Удивительно, но стадион не заполнился до отказа. Билеты можно было свободно купить в кассах. И ведь холодом питерскую публику не напугаешь, и обещанный снег только подразнил ночью. Не иначе как возросшие почти в три раза цены на билеты (3500 рублей за места в центральных секторах) сыграли свою роль.
При этом «Зенит», если бы свершилось чудо в матче «Спартака» с «Ростовом», мог в субботу досрочно выиграть золото в случае победы. Но в чемпионском статусе сине-бело-голубые пребывали минут двадцать — между поставившим на уши «Петровский» голом Андрея Аршавина и точным выстрелом со штрафного Максима Калиниченко в «Лужниках».
Не располагая возможностью стратегического маневра (нужны две победы в двух матчах — и точка), Дик Адвокат оставил себе небольшое пространство для маневра тактического. Обремененный лимитом на легионеров, он поставил в ворота Вячеслава Малафеева, а Павла Погребняка приберег в запасе (нескольких добавленных секунд ему не хватило, чтобы выйти на замену — так и встретил финальный свисток у бровки). Может, еще и потому, что решил брать «Москву» не напором, а хитростью: трио Аршавин — Домингес — Текке славится изобретательностью.
И голландский расчет оправдался к 20-й минуте. Тонкий заброс Радека Ширла нашел в штрафной гостей не голову Айзека Окоронкво, а Фатиха Текке, а остальное было делом нескольких секунд. Турок сделал выверенный пас Аршавину, а тот забил свой 10-й мяч, установив личный рекорд результативности за один чемпионат.
Самому страшному (мы не о внешности, разумеется) игроку «Москвы» Макси Лопесу уделили повышенное внимание. Стоило гостям перехватить мяч и пойти вперед, как возле аргентинца тут же оказывался зенитовец. Чаще всего это был Шкртел — не пускал к мячу, оттирал от него, не давал развернуться. Практически полностью выключил бывшего барселонца из игры. Когда усилий одного человека не хватало, применяли коллективный отбор. Когда до Лопеса дошло, он стал опускаться глубже — только так у него был шанс поработать с мячом. Но теперь он стал «клиентом» Тимощука, весьма цепкого и неуступчивого.
Самого опасного зенитовца — Аршавина — подопечные Леонида Слуцкого попробовали выключить другим способом — раз за разом ловили в искусственный офсайд. Срабатывало.
С Текке пришлось неожиданно сложнее. Пару раз лишь субъективное мнение Александра Гвардиса позволило игрокам «Москвы» избежать серьезных санкций. Сначала турецкий форвард не был допущен в штрафную и упал, но признаков преступления со стороны защитника арбитр не углядел, а попахивало фолом последней надежды. А затем на левом фланге Окоронкво буквально отпихнул руками Султана от мяча — и вновь калининградский арбитр развел руками, призывая продолжать игру.
Судя по всему, Слуцкому стало жарко — на второй тайм он вышел без пальто. Попутно принял решение что-то сделать с атакой — на поле появился самый миниатюрный игрок премьер-лиги звезда молодежного чемпионата мира Макси Моралес. Рядом с выпрыгивающим за верховыми мячами Малафеевым он смотрелся предсказуемо забавно.
Не сказать, чтобы гранатово-черные понеслись вперед сломя голову, но на их половине поля стало заметно просторнее. Однако офсайдные ловушки продолжали срабатывать на рывки Аршавина, Зырянова, Домингеса. Иногда, правда, на тонкой, почти невидимой грани.
И таких двух форвардов Слуцкому все равно было мало — моментов как не было, так и нет. Тогда гости пошли ва-банк, сняв левого защитника Стойку в пользу третьего нападающего — аргентинца Бракамонте. Но свежести не прибавилось. Атака «Москвы» вообще произвела крайне странное впечатление, поскольку столичная команда и до штрафной практически не доходила.
«Зенит» тоже осторожничал — оно и понятно: надо было оберегать счет, то есть сделать то, что в матче с той же «Москвой» год назад не удалось. В этот раз Петр Быстров шанса на выстрел не получил, и петербуржцы двухочковую фору перед «Спартаком» в чемпионской гонке сохранили. Развязка произойдет 11 ноября.
Санкт-Петербург
Пресс — конференция
Главный тренер «Зенита» Дик Адвокат:
Домингес был великолепен
— Мы заслужили этот результат. Это была игра, которую мы обязаны были выиграть — ничьей было бы недостаточно. В первом тайме мы играли великолепно. Отлично двигались и комбинировали, но забили всего один гол. Во втором тайме было тяжелее, но это объяснимо, поскольку нам надо было удержать победный счет. А значит, любая ошибка могла привести к ничьей. И тогда борьба за чемпионство была бы для нас практически закончена. Я признателен команде за то, что она не дала сопернику ни единого шанса. А Домингес был просто великолепен.
— «Зенит» по ходу сезона часто упрекали в том, что он не показывает чемпионской игры. Показалось, что сегодня игра «Зенита» была чемпионской. Вы согласны?
— Определенно.
