Роберто Манчини возглавляет сборную Саудовской Аравии с августа 2023-го года. Его решение попробовать Ближний Восток было, в собственных традициях, спонтанным. Даже чересчур: если в Петербург и сборную Италии «Холодный мистер» приходил с проверенным и широким штабом помощников, на сей раз из своих вписался только тренер по подготовке Андреа Сканавино (интервью времен «Зенита» с ним – здесь).
В 1/8 финала Кубка Азии Саудовская Аравия была в нескольких минутах от победы над Южной Кореей Юргена Клинсманна, но пропустила мяч в добавленное время, а затем уступила в серии пенальти. Манчини в ней тоже «отличился» – покинул скамейку, когда Абдулрахман Гариб (малыш, вытащивший своим дриблингом победу над Оманом) не реализовал свой удар, а корейцам для победы еще предстояло забить…
Большая гордость принять такое назначение. Огромная возможность испытать себя в новой стране, узнать ее футбол, особенно, когда его популярность в Азии стремительно растет. Страстная футбольная культура Саудовской Аравии и врожденная способность местных игроков к игре – важные ингредиенты для успеха. Наличие же топ-футболистов в Про Лиге означает потенциал роста, который признает весь мир. Особенно с тех пор, как Саудовская Аравия обыграла Аргентину на прошлом Кубке мира. Те сцены остались в памяти болельщиков, испытавших гордость, они подпитали их футбольные амбиции.
Если что, автор верхнего пафосного абзаца – не я. Это – инаугурационная речь самого Манчини, чем-то похожее на то, что он говорил осенью 2017-го в «Ленконцерте». Закончил ее тренер словами о том, как важно трудиться, чтобы закрепиться на высоком уровне.
С победы над Аргентиной прошло 14 месяцев, Саудовская Аравия, полная тех самых амбиций, под руководством тренера за 25 миллионов евро в год вышла закрепляться на высоком уровне на Кубке Азии. Фавориты – Иран, Япония, Корея, Австралия. И это – тоже не мои слова. Так «открыл» турнир сам Манчини. Добавив: «Где-то далеко за ними – мы».
Удивительное рядом – семейная идиллия в чемпионской сборной Италии 2021-го и бегущий в «Арсенал» Дзюба. Рассказы о Манчини-мотиваторе, вернувшего «Ман Сити» в чемпионы, и крайне странная психологическая подготовка к Кубку Азии.
В начале декабря Манчини отцепил от сборной вратаря Аль Акиди, линейного Аль Ганама и ветерана Аль Фаража, а накануне старта в Дохе на всякий случай напомнил о том, как важно быть единым целым. И поставил «печать»: «Решаю только я!».
За это итальянец подвергся ядерной критике от легенды местного футбола, бывшего капитана сборной Джасера Аль Кахтани: «Большего лжеца, чем Манчини, я не видел! У него еще и явные комплексы. Зачем перед самой игрой с Оманом вспоминать этих ребят, если встреча с ними у него была полтора месяца назад!».
История, возможно, гипертрофированная под воздействием эмоций, но то, что Манчини с ходу, демонстративно стал чужим, уже не вызывало сомнений. На самом деле тренер спросил опальную тройку, готовы ли они терпеть на скамейке, и в ответ получил «нет». Никаких великих откровений в таких историях нет – в конце концов, Черчесов задал перед ЧМ-2018 тот же самый вопрос Дзюбе, и тот турнир начал именно на скамейке (как раз с Саудовской Аравией). Но вопрос – как сказать и как воспринять ответ. Если троица с ходу не закивала головами (какой футболист сразу скажет, что готов на скамейку?), это не значит, что с ней нельзя было договориться, добиться понимания.
По игре на Кубке Азии в Катаре к Саудовской Аравии мало претензий. В первом матче – волевая, почти героическая победа над Оманом, затем «обязательный» набор очков со слабым Кыргызстаном, ничья с Таиландом, когда можно было вообще не играть ни тем, ни другим. Неизменные 3-4-2-1, способность играть и в контроль, и в контратаку. Уровень футболистов, который упоминал Манчини при назначении, позволял рассчитывать на большее. Развитие лиги, в отличие от Китая и Индии, где инвестиции ушли в никуда, подтверждалось наблюдениями и за отдельными игроками, и за командным взаимопониманием. Но главный тренер заранее создал предубеждение. СМИ назвали выигрыш у Омана «еле-еле», гроссмейстерский матч с киргизами назвали «скучным», теперь же Манчини впору, как обычно, все бросать и ехать возглавлять кого-то другого.
«Извините за уход со скамейки, я думал, что это уже конец», – сказал Манчини после матча, в котором нужно было всего лишь дотерпеть. Саудовская Аравия была куда ближе к Южной Корее, чем верил сам Мистер.
Конец, или нет – определять саудовским верхам. Времени нет – квалификация на ЧМ-2026 уже в марте. Осталось решить, если ли деньги, и на кого именно. В том, что Манчини их придется отдать в любом случае, сомнений нет.