44-й супербоул состоялся в Майами. Впервые в своей истории победу праздновала команда «Нью-Орлеанс Сэйнтс», представляющая город, едва не стертый с географической карты ураганом «Катрина» в августе 2005-го.
Тогда «Святые» на год покинули родной город, чередуя игры в Сан-Антонио и Батон-Руже. 17 января 2006-го тренером клуба стал 42-летний Шон Пэйтон. Он сам когда-то играл куотербеком, но выше английского «Лестер Пантерс» и выступления в «Арена Футбол» (некий аналог мини-футбола) не поднялся. Двумя месяцами позднее в команде появился разыгрывающий Дрю Бриз. Четыре года спустя тандем привел «Нью-Орлеанс» к первой в истории победе.
Матч на все времена
Майами уже принимал Супербоул три года назад — и тогда победителями стали «Индианаполис Кольтс». По сумме факторов тот, 41 финал в истории НФЛ, возможно, следует назвать худшим в истории. Да, на почетных местах на трибуне сидели Дэвид Бекхэм и Виталий Кличко, по полю во время разминки команд разгуливали Йан Торп и Гэри Холл. Однако основной массе зрителей это было совершенно неинтересно. Холодный дождь (осадки случились тогда впервые за 41 год проведения финалов) и совершенно неинтересная игра, в которой «Кольтс» уверенно побеждали «Чикаго Беарс» привели к тому, что уже в третьей четверти публика пошла с трибун домой. На сей раз все было совершенно иначе — и хотя Бекхэм с Кличко теперь занимались своими делами, а «Кольтс» проиграли — матч стал одним из лучших в истории лиги.
НФЛ пошла на нетрадиционный ход — на сей раз столицей самого Супербоула стал не Майами, а расположенный к северо-востоку Форт-Лодердейл. Смысл, скорее всего, заключался в мерчендайзинге — продавать товары с надписью «Майами» второй раз за 4 года, скорее всего, было бы затруднительно. Так что вместо «Miami» на всех куртках, кепках и прочих сувенирах красовалась надпись «South Florida». Именно в Форт-Лодердейле расположился пресс-центр, там же базировались команды-участницы. За три недели до игры у стадиона сменилось название — срок контракта на имя «Landshark staidum» истекло, и быстро подсуетившаяся компания «Sun Life» подписала с хозяевами арены пятилетний контракт.
Привычного вселенского ажиотажа в этот раз не наблюдалось — не будучи связанными рамками одного города, туристы и болельщики, перемещались по всему штату. Да и приехало большинство в субботу утром — от Нового Орлеана сюда почти полторы тысячи километров, от Индианаполиса — без малого две. Так что многие взяли на пятницу отгул, и весь день провели в дороге на юг. Сильное впечатление оставил прибывший к моей гостинице ровно в полночь микроавтобус из Нового Орлеана. Несмотря на статус «микро», в иной стране его вполне можно было бы запустить в качестве рейсового. Считать пассажиров оказалось неблагодарным занятием — вслед за предводителем семейства, проведшим день за рулем, из недр наглухо затонированной техники стали появляться всевозможные бабушки, дедушки и внуки — все в командных майках. Бесконечно вкусный, в общем, получался апельсин. «Новый Орлеан» за всю свою историю ни разу не выходил в финал, и долгое время вместе с «Детройт Лайонз» носил малопочетный статус главных лузеров американского спорта. В историю НФЛ команда вошла благодаря поведению своих болельщиков, в свое время взявших моду натягивать на головы коричневые полиэтиленовые пакеты, как бы говоря — мы не хотим видеть, как вы играете.
Точечная селекция
Новая история этой команды началась с прихода Шона Пэйтона, и великолепно проведенного «Сэйнтс» драфта 2006 года. В первом его раунде был выбран раннингбек Реджи Буш — сегодня одна из ярчайших звезд всей НФЛ. Кроме того, именно тогда Новый Орлеан подписал выбранных в этом году в матч всех звезд Романа Харпера (4 раунд), и Деррика Эванса (7 раунд). В том же седьмом же раунде командой был выбран принимающий Маркес Колстон. И, наконец, в этом же драфте команда получила блокировщика Зака Страйфа. Все они не просто сыграли в 44 Супербоуле, а были в нем заметными фигурами. Продуктивность просто невероятная.
