В диалогах и воспоминаниях о петербургских дерби футбол фигурирует реже, чем околофутбол. Чаще задают риторические вопросы: «А зачем эта команда?», «А это вместо «Тосно», да?». Или выкрикивают спорные лозунги, пытаясь разжечь конфликт там, где он не нужен, затевая спор ради спора. Звучат: «Этот клуб – искусственный!» (а «натуральные» – какие?) И «Один город – одна команда!"
Вот и сейчас похожие вопросы. Привыкли за три года большинство болельщиков «Зенита» к областному «Ленинградцу», играющему в городе? Гадок он им как «Динамо»? Симпатичен, как «Локомотив»? Или безразличен, как «Русь» и «Питер»?
Допрос у кассы
Оказалось, что большинству симпатично-безразличен. Хотя попытки разжечь были. Даже сотрудниками стадиона «Смена». Диалог у кассы:
– Один билет, пожалуйста.
– Вы за «Зенит» или за «Ленинградец»?
– Ни за кого. Футбол хочу посмотреть.
– Нет уж, определитесь!
– ??? Хорошо, большинство здесь – за «Зенит». Буду за «Ленинградец», чтобы им обидно так не было.
– Тогда вам в другую кассу.
– Нет. Я передумал. Я за «Зенит». С детства!
– Вы же сказали, что за «Ленинградец»! Идите в другую кассу!
– Нет-нет, я осознал ошибку. Каюсь! Все мысли о «Зените»!
Кассар недоверчиво протянула билет:
– Смотрите у меня! Чтобы без провокаций на трибуне!
Вот так разжигают перед дерби! Но несмотря на старания и ухищрения, народ спокоен. Общаются, облаченные в атрибутику обоих клубов.
Алексей Игонин: «Зениту» нужен сильный «Ленинградец»
Двое джентльменов с шарфиками «Ленинградца» подходят к бывшему капитану «Зенита» Алексею Игонину. Просят сфотографироваться. Зачем-то предупреждают его:
– Но мы сегодня за «Ленинградец»! – и машут в качестве доказательства шарфиками.
Алексей не отказывает. На шарфе «Ленинградца» нет красно-белых цветов.
Тут где-то издалека разносится первый клич: «Один город – одна команда!» Отражаю его в Игонина:
– «Один город – одна команда»? Или хорошо, что есть такие матчи?
– Для спорта это важно. С одной стороны, «один город – одна команда» дает большое преимущество. Но для «Зенита» конкуренция будет полезной. В РПЛ был на это намек в прошлом сезоне, было интересно. А в городе, если и не конкуренция, то нужна помощь команды, которая находится чуть ниже. Обмены футболистами, аренды – это все одна цель. Но сегодня мы говорим о «Ленинградце». Он – областной.
– Формально.
– Ну как… Бюджеты разные, регионы – разные. Команда играет на Nova Arena, но в будущем планируют построить свой стадион.
– «Зениту» нужен сильный «Ленинградец»?
– Конечно, нужен. Несколько лет назад у меня было предложение. Его обсуждали. Идея была в том, что «Зениту» стоит подписать договор с некой командой, которая играет уровнем ниже, а не создавать «молодежки», еще один «Зенит»-2, «Зенит»-3 и так далее. Конкурентная среда все равно несколько иная. Конкуренция создается, когда вырывают из зоны комфорта. Ты играешь с одними и теми же партнерами, сначала в школе, потом в юношеской, потом переводят в «Зенит»-2. И совершенно другая история получается, когда тебя переводят, например, в «Ленинградскую область, где играют мужики.
– Вам «Ленинградец» симпатичен? Как клуб?
– Да. Мне нравится, что их история не связана с раздуванием бюджетов и амбиций. Никто никого не гонит, если понимают, что не готовы играть классом выше. Не вынуждают. И я уверен, что в ФНЛ они будут заходить только по спортивному принципу. Когда поймут, что готовы.
– Как фанаты «Зенита» отнесутся к «Ленинградцу», если он станет силой посерьезней?
– Сейчас в среде фанатов не та ситуация, что несколько лет назад. Я бы не стал говорить о проблемах и разборках. Появляется другая культура боления. И стадионы располагают к этому – комфорт, посещения матчей семьями. Вспомните, как было на Кирова. В марте мужики пришли на мороз, где-то выпили, покричали, подрались, а потом пошли домой. Такого теперь нет, – сказал Игонин.
Адепты лозунга еще остались
Действительно, ненависти, как в матчах «Динамо» СПб и «Зенита», не было. Одно из объяснений – местоположение «Смены», Nova Arena. Многие посетители подобных игр живут в соседних домах. Почему бы не прийти в пятницу вечером на футбол? Просвети два часа на воздухе в хорошую погоду. Всей семьей. Ведь и развлечения есть для всех. «Фан-променад». Конкурсы и прочая активность для детей. Автограф-сессии. Отличная альтернатива скандинавской ходьбе и алкоголизму.
