• Кто у нас выводит в мастера

    Бывшие спартаковцы и удобные люди: кто тренирует команды РПЛ

    31.08.18 21:19

    Кто у нас выводит в мастера - фото

    Фото: РИА «Новости»

    Я не раз писал о том, что в России сломана тренерская лестница, которая успешно функционировала в советском футболе. Начинающий специалист Валерий Лобановский, завершив карьеру, принял клуб первого дивизиона «Днепр» и, выведя его за три года в элиту, получил приглашение возглавить киевское «Динамо». Успешно потрудившись в Бресте, Эдуард Малофеев вернулся в минское «Динамо» в ранге старшего тренера. Олег Романцев начинал в «Красной Пресне». Перечень этот можно продолжать долго.

    Тренеры советской школы

    В России долгое время никто не занимался воспитанием и подготовкой тренеров. В 90-е было откровенно не до того. К тому же еще работало поколение, сформировавшееся в советские времена. И не просто работало, именно эти тренеры и давали результат. Анатолий Бышовец и Валерий Газзаев, Юрий Семин и Олег Долматов, Виктор Прокопенко и упоминавшийся уже Олег Романцев, Юрий Морозов и Павел Садырин…

    Новое время — новые песни. Но они толком не зазвучали. Появившаяся в российском футболе на заре его становления целая плеяда тренеров-менеджеров (только с краснопиджачным оттенком 90-х, мало напоминавших сэра Алекса Фергюссона и Арсена Венгера) оказалась неконкурентоспособной в отношении своих коллег «с раньшего времени» (как говорил Паниковский) и практически вся исчезла, оставив о себе след преимущественно в виде баек и анекдотов.  Сегодня уже мало кто вспоминает Валерия Овчинникова и Арсена Найденова, Сергея Павлова и Валерия Четверика, Виктора Антиховича и Александра Ивченко. Наград они не завоевывали.

    От Буняка до Карреры

    В нулевые в наш футбол пришли деньги, а с ними и мода на тренеров-иностранцев. Сложно понять, за какие заслуги приглашения поработать в России получили такие, с позволения сказать, специалисты, как серб Борис Буняк и бразилец Иво Вортманн. На их фоне немец Юрген Ребер выглядел гуру профессии, но тоже в Раменском не блеснул, да и вряд ли это было возможно.

    Дальше — хуже. Начиналось серьезное расслоение. Финансово преуспевающие клубы преимущественно полагались на иностранцев. Молодым россиянам если что-то и предлагалось, то работа на периферии. Казалось бы, то, что нужно, с чего же еще начинать?! Вот она, пресловутая тренерская лестница, восстанавливается. Но так только казалось. Систематические финансовые проблемы в большинстве клубов, задержки зарплат и премиальных приводили к созданию в командах атмосферы, далекой от той, что способствует борьбе за победу. Молодые тренеры просто не могли показать себя и сходили с дистанции.

     

    Именитые клубы были избыточно суровы к собственным воспитанникам. Станислав Черчесов был изгнан из «Спартака», Рашид Рахимов — из «Локомотива», многолетний капитан «Динамо» Александр Новиков, с большим успехом тренировавший «Спартак» (Орджоникидзе), в родном клубе и полугода не проработал, рекордсмен «Зенита» Анатолий Давыдов вывел команду в квалификацию Лиги чемпионов и был отправлен в отставку…

    В строю как-то держались ветераны: Семин, Гаджи Гаджиев, Курбан Бердыев. Для остальных открылись двери Объединения отечественных тренеров по футболу, созданного Михаилом Гершковичем и тут же саркастически кем-то прозванного Клубом безработных наставников.