— Перед игрой было немало публичных сомнений в непредвзятости судьи Гвардиса. Вам не показалось, что сегодня он перегнул палку и судил против «Зенита»? Не зафиксировал фол против Текке, когда тот выходил один на один. Зафиксировал офсайд у Аршавина, хотя тот выбегал из-за защитников…
— Когда выигрываешь — все хорошо.
Главный тренер «Москвы» Леонид Слуцкий:
Бронзу мы упустили
— Так как мы пропустили гол, ситуация диктовала нам вести более активные действия, и второй тайм, на мой взгляд, прошел в более или менее равной борьбе, о чем свидетельствует и результат второй половины. Нам не хватило, может быть, мастерства, а может быть, каких-то общекомандных действий, чтобы сравнять счет. В целом по тому, как протекала игра, результат закономерен. И очень жаль, что нам не хватило буквально одного очка, чтобы завоевать бронзовые медали.
— Перед матчем генеральный директор вашего клуба Юрий Белоус сказал, что команда ляжет костьми, чтобы не дать «Зениту» выиграть. Вы это заметили?
— Мы старались и играли — по крайней мере второй тайм — на максимуме возможностей. В плане самоотдачи у меня нет претензий к футболистам.
— Даже к Кузьмину?
— (С недоумением.) А почему «даже»?..
— Во втором тайме вы выпустили вместо Адамова Моралеса, хотя Лопес показывал вам после этого, что ему нужна поддержка в атаке…
— У нас не получалось в первом тайме атаковать длинными передачами, и мы посчитали нужным убрать второго «столба», потому что верх мы не выиграли ни у Шкртела, ни у Ломбертса. Попытались атаковать, больше насытив центральную зону, атаковать с подборов, подальше от центральных защитников. В этом и хорош Моралес.
— Почему ваша команда не создала ни одного голевого момента? Это вина ваших нападающих или заслуга защитников «Зенита»?
— Все в совокупности.
— Вы сказали, что бронзовые медали для вас теперь недоступны. Но в последнем туре ЦСКА играет в Казани, где очки не так легко даются. А вы играете дома с «Лучом», который уже все вопросы решил.
— Я практически уверен, что ЦСКА одержит победу. (После небольшой паузы.) Над немотивированным «Рубином».
Капитан «Зенита» Анатолий Тимощук:
Зла не держу
— По ходу игры я не интересовался тем, как «Спартак» играет с «Ростовом». Все мысли были только о «Зените». Мы показали, что по праву считаемся сильнее «Москвы». Думаю, никакого проклятия этой командой и не было. Перед игрой были различные высказывания в прессе о том, что «Зенит» много лет не может выиграть у «Москвы», но матч прошел под нашу диктовку. Могли выиграть крупнее, чем 1:0.
— Уже думаете о встрече с «Сатурном»?
— Сначала надо обыграть «Ларису» в Кубке УЕФА.
— Что произошло под конец матча между вами и Станиславом Ивановым?
— Боролись за мяч, и он наступил мне на ногу. Но потом извинился. Я на форварда зла не держу — это был игровой момент, он не хотел нанести травму.
Вратарь «Зенита» Вячеслав Малафеев:
«Сатурн» захочет хлопнуть дверью
После встречи с «Москвой» Вячеслав Малафеев признался, что победить «горожан» было не так просто, как могло показаться, и поблагодарил партнеров за внимательные действия в обороне.
— Тяжелый матч. Мы все понимали его важность. Серьезно готовились. Со стороны, наверное, могло показаться, что победили легко, потому что мы часто атаковали. Но все равно потратили много сил.
— «Зенит» был столь хорошо организован или у соперника не получилась игра?
— В действиях нашей команды действительно была солидность. Неплохо смотрелись сегодня. У «Москвы» был лишь один опасный момент. Но все дело в том, что это мы не дали им возможности атаковать. Все вместе отрабатывали в обороне, хорошо страховали друг друга.
— Во втором тайме Леонид Слуцкий изменил тактику…
— Да, соперник пошел вперед, и нам надо было забивать второй гол, чтобы снять напряжение. Но игра все равно оставалась за нами.
— Знали, что именно вам предстоит стоять в воротах, а не Камилу Чонтофальски?
— Предполагал, что наши шансы выйти на поле — 50 на 50. У Дика Адвоката есть свое видение, кто и когда должен играть. А мы, вратари, одинаково готовимся к каждому матчу.
— Вспоминали гол Петра Быстрова, который он забил год назад на «Петровском»?
— Я, безусловно, понимал, что он обладает хорошим ударом. Но думал, что у него мало шансов повторить тот успех.
— Теперь до чемпионства осталась одна победа, над «Сатурном».
— Игра будет плотной. Надо побольше забить. У «Сатурна» нет турнирной мотивации. Но, возможно, они захотят хлопнуть дверью.
— Благодаря победе над «Москвой», «Зенит» забронировал за собой место в Лиге чемпионов.
— В принципе, это стало ясно после победы в Нальчике. Второе место у нас уже есть. Но оно никого не устроит.