• Лекарство от боязни высоты

    Казань первой в России приняла этап чемпионата Red Bull Air Race среди лучших летчиков мира

    26.07.17 01:14

    Лекарство от боязни высоты - фото

    Фото: redbullcontentpool.com

    Вы до сих пор вместе с Льюисом Хэмилтоном горюете о старом звуке моторов «Формулы-1», когда болид гудел как пикирующий истребитель? А какой смысл путать желаемое с действительным? Участники «Королевских гонок» иногда обгоняют военных пилотов на коротких дистанциях в ходе шутливых пари, но рожденный ездить летать не должен. Существуют настоящие воздушные гонки с ревущими самолетами и головокружительным авиаслаломом — это как лыжный слалом, только в небесах. Наконец-то они добрались и до России. На минувших выходных Казань приняла пятый этап Red Bull Air Race — 2017.

    Надуть «кеглю» за 90 секунд

    Это похоже на «Формулу-1»? Типичный вопрос болельщика, который только что узнал об авиагонках. «Большой цирк» по-царски раскрутился за счет телетрансляций. Когда «Формула-1» обосновалась в Сочи, Михаэль Шумахер давно был сказочным персонажем, как Штирлиц и Терминатор. Имена лучших пилотов мира российским зрителям только предстоит выучить, а вот Air Race уже сыграл на опережение и пришел в Казань со своим этапом. Для начала подписан контракт на три сезона до 2019 года включительно.

    Red Bull Air Race мог дебютировать в Петербурге более десяти лет назад! В июне 2006-го российский этап в Северной столице отменили за день до тренировочных полетов. СМИ успели созвать публику на «самое безумное событие лета». Трассу наметили в акватории Невы. Ведущие пилоты уже прибыли на берега Невы и готовились закружиться в танце белых ночей, но организаторам так и не удалось согласовать правила гонки с требованиями федеральных органов. Гонку отменили в самый последний момент. По иронии судьбы среди прилетевших в Питер пилотов был американец Кирби Чемблисс — будущий победитель этапа Air Race в Казани. Он дождался открытия российского неба. Петербург пока нет.

    Так на что это похоже? «Формула-1» и немного лыжного слалома. Выжимающие свыше 400 км/ч разноцветные самолеты порхают по трассе, составленной из громадных надувных пилонов-конусов. Нужно показать максимально быстрое время и не собрать штрафных баллов. Где-то требуется, лихо развернувшись, обогнуть одиночное препятствие, где-то пройти ворота на нужной высоте. Самолет опускается пугающе низко, будто детская игрушечная модель, но пилот не мальчик. Он контролирует ситуацию. Кстати, девушки в серии тоже есть. Последнее время их число растет.

    Если острое крыло задевает пилон, тот моментально рвется, эпично сдувается и оседает. Технари спешат на помощь, между делом соревнуясь в своей неофициальной программе. Кто быстрее надует «кеглю»? Рекорд составляет 90 секунд. Организаторы гордятся 25-метровыми пилонами и водят на них экскурсии, показывая, как прочнейшая с виду ткань разлетается при малейшем касании крыла, не создавая риска для пилота.

     

    Как отыскать своих Ивановых

    Летчики сплошь опытные люди с карьерой, достойной сериала. Вышеупомянутый Чемблисс много лет отработал на авиалиниях, но всегда хотел быть солистом. Поэтому на территории собственого ранчо в Аризоне он построил небольшой ангар и взлетно-посадочную полосу для тренировок. Результат — два титула чемпиона мира и статус живой легенды Air Race. В Казань Кирби прибыл суровым 57-летним мужчиной, на камеру мало улыбался, так что в кругах зрителей быстро получил прозвище Дед. Разве оно не подходит для самого опытного участника соревнований? С возрастом пилоты становятся только лучше. Англоязычные журналисты восхищенно рассказывали, что ветеран Чемблисс не перестает импровизировать и в нынешнем сезоне полностью поменял стиль пилотирования.

    Российским журналистам, разумеется, полюбился Николя Иванофф — один из тысяч французов с русскими корнями. Его семья давно потеряла связь с Россией, но вроде бы дедушка-тезка Николай Иванов был родом из Подмосковья. Явно не из Жуковского, где проходит международный авиасалон. Этот 108-тысячный город еще не основали, когда предок Николя покинул страну. «Может, моя победа в Казани привлечет внимание потерянных родственников? — смеялся Иванофф перед гонкой. — Вот лишний повод выиграть. Вряд ли, конечно. Я знаю, что Ивановых в России много. Тяжело отыскать моих».

    Совсем как дедушка француза, Red Bull Air Race бывает в разных концах земли: арабская пустыня Абу-Даби, японская Тиба на краю океана, автогоночный Индианаполис в США... Теперь появилась Казань. Всегда приятно видеть российское название там, где речь идет о высоких технологиях.