Сезон 2009–2010 «Индианаполис» и «Новый Орлеан» шли параллельными курсами, одерживая победу за победой. Обе команды позволили себе расслабиться, обеспечив место в плей-офф и преимущество своего поля вплоть до финала — «Кольтс» проиграли два последних матча регулярного сезона, «Сэнтс» — три. При этом «Индианаполис» угодил в скандал — тренер Джим Колдуэлл демонстративно убрал с поля всех основных игроков, и был обвинен лигой в уклонении от спортивной борьбы.
Фаворитом накануне Супербоула явно считался «Индианаполис», даже несмотря на то, что его «выносная модель» нападения была в числе худших в НФЛ. Все верили в то, что Пейтон Мэннинг сможет показать класс и харизму, и приведет команду к второму титулу за 4 года. Так, кстати, могла образоваться новая династия — в XXI веке только «Нью-Ингланд Пэтриотс» и «Питтсбург Стилерз» удавалось побеждать более одного раза. Про самого Мэннинга в Америке уже давно ходит забавный анекдот (после 41 Супербоула его стали рассказывать реже, но теперь, скорее всего, примутся травить 18 номера с новыми силами). Суть его в том, что Пейтон попадает в рай, и Господь показывает ему его новый дом. Все увешано майками куотербэка, символикой «Кольтс», на полках выставлены его призы, в общем, солидно выглядит. Заканчивая экскурсию, они выходят на балкон, и видят рядом огромный дворец, весь в цветах «Нью-Ингланд Пэтриотс» и в майках Тома Брейди. Пейтон возмущается — мол, как же так, лучший в лиге много лет именно я, почему у Брейди дом намного больше и лучше моего» На что Господь ему отвечает: а с чего ты взял, что это дом Брейди, это мой дом.
Для семьи Мэннингов это был уже третий финал, и счет в противостоянии братьев мог стать 2–1 в пользу старшего (младший — Илай, — выиграл 42 супербоул вместе с «Нью-Йорк Джайнтс»). Интересно, что их отец, Арчи Мэннинг, много лет играл как раз за «Новый Орлеан», но никогда и близко не подходил к Супербоулу. Болеть он, естественно, собирался за команду сына, а не своей молодости.
Экономия на всем
«Superbowl weekend» — мероприятие, длящееся не один день. Всевозможные вечеринки, тусовки, выставки и прочее — на это можно потратить не один день, а матч является венцом всей недели. Но с этого года лига решила добавить еще больше гламурности, перенеся матч всех звезд, обычно игравшийся на Гавайских островах спустя неделю после финала, на ту же арену, где будет и сам финал, и проведя его за неделю до супербоула. С одной стороны, это не позволило поучаствовать в шоу игрокам команд-финалистов (потеря составила по 7 человек в каждой конференции), с другой — спортивная сторона этого мероприятия уже давно ставится под вопрос, а из матчей «All star» всех американских лиг — это, пожалуй, самый неинтересный и скучный. Формальным поводом для переноса называлось совпадение «Pro Bowl» с Олимпийскими играми в Ванкувере, матчем всех звезд НБА, и легендарной гонкой «500 миль Дайтоны». Но, пожалуй, куда важнее для НФЛ было снизить расходы на выставочный и малоинтересный поединок, в частности, на логистику — вся телевизионная структура развернулась вокруг стадиона еще за 10 дней до главного матча, и никаких полетов в далекий океанский штат не подразумевалось (затея уже признана неудачной, и в следующие два сезона «All-star game» вернется в Гонолулу). Экономия вообще стала для НФЛ весьма важной составляющей — дошло до того, что раздающиеся журналистам ланч-боксы были упакованы не в симпатичные сувенирные сумки-холодильники с эмблемой матча, а в ужасающего вида картонные коробки. Стали платными парковки для аккредитованной прессы, и удивительно еще, что доступ в интернет со стадиона остается free of charge. Не думаю, что цена парковки сильно влияет на бюджет лиги, но факт налицо — экономика должна быть экономной, причем у НФЛ еще нет проблем с посещаемостью, а вот, скажем в НХЛ дело обстоит совершенно иначе.
