(Фото: ФК «Зенит»)
После таких выступлений, как с «Ростовом», интересно, куда устремится вектор объяснений не только факта поражения, но и невзрачной игры на своем поле. Тем более когда в соперниках у тебя вовсе не европейский гранд и даже не прямой конкурент, а скромный середняк. Который два месяца назад в Ростове-на-Дону был отправлен в нокаут без малейших оговорок, условностей и сверхусилий.
Если суммировать высказанное различными специалистами вместе с игроками, то итог получается примерно таким. Плотный график матчей. Травмы лидеров (Ломбертса и Данни). На редкость удачная игра подопечных Божовича. Невезение. Причем по ранжиру эти причины можно поставить в любом порядке, главное — ощущение неизбежности каждой из них. И, кстати, каждой легко найти рациональное обоснование. Ну в самом деле: чем еще, кроме как стечением обстоятельств, объяснять попадание в штангу Кержакова, когда форвард, казалось, как на тренировке, укладывает мяч в полупустые ворота? Напоминал бы правый фланг «Ростова» тихую заводь, будь на поле реактивный Данни? Глупо сомневаться и в том, что готовься (и лечись?) Халк, Витсель, Широков, Губочан, Кришито и иже с ними всю неделю к матчу у себя на базе, шансы показать на поле нечто более пристойное были бы выше. И совпади в пользу «Зенита» эти обстоятельства, вполне допускаю, что «Ростов» был бы снова подвержен экзекуции, даже если бы ушел на перерыв при тех же 2:0 в свою пользу.
Но случись такой вариант, он всего лишь помог бы избежать последствий в виде поражения. Но не того, что уже многократно проходили, и того, чем в полной мере озадачивались. Защита разве с Ломбертсом не «пожарила»? Или таких конфузов с «Зенитом» не случалось, когда за плечами было от нескольких дней до недели «гладкой» подготовки?
Полторы недели назад, по следам поражения от «Спартака», я писал об Аршавине. Если кто забыл — задавался вопросом об условиях, которые необходимы, чтобы мы чаще (о слове «часто» пока лучше не заикаться) видели Андрея образца домашнего матча с «Порту». Матч с «Ростовом» этот вопрос возвел в квадрат. Потому что отыграл 32-летний зенитовец так, что осталось непонятно: был он вообще на поле или нет? Ни в какую сборную, кстати, Андрей не уезжал, и сообщения о других его далеких путешествиях тоже не поступало. То же самое касается и Зырянова. Тем не менее это не избавило от презентации редкой картины: Спаллетти уже после первого тайма разом усаживает на лавку креативных игроков.
Еще с одним созидателем все проще и сложнее одновременно. Роман Широков перенес отит и пропускал тренировки вместе с матчем со «Спартаком» по этой причине. И логично, что, чуть выйдя на поле с партнерами после почти трехнедельной паузы, себя лучшего не показал. Поэтому послематчевый пассаж Спаллетти о своем полузащитнике удивляет лишь на первый взгляд. Лучано предложил выяснить у самого Романа, почему тот пропустил игру со «Спартаком», а через два дня «недомогание» ему не помешало выйти за сборную. Эти «два дня» не оставляют сомнений в демонстративности. Потому что даже погруженный исключительно в проблемы «Зенита» его главный тренер знает, что дней между встречами «Зенита» со «Спартаком» и сборной — с Сербией прошло не два, а пять. И кому, как не Лучано, знать о правилах национальной команды, в расположение которой игрок должен отправиться даже со штампом «травмирован». Если речь не идет о травме вроде перелома.
По иронии судьбы почти в эти же дни год назад случилась знаменитая история с шапкой-невидимкой, в которой, по выражению Романа Широкова, только и мог присутствовать Спаллетти на дне рождении Кержакова. Разные ситуации роднит одно подозрение: слишком уж отличается отношение к ним и их видение у тренера и футболиста.
Еще один показательный момент — выход на замену Быстрова. Сразу оговорюсь, следующие рассуждения могут быть лишены смысла, если физическое состояние Владимира в пятницу было именно такое, что десять минут — это максимум, на что он оказался способен. Но даже в этом случае возникает вопрос: зачем же тогда выпускать игрока в ситуации, когда его шансы помочь команде минимальны? Заменил, кстати, Быстров именно Широкова. Аршавина и Зырянова на поле тоже не было — то есть тех, кто своевременным и точным пасом может позволить скорости Быстрова реализоваться во что-то материальное. Защита «Ростова» вовсе не была похожа на истекающего кровью солдата, чтобы ее поставили в тупик индивидуальные потуги игрока, для которого в последнее время выход даже на десять минут — уже значимое событие. Наверняка покажусь резким, но этот ход Спаллетти очень походил на «подставу». Результат которой можно удачно припомнить, когда придется в очередной раз аргументировать статус игрока в команде.
Впрочем, и здесь ничего удивительного. Широков. Быстров. Анюков. Которому был предпочтен Смольников даже после матчей за сборную. Пока в команде не закончится некая «операция», объяснять изъяны в ее игре и причины поражений языком экспертов бессмысленно. Техника с тактикой все равно окажутся вторичны.
Под прицелом
Томаш Губочан
Бодался весь матч с гигантом Дзюбой. Раз экс-спартаковец не забил, значит, Губочан вроде как справился. Голевая скидка на Дьякова не в счет. Защитник «Зенита» делал искусственный офсайд, а Широков задержался с выходом от своих ворот. Что было делать словаку? Раздвоиться?! Зато в созидании к Губочану есть вопросы. Он настолько плохо передавал мяч Нету, что в какой-то момент Лодыгин перестал подключать эту парочку к игре. Рывок в первом тайме в район центрального круга и последовавший пас в аут мимо опешившего Смольникова — это вообще за гранью…
Игорь Смольников
В первом тайме новобранцу сборной России было не до подключений в атаку. Попробовал разок, получил по ногам от Канги и больше не ходил. Голова и так шла кругом от игроков в желтой форме. При счете 0:2 стал чаще появляться на половине поля «Ростова», но КПД его вылазок был крайне низок. Сначала не поверил, что Халк вернет мяч, а потом и сам потерял его в простой ситуации. Какие уж тут прострелы! После матча оказался единственным игроком «Зенита», кто аплодировал фанатскому «виражу» и остановился в микст-зоне перед журналистами.
Халк
Бразилец был какой-то вареный. Даже с судьями спорил без прежней экспрессии: взмах руки, глаза в поле — и пешком назад. Во втором тайме чуть-чуть ожил и запорол опасный штрафной. Как говорят во дворе, забег — на рубль, а удар — на копейку. Плетикоса такие мячи готов целый день ловить. Защитники «Ростова» тоже, наверное, были довольны Халком. Они, бедные, готовились к его ураганным проходам, а увидели перед собой вполне прогнозируемого нападающего, чей слалом обрывался далеко до ворот Плетикосы. Скорее всего, Халк стал жертвой акклиматизации после дальнего перелета из Канады, где бразильцы проводили свои «товарняки».