    Лучшая трибуна — газон у стен Кремля

    Казань — потрясающе удобный для туриста город. Здесь все рядом, все близко. С местного Кремля видны все достопримечательности центра, равно как и река Казанка, на которой вздулись пилоны. Соответственно, тысячи людей смотрели гонку прямо под стенами Кремля, удобно сидя на зеленой травке, хотя основную зрительскую зону устроили на набережной. Если петербургские берега вдохновляют, то местные умиротворяют. Фонарики до горизонта, фортепианные концерты прямо на выходе из кафе, неимоверное количество роллеров и велосипедистов. Расслабляющая и одновременно спортивная атмосфера. Если кто забыл слоган «Казань — спортивная столица России», вежливо-настойчивый треск велосипедного звонка за спиной сразу напомнит. Хотя сложно забыть, когда, куда ни глянь, везде стадионы. После летней Универсиады — 2013 Казань продолжает жить спортом и принимать новые турниры с достоинством. «Асфальт у нас хороший? Да, есть такое, — рассказывает местный таксист. — Очень много его постелили после Универсиады, и тех самых пор дороги держат в порядке». Разумно, не правда ли?

    Многие зрители турнира приехали из других городов. «Мы уже несколько дней в Казани, — рассказывали московские туристы. — Узнали о соревнованиях и пришли. Где еще такое увидишь?»

    В Петербурге неплохим аналогом стал бы парк 300-летия с его горкой. Положим, оттуда видно не так много дворцов, зато там комфортно публике. Собственно, в 2007 году возле этого парка проводились показательные выступления пилотов Air Race.

    Эту серию можно прописывать как лекарство от боязни полета и высоты. Просто посмотрите, что делают ее участники. Пролететь над водой вниз головой? Не вопрос. Вписаться в громадные ворота строго на той высоте, какую наметили на тактическом командном разборе? Разумеется, никак иначе. И после этого вы будете бояться прыгнуть с трамплина в бассейн или сесть на борт «Боинга»? Да бросьте!

    Низколетящая крылатая машина буквально завораживает. Рядом с ней хочется быть, в нее хочется сесть, но это уже лишнее панибратство. Немногие способны выдержать нагрузки, которым подвергаются опытные пилоты Red Bull Air Race. Для новичков создан отдельный Кубок претендентов (Challenger Cup), где летчики набираются ума-разума, прежде чем их допустят до чемпионата мира. Все как в автогоночных сериях.

    Питерский сюрприз

    Особого смака гонке придал чисто петербургский навязчивый дождик во время финальных стартов. Он то усиливался, то ослабевал. Одним пилотам повезло лететь в относительно ясном небе, а другим пришлось проскальзывать между капель. Возможно, среди 90 тысяч зрителей затесался тот, кто умеет управлять погодой и обожает делать ставки на аутсайдеров. Один за другим фавориты вылетали из первого раунда. «Я люблю соревноваться, но мне тяжело это делать с погодой», — страдал бывший лидер сезона японец Есихидэ Муроя. Опытному Чемблиссу дождь оказался не страшен. Он за свою карьеру разве что вокруг торнадо не летал, и то лишь из уважения к технике безопасности. Летчики признали, что новорожденный казанский этап — самый сложный в году. Резкие повороты, непредсказуемая погода. Это трудно, но интересно, потому что приходится рисковать, а это дело благородное. Главное, никто не мешает. «Этап Air Race в Казани организован на высочайшем уровне, — заявил Кирби Чемблисс. — Здесь дружелюбные зрители. Мне все понравилось».

    У россиян есть умирающая традиция — аплодировать летчику после посадки пассажирского самолета. Прежде хлопали всем салоном, теперь люди все чаще воздерживаются. Полеты стали обыденностью. Вроде как глупо восхищаться пилотом, который просто сделал свою работу и не уронил борт в море. А как насчет того, чтобы встретить овацией победителя воздушной слаломной гонки? Сейчас в Red Bull Air Race еще нет российских участников, но когда они появятся, зрители должны быть к этому готовы.

    Цифры

    6 км — приблизительная длина трасс Red Bull Air Race. Они закольцованы, как в автогонках. Пилоты проходят два круга, стараясь показать минимальное время, не задеть препятствия и не нарушить регламент. Причем делают это по одному, так что это гонка со временем, а не с оппонентом. За срез пилона дают сразу три штрафные секунды, что очень много. Если пилот разносит трассу, срубив больше одного препятствия, победа ему точно не светит. Также наказывают за превышение стартовой скорости, отклонение от трассы, неправильные развороты и многое другое. Самолет должен держаться в небе, как гимнастка на бревне, совершая четкие и грациозные движения корпусом. Первые круги соревнований проходят в режиме плей-офф: один пилот против другого, у кого время лучше. В «Финале четырех» пилоты проходят трассу один за другим и разыгрывают места на пьедестале.

