1 мая состоялась премьера фильма «Матч» – основанного на «реальном мифе» непафосного патриотического кино, так похожего на сам российский футбол.
Сейчас пошла такая мода – предварять фильмы титром «Основано на реальных событиях». Зрителя пытаются убедить, что в кино его не обманут, как это частенько случается в повседневной жизни, где он становится жертвой манипулирования и пиар-технологий.
В вышедшем на прошлой неделе в прокат фильме «Матч» титра нет, а вот на рекламном флаере он имеется. Судя по исследованиям историков, в частности, такого авторитетного, как Аксель Вартанян, знаменитого «матча смерти» в Киеве летом 1942‑го не было. На самом деле прошло несколько встреч с участием футболистов местных «Динамо», «Локомотива» и других клубов. Объединенные в команде хлебозавода под названием «Старт», они играли против венгерских и немецких солдат, зенитчиков и летчиков. По сути, профессионалы против любителей. Конечно, профессионалы выигрывали. На новом большом стадионе при стечении публики, под оркестр. И естественно, это вряд ли нравилось оккупантам. Но, согласно послевоенным допросам и интервью участников тех встреч, никаких угроз со стороны нацистов не поступало. По-видимому, они не придавали особой идеологической значимости спортивным результатам. В этом смысле нынешние чиновники хуже фашистов.
Нескольких футболистов (тех, что имели отношение к «Динамо» – структуре НКВД) чуть позже арестовали. Четверо из них погибли уже в 1943‑м. Но не из-за того, что дважды подряд победили «Флакельф». Советские войска наступали – немцы начали лютовать и карать.
То есть в основе фильма – миф. Но миф героический и красивый. В нем важна не правда факта, а историческая правда обобщения. Поэтому пресловутый титр выглядит излишним.
Большая неудача картины – не удалось соединить в один сюжет личную трагедию героев с глобальными событиями. Поэтому фильм словно развалился на две части. Первая – весьма затянутая – и вторая, где вырисовывается сам «матч смерти». Герои, увы, получились несколько плакатными. Исключение – два эпизода. Полицай позволяет еврейской девочке сбежать из колонны, идущей к Бабьему Яру на расстрел. Но оно и понятно: он бывший милиционер и в начале фильма берет автограф у вратаря Раневича – а раз так, то, значит, уже не совсем подонок. И влюбленный бургомистр вдруг демонстрирует благородство. Впрочем, влюбленным и положено вести себя несколько безрассудно.
Еще там был весьма интересный офицер, отвечающий за массовые казни. В повседневной жизни он оказывается милым. Этот нелюдь ласков с русской девушкой. Болеет не за команду полицаев, а за бунтарский «Старт». Развить бы его линию, и фильм обрел бы глубину. Получается – коли ты с фашистами, то каким бы ни был хорошим, у тебя нет шанса остаться человеком. Поэтому «Старт» играет на победу, которая неизбежно обернется смертью. Пусть в реальной жизни тогда футболистам и не угрожали, но они прекрасно понимали, чем все это может для них закончиться.
Футбол показан урывками, клипово. Если сравнить с американским фильмом «Матч их жизни», то как-то скомкано. Но в драматургии российская лента, безусловно, выигрывает. Есть одна небольшая накладка. На стадионе все события матча сопровождаются голосом комментатора, но один раз он чуть-чуть опередил события. Говорит про удар, а мяч лишь через пару секунд прилетает к автору гола. Киноляпы – то же самое, что карточки в футболе – без них пресновато.
Примечательно, что знаменитый вратарь Сергей Овчинников занимался с исполнителем главной роли Сергеем Безруковым, до этого не игравшим в футбол. Консультировал, провел несколько тренировок. Желание сделать телодвижения актера в кадре достоверными – похвально. Тоже плюсик.
Само приглашение Безрукова на роль голкипера Раневича может вызвать скепсис. Учитывая всеядность Сергея, ему больше подошла бы роль какого-нибудь коллаборациониста. Но он вполне профессионально справился с задачей. Одно из достоинств фильма – кастинг. Никто из актерского состава не выпадает. Все на месте. И те, кто играет футболистов, довольно подтянутые, крепкие ребята – без лишнего веса и гламура.
А вообще современное российское кино похоже на наш футбол. Без дотаций не проживет. В целом уступает западным конкурентам. Но отдельные удачи случаются. Аудиторию собирает по сравнению с продуктом западного производства незначительную. Звезды нашего разлива за рубежом нужны лишь эпизодически.
Впрочем, хорошо, что при всех этих труднопреодолимых проблемах у кого-то есть желание снимать патриотическое – в хорошем, непафосном смысле – кино. И тут опять же аналогия с футболом, который тоже иногда дает повод для национальной гордости. Перед Евро игрокам нашей сборной, наверное, стоит посмотреть такой фильм, чтобы понять, какими баловнями судьбы они являются. Да и всем нам повезло, что в XXI веке футбол – это не игра со смертью, а всего лишь развлечение.