Сборная России, согласно бородатому анекдоту, порадовала не только болельщиков Словакии и Уэльса, но и всех прочих. В воскресенье довелось побывать в Лилле на матче Германия — Словакия и убедиться: там, где совсем недавно летали стулья и бутылки, сейчас тихая фландрийская идиллия, объединившая не только немцев и словаков, но и местных с ирландцами, которые, невзирая на дождь, дружно провели половину дня в фан-зоне. Глядя на то, как люди наслаждаются местными блюдами, узкими улицами и собственной фантазией, позволяющей создавать самые невероятные маскарадные костюмы, совсем перестаешь понимать — как можно все это променять на уличные бои и пьяные тупые крики? Можно долго рассуждать, кто кого спровоцировал и зачем. В сухом остатке — прекрасный город Лилль, который никто не крушит. Пауза в безумии удивительным образом совпала с отъездом из Франции сборной России. Наверное, это куда более печальный итог ее пребывания на Евро, чем показанный результат.
Такое же отношение — к стадиону «Пьер Моруа», который критиковали не только из-за поля, что экстренно перестелили перед плей-офф. На самом деле, ничуть не удивляет, что сборная Франции сыграла один из матчей группового турнира именно здесь. Арена построена с невероятным вкусом и изяществом. Можно бесконечно описывать, сколько споров на высоких тонах ушло у представителей власти и крупных фирм, чтобы выяснить, кто будет отвечать за его постройку. Французы к бюрократии относятся не менее трепетно, чем к обедам и ужинам в уличных кафе, где вас не будут быстро обслуживать только потому, чтобы клиент ни за что не подумал, что он — в фаст-фуде. Зато, когда все необходимые бумаги были подписаны, арену построили, словно из лего. Три года для такого стадиона — вообще не срок. Новым аренам, впрочем, иногда не хватает души.
Об этом говорили некоторые болельщики, побывавшие на игре России со Словакией. Те, кто способен что-либо оценивать и вести себя в стиле тех, кто создавал атмосферу перед Германия — Словакия (поверьте, у нас таких много, просто их плохо слышно), говорили примерно следующее: «Обстановка унылая, но словаки были хорошо организованы. Наши — вразнобой. Непонятно, за какую сборную все эти люди вообще болели».
«Пьер Моруа» — новострой. Ощущение пустого театра на таких аренах часто возникает. Но в воскресенье все выглядело иначе – акустика валила с ног, а разгром, который Германия устроила Словакии, ничуть не сказался на зрелищности матча. Лилль выдержал линию с утра до вечера, а о крови вспоминали лишь в одном месте — на центральной площади имени генерала Де Голля.
Фонтан в ее центре исторгал красную воду, то ли напоминавшую о цветах местного футбольного клуба, то ли о том, что прощаться с Евро Лилль будет «красным» матчем Уэльса и Бельгии. «Спорт День за Днем» ради него снова окажется в Лилле и расскажет, как здесь питаться «по-валлийски» и «по-бельгийски» запивать.
Лилль