Эта волейболистка перешла из московского «Динамо» в «Ленинградку» в начале сезона и быстро стала одним из лидеров команды Александра Кашина. Кроме того, она претендует на место в составе олимпийской сборной России…
— Известно, что вашему переходу из «Динамо» предшествовала почти детективная история с участием самого Джованни Капрары. Якобы наставник сборной заставил динамовских руководителей отпустить вас для получения игровой практики в Петербург…
— Начало сезона я провела на скамейке запасных — тренер Леонид Зайко ставил в состав Лену Ежову. И в этот момент очень помог Капрара. Он убедил вмешаться в ситуацию руководство федерации волейбола, и я расторгла контракт с «Динамо». Переход получился молниеносным. В пятницу я подписала новый договор, в субботу провела первую тренировку в «Ленинградке», а в воскресенье уже вышла на первый матч. Кстати, мы его выиграли. Сейчас ничуть не жалею о смене команды. До конца следующего сезона буду играть в Питере.
— Накануне сезона «Ленинградка» считалась одним из фаворитов чемпионата, но в четверку не попала. В чем причина?
— При усеченном календаре очень возрастает цена ошибки. Мы же проиграли несколько «своих» матчей — аутсайдерам из Челябинска и Казани. Этих побед и не хватило на финише. Кроме того, в последнем туре неважно сыграли в решающей встрече с омским «Спартаком». Что ж, теперь задача — занять пятое место, дающее право выступать в еврокубках (сегодня «Ленинградке» предстоит решающий третий матч утешительного турнира с калининградским «Динамо-Янтарем». — «Спорт»). Зато в следующем году как минимум за бронзу поборемся.
— Как устроились в Петербурге?
— Cнимаю квартиру недалеко от станции метро «Чкаловская». Очень удобно: всего 15 минут пешком — и ты на тренировке. Появилось много друзей, причем не только в «Ленинградке». Хожу в гости. По жизни я очень энергичная.
— Петербург считается футбольным городом…
— Но волейбол здесь тоже любят. Есть даже фанаты «Ленинградки», экипированные в черно-желтые клубные цвета. И меня радуют заполненные трибуны на большинстве матчей команды. Футбол тоже люблю, но «Зенит» мне безразличен. На «Петровский» схожу только один раз — в конце сентября, когда приедет ЦСКА. Болею за красно-синих с тех пор, как мы целый год просидели на сборах с армейскими футболистами.
— Вплоть до последнего тура сразу шесть клубов сохраняли шансы на две путевки в плей-офф. Такая конкуренция повышает уровень нашего волейбола?
— Понимаю, что сокращенный календарь принят в интересах сборной, готовящейся к Олимпиаде, но он мало способствует росту мастерства. В суперлиге большинство волейболисток не отличаются изобретательностью и разнообразием в атаке. Хотя уровень понемногу растет — сейчас в Россию едут квалифицированные легионеры
— Позиция либеро в волейболе такая же особенная, как вратарь в футболе или хоккее. Какие качества для нее требуются?
— Либеро должен моментально принимать решения и страховать партнеров. То есть быть на площадке таким «пылесосом», который собирает «грязь». Когда в 1997 году ввели эту позицию, тренер мне сказала: «Ты невысокого роста, хорошо принимаешь и защищаешься — будешь либеро». И в своей первой профессиональной команде в Иванове я уже играла на новой позиции.
— Вы признаны лучшей принимающей чемпионата. Как к этому отнеслись?
— Хотелось бы считать себя лучшей, ведь либеро просто обязан уметь отлично принимать. Игроки этого амплуа — штучный товар. Если во время матча нападающего всегда можно заменить, то с либеро тренеру нельзя ошибиться. В сборной я играю уже четвертый год, и пока удается удержаться в обойме. Кандидатов на поездку в Пекин помимо меня много — чемпионка мира Светлана Крючкова из «Заречья», Екатерина Чернова из «Балаковской АЭС», Елена Ежова из «Динамо» и Дарья Векшина из омского «Спартака».
— Многие «сборницы» жалуются, что в национальной команде они вынуждены переучиваться…
— В чемпионате России играют в другой волейбол по сравнению с тем, который прививает нам Капрара и который практикуется в сборных Италии, Бразилии. На Западе иной, более глубокий подход к тренировочному процессу, сборам, статистике. Капрара предлагал клубным тренерам проводить совместные сборы, но наши специалисты не пошли ему навстречу. Получается, что наставник один против всех. Это большой минус для нашей сборной. Теперь Джованни звонит игрокам и дает рекомендации по поводу тех или иных упражнений, тренировок.
— Капрара сильно изменился за последний год?
— Он стал требовательнее к игрокам. Это позволило нам выиграть квалификационный турнир и поехать в Пекин. Думаю, что и на Олимпиаде у команды будут хорошие шансы на медали. Нам есть чем удивить соперниц. На прошлых Играх серебро посчитали относительной неудачей, так что сейчас надо брать золото.