Кстати, о нем. У фонаря стоял недоверчивый мужчина. Все в нем было недоверчиво – взгляд, поза, даже скомканный пакет в его руках превратился в скептическую геометрическую фигуру. Он недоверчиво смотрел на приближающегося меня, на фонарь, даже собственным ботинкам он не верил. Так пристально и снуро он на них глядел.
– «Один город – одна команда?» – вопрос недоверчивому.
– Ни в коем случае! – возмущенно, но спокойно ответил недоверчивый. – Логики не вижу. И я за «Ленинградец»! Мне нравился «Зенит» начала 2000-х, там играли свои ребята. Хочется смотреть на своих. Поэтому я за «Ленинградец».
– Но в «Зените»-2 и играют воспитанники.
– А смысл? Это все не то, это искусственно! Все равно они в главный «Зенит» не попадут! – сказал он.
И неумело сделав вид, что увидел знакомого, махнул ему и ретировался. Не найдя, похоже, логики в своих словах.
А что было на трибуне? Там пытались найти конфликт. И выглядело это искусственно и слабо.
На каждый клич фанатов «Ленинградца», с малого «Виража» доносилось: «Один город – одна команда!». Напоминало ответ на любой вопрос полуживотных из «Острова доктора Моро»: «Не ходить на четырех ногах – это закон!».
Иногда крики про город и команды вызвали смех и недоумение простых болельщиков. Несмотря на ухищрения специалистов из кассы, зрители поддерживали обе команды. Из соседних рядов раздавались кличи о «Зените» и «Ленинградце». Также радовались и голам. И кричали из-за нереализованных моментов. Никакого непонимания. Все по-соседски.
Футбол
Казалось бы, должен получится скучным и нудным. Ведь интриг нет. За три тура до конца команды не претендуют на повышение. «Зенит»-2 – третий, «Ленинградец» – привычно пятый (на нем закончили предыдущие сезоны). Скоро отпуск. Но нет. Банальности банальностями, но получилось дерби. Бескомпромиссное, со спорами, стычками, удалением, стыками.
«Зенит»-2 не меняется. Начинает первым номером, вязнет в позиционных атаках, много владеет мячом, не создавая остроты. «Ленинградцы» компактно садились на свою половину, часто вдесятером за линией мяча, создавали плотность. «Зенит»-2 владел, «Ленинградец» убегал в контратаки. Опасности у ворот «гостей» появлялись благодаря ошибкам «гостей». Хотя любые результативные действия в футболе – это результаты ошибок. Малых или больших. Но и «Зенит»-2 не был податлив. Быстро вступали в обор, шли в прессинг на чужой половине.
Во второй половине матча возник нерв. «Ленинградец» перехватил инициативу, атаковал острее, быстрее, чаще. У «хозяев» появлялись зоны. И дыры даже в позиционной защите. Началось дерби – с фолами, несколькими стычками, красивыми голами, удалением тренера «Ленинградца» Максима Астафьева, который был недоволен решениями арбитра.
Игроки «Зенит»-2 хоть и вели дважды в счете, но могут быть довольными результатом. Наверняка, так и есть. В концовке Владислав Радимов жестами просил вратаря Николая Рыбикова не торопиться с вводами мяча.
Матч не походил на привычное зрелище в концовках чемпионатов. Во многом благодаря статусу дерби. Так считает воспитанник «Зенита» и бывший защитник «Ленинградца» Андрей Блынду. Да, правильно, тот самый, кто играл в Испании, а однажды чуть не опоздал на собственный матч из-за перехода дороги в неположенном месте.
– Почему матч получился настолько огненным? Все-таки, это дерби, – начал Блынду. – Давно не видел в ПФЛ такой игры. Качественной со стороны обеих команд. По мысли, по борьбе, по желанию. Искры летели. Хороший матч, самое настоящее дерби.
– И довольно доброжелательное. Как считаешь, если «Ленинградец» перейдет в ФНЛ, РПЛ, то «один город – одна команда» зазвучат чаще?
– Я не люблю этот лозунг. В нашем городе воспитывают многих футболистов, которые достойны играть в Петербурге. В ПФЛ, ФНЛ, РПЛ. Городу нужно больше команд, если исходить из потенциала молодежи. Одной команды на всех не хватит, – сказал Блынду.
Какие выводы? Статус дерби подстегивает игроков, мотивирует, добавляет интереса зрителям. На «Смену», кстати, пришли 1115 человек.
И хорошо, что «Ленинградец» не стал вторым петербургским «Динамо». За тоннами липкой ненависти на трибунах в тех играх невозможно было разглядеть футбол.
Большинство болельщиков отнеслись к «Ленинградцу» благосклонно-безразлично. И это лучше ненависти.