, как называется фильм про Яшина – настолько безликим он получился. Несмотря на яркость героя.
Еще был фильм о зарождении русского футбола. Название его тоже вспомнить решительно невозможно. Хорошо, извините, сейчас поможет гугл.
В русском кино в 2019 году не было хороших спортивных фильмов. Да и когда это вообще случалось? За всю историю, включая советский кинематограф, можно отметить две работы. Элем Климов с его классикой «Спорт, спорт, спорт» и «Движение вверх». Все остальное притянуто, затянуто, натянуто. Уже почти три года моему списку 100 лучших спортивных фильмов, но нашим кино он вряд ли существенно пополнился.
Запад тоже восхвалять глупо. Фильмы о спорте – жанр-клише, и сделать здесь что-то выходящее за рамки сюжета про «Рокки» сложно. Но прецеденты есть – чего стоит хотя бы «Охотник на лис». Если не смотрели, обязательно сделайте это. Хоть фильм и американский, Россию там тоже можно увидеть.
В 2019 году из картин, связанных со спортом, больше всего обсуждали «Дело Ричарда Джуэлла» Клинта Иствуда. Старику Клинту почти 90, а он продолжает делать высококачественное кино. Так говорят. Мне пока не удалось посмотреть этот фильм, но обязательно сделаю это – предыдущие спортивные работы Иствуда не подводили.
Есть другое кино, с отсутствующим пафосом. Называется «Неограненные драгоценности» или Uncut Gems по-английски. Фильм братьев Сэфди, в главной роли немолодой и драматичный Адам Сэндлер.
Фильм не совсем о спорте, но главный герой – фанат НБА и ставок. Ключевую роль сыграл Кевин Гарнетт, вокруг которого крутится сюжет. Есть не очень уместные теперь шутки про Коби Брайанта, но что тут сделаешь. Снято задолго до трагедии.
Само происходящее на экране очень похоже на спорт. Давление идет с первой секунды – и оно не останавливается. Чем-то это напоминает фильм «Фанат» с Робертом де Ниро, но здесь одержимость игрой (баскетбол, ставки, деньги) выглядит более естественной и затягивающей. Все это очень похоже на хорошую модернистсткую литературу, когда тебя бросают в котел предлагаемых обстоятельств без вводных данных. Но путаться и скучать тут не придется – благодаря неожиданной игре Сэндлера зритель моментально втягивается в мир (точнее, темпоритм) главного героя – и уже не оторваться.
Это фильм Netflix – возможно, поэтому даже в претенденты на «Оскар» он не попал, хотя брал призы гильдии американских кинокритиков. Те, кто раздают «Оскар», воспринимают Netflix как покушение на культуру большого кино – с кинотеатрами и сборами. Но это их война, речь не об этом.
«Неограненные драгоценности» как кино ничуть не хуже «Паразитов», взявших «Оскар» за лучший фильм. Так что очень советую посмотреть и то, и другое.
В моем личном рейтинге фильмов о спорте «Драгоценности» точно войдут в топ-3. Даже без номинаций на «Оскар».