• Легионеры первой волны: победители или неудачники?

    Редакционный ринг

    21.01.11 17:00

    Легионеры первой волны: победители или неудачники? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    В будущее мы смотрим с гордостью и осторожным оптимизмом. Без прошлого, как известно, нет будущего. Мы продолжаем вспоминать интересные моменты нашей спортивной истории (а их множество), обсуждаем и спорим. К дискуссии приглашаем и читателей.

    Ринат Дасаев и Алексей Михайличенко, Игорь Шалимов и Сергей Юран, Игорь Добровольский и Олег Саленко, Дмитрий Радченко и Александр Мостовой. Что же объединяет звезд постсоветского футбола? Именно они протоптали дорожку на Запад, став легионерами первой волны. В начале 1990-х в каждом из европейских топ-чемпионатов играли наши люди. Другой вопрос: как играли? Можно ли назвать их достойными посланцами Страны Советов, которая «благополучно» развалилась? Как раз на эту тему развернулась дискуссия в редакции «Спорта».

    Мнение Дмитрия Догановского

    Вторая половина 1980-х ознаменовалась большими достижениями советского футбола на юношеско-молодежном уровне.

    В 1985-м юношеская сборная СССР (16 лет) стала чемпионом Европы. Два года спустя сборная того же возраста дошла до финала ЧЕ, а вскоре стала и чемпионом мира. В 1988-м чемпионат Европы выиграла и сборная 18-летних, а в 1990-м повторила этот результат наша «молодежка».

    Прибавим в этот список олимпий­ский триумф 1988 года, и станет понятным, почему годы 1990-е футбольные болельщики ожидали с волнительным нетерпением. Казалось, что, выйдя на уровень взрослого футбола, получив возможность заиграть в лучших европейских чемпионатах, эти молодые и талантливые ребята добьются многого, выведя и нашу страну в число ведущих футбольных держав Европы.

    Но сумело ли это «золотое поколение» российского футбола, первая волна легионеров из России, тех, которые двинулись на завоевание футбольной Европы, подтвердить не только свое высокое футбольное мастерство, но и в первую очередь высокий уровень своих притязаний?

    Нет и еще раз нет! Из легионеров первой волны можно выделить разве что Канчельскиса, проведшего пять отличных сезонов в МЮ, да с некоторыми оговорками поигравших в «Бенфике» и «Порту» Кулькова с Юраном. Собственно, и все. Остальные же...

    К середине 1990-х в европейских клубах разного уровня поиграла не одна сотня российских легионеров.

    И даже получая порой изначально приглашения из серьезных клубов, российские игроки, попадая в сказочную для них европейскую жизнь, быстро деградировали как футболисты, оседая в итоге в командах куда более низкого уровня. Всего год отыграв в «Интере», главная надежда россий­ского футбола Шалимов оказывается в заурядном «Дуйсбурге» и больше ни один из крупных европейских клубов так и не заинтересует. Не сумев закрепиться ни в «Олимпике», ни в «Атлетико», герой Олимпиады-1988, блестящий диспетчер Добровольский оказывается в аутсайдере бундеслиги «Фортуне», с которой сразу же из этой самой бундеслиги выбывает. Один из самых ярких и талантливых игроков России Мостовой, не впечатлив руководство «Бенфики», доигрывает в испанском середняке «Сельте» на пару с еще одной бывшей надеждой российского футбола Карпиным...

     

    Список этот печальный можно продолжать и продолжать.

    Отъезд первых российских легионеров из страны больше напоминал бег­ство: неважно куда, неважно как, неважно почем — лишь бы поскорее уехать из стремительно нищающей, неустроенной и даже опасной России в сытую и спокойную Европу. В этом трудно винить самих футболистов — время было такое...

    Но в результате российский футбол безвозвратно потерял самое свое талантливое футбольное поколение, так и не добившееся практически ничего серьезного.

    Жаль...

    Мнение Алексея Павлюченко

    У театральных профи считается плохо не тогда, когда критикуют, а когда не замечают. В этом смысле легионеры конца 1980-х — начала 1990-х не были обделены вниманием. Возможно, я слишком субъективен, но каждый понедельник большинство «россиян, понимаешь», спешили за печатным источником информации и жадно черпали сведения о том, как сыграл не только «Интер» Игоря Шалимова или «Манчестер Юнайтед» Андрея Канчельскиса, но и даже весьма скромные «Логроньес» Олега Саленко или «Расинг» Дмитрия Радченко. А в выходные футбольные болельщики усаживались у телевизора и с большим творческим подъемом смотрели передачу «Футбол без границ». Имена наших легионеров были на слуху. Не хочу никого обидеть, но камышинский «Тексильщик», «Жемчужина» или «КамАЗ» интересовали куда в меньшей степени, а чемпионат России, где играла, по сути, одна команда, выглядел неконкурентоспособным.

    Я не считаю, что легионеры первой волны провалились. Просто потенциал постсоветского футбола казался нам настолько высоким, что Заваров должен был в «Ювентусе» стать вторым Мишелем Платини, а Ринат Дасаев — первым вратарем в испанском чемпионате. Не стали. А вот Михайличенко в своем первом же сезоне выиграл «скудетто» в тяжелейшей серии А, сыграв 24 матча. И если бы не откровенная вражда лидеров «Сампы» Виалли и Манчини, неизвестно как сложилась бы судьба капитана золотой олимпийской сборной — 1988.

    Кстати, мы незаслуженно забываем первого «настоящего» легионера из СССР — петербуржца Анатолия Зинченко. По линии компартии Австрии он перебрался в «Рапид» еще в 1980 году. 31-летний Зинченко, не проходящий в «основу» «Зенита» у Юрия Морозова, блестяще отыграл еще три сезона в австрийской бундеслиге, став наряду с легендарными Паненкой и Кранклем одним из лидеров «Рапида». И не надо ехидно улыбаться… На минуточку, австрийский футбол 30 лет назад мало напоминал себя сегодняшних дней. Местные клубы доходили до финала еврокубков. О чем это говорит? Прежде всего о том, что система готовила очень квалифицированные кадры. Зинченко дважды становился чемпионом Австрии, выигрывал национальный Кубок.

    «Наше поколение в начале 1990-х уезжало на Запад, как на другую планету», — как-то признался мне Олег Саленко. С бывшим форвардом «Зенита» можно согласиться на все сто процентов. Уезжали в поисках лучшей доли? От пустых полок в магазинах, братвы, которая правила бал во всех жизненных сферах смутных лет? Безусловно! Но и футбольная составляющая в этих трансферах играла не меньшую роль. У кого-то получилось в большей степени, у кого-то в меньшей. Но этот пласт истории нашего футбола, полагаю, останется довольно весомым и позитивным.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»