    Рыжий был прав

    Лед тронулся совсем недавно. Скорее всего, экономика простимулировала развитие здравого смысла у наших футбольных менеджеров. Все больше и больше молодых российских специалистов трудится сегодня в клубах РПЛ и ФНЛ. Страсти по лимиту на легионеров продолжают бушевать, но количество иностранных футболистов в российских клубах понемногу снижается. Выходит, нужны собственные воспитанники. А где их взять? Далеко не все клубы даже РПЛ располагают развитыми собственными академиями (школами). Там, где они есть, отдача пока не на уровне требований клубов высшего дивизиона. Мастеров готовят в двух столицах. Понемногу подтягивается Краснодар. Это серьезный аргумент в пользу тех тренеров, которые с этими школами (Москвы и Санкт-Петербурга) связаны давними, отлаженными контактами.

    Сегодня мы наблюдаем интересный феномен: сразу пять команд РПЛ возглавляют бывшие футболисты «Спартака» (Валерий Карпин в «Ростове», Дмитрий Парфенов в «Урале», Дмитрий Аленичев в «Енисее», Игорь Ледяхов в «Ахмате» и Андрей Тихонов в «Крыльях Советов», вряд ли в этот список разумно вносить Юрия Семина). Разумеется, тут же возникают разговоры о ренессансе спартаковского футбола, стеночек с забеганиями, о его востребованности, о признании тренерской школы Константина Бескова и Олега Романцева…

    Все это к реалиям не имеет ни малейшего отношения. Дело гораздо проще. Константин Иванович, к его чести, буквально на смертном одре признал, что «Рыжий был прав» и востребован именно его футбол. Речь, разумеется, о Валерии Лобановском.

    В нашем случае можно говорить о совершенно не простом совпадении. Сколько ни говори «Жозе Моуринью» и ни повторяй «Андре Виллаш-Боаш», тренерами, как правило, становятся завершившие карьеру футболисты. Руководители мало-мальски амбициозных клубов стараются пригласить ветеранов с именем и опытом, желательно еще и международным, он ведь, бесспорно, на пользу. Сейчас рекрутируют из поколения 90-х — первой половины нулевых. Теперь вспомним, что в Европу в те годы уезжали играть, засветившись в сборной России, которую тогда практически перманентно возглавлял главный тренер и одновременно президент «Спартака» Олег Романцев. Тех единичных упрямцев вроде Олега Веретенникова, что отказывались перейти в его команду, он попросту не вызывал и в сборную. Вот и получается по странной этой цепочке, что именем и опытом в этом поколении, что нынче востребовано на тренерском поприще, обладают в основном экс-спартаковцы. Ларчик просто открывался.

    Удобные для руководства

    Еще одну тенденцию, замеченную в нашем футболе в последние годы, объяснить значительно сложнее. В достаточно серьезных клубах вдруг начали делать ставку на тренеров, не имеющих ни игроцкого опыта, ни стажа работы в профессиональных командах. В современном «новоязе» для их определения существует слово «ноунейм». В амбициозном «Рубине» таким был Валерий Чалый. В нынешнем сезоне «Уфа», впервые в истории вышедшая в Лигу Европы (дебют оказался неудачным), казалось, должна постараться усилить все позиции. Но важнейший пост доверили Сергею Томарову, на профессиональном уровне в футбол никогда не игравшему, правда, давно и достаточно близко связанному с нынешним гендиректором башкирского клуба Шамилем Газизовым. Опыта самостоятельной тренерской работы Томаров на момент назначения не имел.

    Как и коуч громко декларирующего свои высокие цели «Краснодара» Мурад Мусаев. Он тоже сам в футбол не играл, начав в 21 год тренировать детвору. В главную команду пришел из клубной академии. Президент «Краснодара» Сергей Галицкий объявил курс на комплектование ее выпускниками и подписал в нынешнее трансферное окно четырех легионеров. В дополнение к тем восьмерым, что уже имелись в распоряжении «опытного» Мусаева.

    Вероятно, такие кадры удобны руководителям клубов. Вероятно, эти руководители, как некогда Леонид Федун, считают, что роль тренера команды невелика.

    Но Леонид Арнольдович давно понял свою ошибку, дорого за нее заплатив годами неудач и обидным прозвищем, данным ему болельщиками: Нольтрофеич. Оно забыто, президент «Спартака» выучился на собственных ошибках. Вот только другим его пример не наука.

    Использованы фото: РИА «Новости»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»