За время поездки в США мне удалось посетить два хоккейных матча. Первыми в расписании значились «Флорида Пантерз» и «Калгари Флэймз» — они скрестили клюшки в Санрайзе 5 февраля. Наполнение зала на 30% — настоящий шок, особенно после просмотра трансляций нашей КХЛ. Причем, публика в основном, довольно праздная — ходят себе в шортах, едят гамбургеры, пьют пиво, до игры им дела мало. Кому в Флориде на самом деле нужен хоккей — загадка. Интересно, что значительную часть зрителей составляют этнические русские, во всяком случае, большинство криков с трибун «Банк Атлантик Центра» звучали узнаваемо. Кому они были адресованы — осталось загадкой, ведь в «Пантерз» сейчас нет россиян. Не вдохновившись полупустыми трибунами, команды выдали бледный матч, а лучшими игроками стали вратари-легионеры — Томаш Вокоун и Микко Кипрусофф.
«Дьявол» Ковальчук
5 дней спустя в Нью-Йорке меня ждало уже совсем другое зрелище — идущие вторыми в восточной конференции «Нью-Джерси Дэвилз» (кто знает, быть может, апатия флоридских зрителей связана с неудачной игрой команды — она на 12 месте, и вряд ли попадет в плей-офф), встречались с «Филадельфия Флаерз». И тут тоже случился конфуз — опять арена не заполнилась и на 50%. А ведь «Дэвилз» стали главным ньюсмейкером недели в НХЛ, выменяв из «Атланты» Илью Ковальчука...Возможно, виной всему несусветный снегопад, обрушившийся на «Большое яблоко», парализовавший все автомобильное движение в городе и работу трех нью-йоркских международных аэропортов. По крайней мере, на это указывает тот факт, что в этот же день не собрался на 50% и «Мэдисон-сквер Гарден», где «Нью-Йорк Рейнджерс» принимали «Нэшвилл Предаторс».
Приход Ковальчука резко прибавил на играх «дьяволов» русскоязычной публики — все-таки 22-летний Владимир Жарков пока еще не та фигура, на которую пойдет зритель. Однако общий вид «Пруденшиал центра» смущал безмерно, тем более, что основная масса болельщиков сидела на верхних ярусах, где более дешевые билеты (к слову, на один из следующих домашних матчей «дьяволы» зазывают публику, обещая каждому бейсболку в подарок). «Кови» честно старался, много бросал по воротам, в большинстве выходил защитником, однако его команда все равно проиграла «Филли» второй очный матч за три дня. Впрочем, говорят, что у Жака Лемэра в феврале всегда играют с напрягом, зато к плей-офф «дьяволы» раскочегариваются. Будущее «Ковалчака», как его называют в Америке, — пока под вопросом: менеджер «Дэвилз» Лу Ламорелло не собирается бегать впереди паровоза и подписывать новый контракт сейчас. Возможно, по окончании сезона Илья и покинет команду, — в любом случае, главная цель его подписания сейчас — усиление перед плей-офф, куда «Дьяволы» точно попадут.
Низкая посещаемость игр — может быть, и эфемерная проблема НХЛ, но это цветочки по сравнению с тем, что может случиться в американском футболе в ближайшие годы. Если в марте-апреле лига не сможет подписать новое соглашение с профсоюзом игроков, то следующий сезон, скорее всего, пройдет без потолка зарплат (сегодня он составляет 128 млн. долларов на команду). В этом случае уже сейчас многие предвидят атаку владельца «Даллас Ковбойс» Джерри Джонса. В истории НФЛ никогда еще команда не играла Супербоул на своем поле, а следующий финал состоится как раз в Далласе. Еще страшнее последствия могут быть в 2012-м, когда может случиться локаут, причем в отличие от игроков НХЛ, имеющих возможность уехать в Европу, в американском футболе такое невозможно. Да, часть футболистов может отправиться в Canadian Football League — но она ведь не резиновая. Пока, однако, НФЛ пытается сохранять оптимизм, и о проблемах говорят мало. Куда больше раскручивалась тема доходов от рекламы (2,5–2,8 млн. долларов за 30 секунд, в зависимости от времени показа), и телеаудитории — 153,4 млн. зрителей в США.