    8 этапов в чемпионате Red Bull Air Race — 2017. В феврале летчики стартовали в Абу-Даби, затем их ждали американский Сан-Диего, Тиба (Япония), Будапешт (Венгрия) и Казань. Впереди этапы в Порту, немецком Лаузицринге и финиш 14–15 октября в Индианаполисе. В нынешнем чемпионате участвуют 14 пилотов. Россиян среди них нет, хотя петербуржец Сергей Рахманин стартовал в сезонах 2007–2010, занимая в итоговых зачетах 11–13-е места. Подняться на высший уровень ему не удалось, а ныне он один из арбитров соревнований. «Почему в серии Red Bull Air Race нет российских участников? Вопрос не ко мне, но понятно, что нужна планомерная подготовка, — пояснил Рахманин корреспонденту «Спорта День за Днем». — Главное, чтобы не за государственный счет. Это должна быть частная инициатива, а условия для ее появления — долгий разговор».

    Кстати

    Пилот сильнее футболиста

    Признайтесь честно, вы знаете Михаила Мамистова? Сильнейшие пилоты с восхищением говорят о 52-летнем уроженце Ленинграда. Во время Red Bull Air Race пилоты серии то и дело вспоминали о нем. Мамистов до сих пор берет первые места на мировых турнирах по аэробатике (выс­шему пилотажу). По итогам прошлого года петербургский Спорткомитет включил Мамистова в десятку лучших атлетов города как абсолютного чемпиона Европы — 2016. Ни один футболист, к примеру, не вошел в этот список.

    Мнение

    Пилот серии Red Bull Air Race Петр Копфштейн: Теннисный мячик нужен, чтобы руку не порезать

    Ангары летчиков Air Race — это отдельный музей под открытым небом, куда можно водить экскурсии. За каждой створкой новая картина. У самых креативных из банок от энергетика выложена схема казанской гоночной трассы. Небольшие самолеты чертовски привлекательны, а на острых кончиках крыльев у них наколоты теннисные мячики и надувные курицы! Иначе рискуешь порезать руку об острую грань крыла. Так объяснил корреспонденту «Спорта День за Днем» добродушный чешский пилот Петр Копфштейн, которого один порванный пилон отделил от третьего места.

    — Нет, здесь мы в теннис не играем, — смеялся Копфштейн. — Но лично я занимался теннисом в молодости. Вообще-то был довольно сильным игроком. В итоге выбрал самолеты. Они позволяют увидеть больше всего. Посмотреть красивые пейзажи, встретиться со множеством людей, многое пережить.

    — В Казани и Петербурге давно проводят теннисные турниры, а воздушная гонка в новинку. Сильно ли казанская трасса отличается от остальных?
    — На самом деле мы сталкиваемся с новыми трассами каждый год. В одном и том же городе маршруты, как правило, меняются. Все стараются придумать что-то новое. Думаю, что в Казани будет так же в следующем году. Здесь очень красиво. Много зрителей. Трасса интересная, сложная. Она на воде. Это может нести дополнительные трудности, когда есть волны. Если ворота раскачиваются...

    — Ворота в одну сторону, ваш самолет в другую?
    — Нет, я постараюсь найти золотую середину и попасть в них (смеется).

    — Вам хорошо видно Казань с высоты?
    — Конечно, Кремль хорошо видно. Стадионы тоже. Они вообще отовсюду заметны. Когда мы знакомились с трассой, я успел оглядеться вокруг и понять, что город очень красив. С удовольствием посоревновался бы и в других городах России. Например, в Санкт-Петербурге. Это красивый город. Будет здорово посетить его.

    — Возможно, к тому моменту в серии появятся российские пилоты.
    — Я жду, что это произойдет в ближайшем будущем. Россияне очень сильны в других дисциплинах. Я соревновался с ними в воздушной аэробатике и, конечно, знаю таких блестящих асов, как Михаил Мамистов и Светлана Капанина. Надеюсь, молодое поколение россиян заинтересуется воздушными гонками и будет с нами соревноваться. Уверен, так и будет.

    — Полеты на низкой высоте и сумасшедшей скорости должны быть тяжелым испытанием для психики пилота.
    — У нас в командах есть специалисты по психологической подготовке, которые всегда с нами на связи: вживую или по телефону. Они помогают расслабляться.

    — Как насчет примет, счастливых гаек и винтиков?
    — Они существуют, но это мои секреты!

    — Чем Air Race отличается от других воздухоплавательных дисциплин, например от аэробатики — демонстрации фигур высшего пилотажа?
    — Самолеты похожи, но аэробатика — это скорее фигурное катание, а вот Air Race — скоростной бег на коньках. Здесь ты больше ощущаешь соперника, азарт борьбы. Кроме того, особенность Red Bull Air Race в том, что мы пилотируем в центрах городов или особо живописных местах, где очень красиво и много людей. Это делает турнир зрелищным.

    Казань



    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»