Основное блюдо
Супербоул начался так, как и предсказывали букмекеры — в осторожной игре «Индианаполис» получил преимущество в 10 очков. Мэннинг выглядел совершенно спокойным, и казалось, ничто не предвещает проблем, а «Сэйнтс», напротив, — никак не могли проснуться. Но затем инициативу в свои руки взял Шон Пэйтон. Первая его рисковая акция разыграть мяч при 4 попытке успехом не увенчалась, и на перерыв команды ушли при счете 10:6 в пользу «Кольтс». Едва ли не впервые в плей-офф не вызывали претензий к себе кикеры — и Мэтт Стовер из «Кольтс» и Гарретт Хартли из «Сэйнтс» били по воротам точно. Пока в перерыве зрители наслаждались британской группой «The Who», Пэйтон в раздевалке готовил невиданную ранее в финалах акцию. Согласно жеребьевке, мячом в начале второй половины должен был владеть «Индианаполис», но молодой тренер «Нового Орлеана» вдруг решил пробить «on-side kick». Этот короткий удар команды обычно применяют в концовке встреч, когда нужно быстро отыгрываться, и никакого другого пути, кроме как рисковать всем, что есть — не существует (мяч не выбивается сильно на половину поля соперника, чтобы отодвинуть его как можно дальше, а бьется коротко в сторону, и после прохождения им 10 ярдов, право на мяч имеют обе команды). За 44 Супербоула никогда еще такой удар не пробивался не в последней четверти матча. Томас Морстед послал мяч влево от себя, и в куче игроков первым на нем оказался его партнер, новичок лиги Джонатан Касильяс. «Сэйнтс» будто спросили с себя оцепенение, и вскоре вышли вперед 13:10. «Индианаполис» сумел ответить тачдауном, но и Гарретт Хартли снова оказался точен с 47 ярдов. 17:16 в пользу «Инди» в начале 4-й четверти.
В заключительной пятнадцатиминутке матча любой желающий мог насладиться технологической стороной правил НФЛ, и, в очередной раз вспомнить об упрямстве ФИФА, не желающей терять «человеческий фактор», и отказывающейся вводить в правила видеоповтор. Уже и в хоккее, и в теннисе есть возможность в решающий момент посмотреть видео (или компьютерную картинку), в американском футболе же на этом просто выигрываются матчи.
Великолепный Дрю
Но для начала всем пришлось вспомнить о том, кто является самым пожилым игроком матча, и Супербоула в его истории. Четырехкратный чемпион НФЛ киккер Адам Винатьери травмирован, и «Кольтс» подписали в октябре Мэтта Стовера. В день матча ему исполнилось 42 года и 11 дней. До поры до времени о ветеране не особенно вспоминалось, но когда в начале заключительной пятнадцатиминутки «Индианаполис» выстроился на построение для филд-гола, камеры выхватили лицо Мэннинга на бровке. Он негодовал, а после промаха Стовера с 51 ярда, в ярости запустил полотенцем в стоящий неподалеку стул. Всем своим видом Пейтон показывал, что надо было разыгрывать мяч, а не доверять удар с тяжелого расстояния возрастному киккеру. Тут стало ясно, что Пейтон всерьез занервничал. И стало видно, кто на самом деле «руководитель игры» в «Кольтс». Их тренер-новичок Джим Колдуэлл 8 лет был помощником прежнего тренера Тони Данжи, в этом качестве выиграл 41 Супербоул, но явно не пользуется достаточным авторитетом у своей главной звезды. Можно вспомнить, что в мае прошлого года НФЛ затеяла реформу пенсионных правил, в результате чего на отдых отправился координатор нападения «Кольтс», 70-летний Том Мур (именно он уже более 10 лет непосредственно работает в Мэннингом и группой атаки). Пейтон тут же поднял шум, и поправке дали задний ход. Вера игроков в решения тренера — важнейший фактор любого игрового вида спорта, и в этом аспекте «Кольтс» проиграли «Сэйнтс» за явным преимуществом.
Вскоре после промаха Стовера (скорее всего, последнего в его 19‑летней карьере), «Новый Орлеан» снова занес тачдаун, но счет 22:17 им ничего не давал, и команда решила сыграть двухочковую реализацию (не удар по воротам, а еще одна комбинация с отметки в 2 ярда). Лэнс Мур поймал мяч, и даже сумел перенести его за линию, но затем потерял. Ближайший арбитр уверенно показал — розыгрыш не удался. Но Шон Пэйтон, посмотрев повтор на табло, снова решил рискнуть, и выбросил красный флаг, прося арбитров заняться разбором видео. Ни одна пауза, ни одна остановка в игре не стоят для нее больше, чем возможная несправедливость. Судьи разбирались долго, и в итоге выяснили, что мяч все-таки оказался за линией, еще, будучи в руках у Мура, а не вылетев оттуда. 24:17, в отличие от 22:17, позволял «Новому Орлеану» играть спокойно — занеся ответный тачдаун, «Кольтс» только сравнивали счет, а не выходили вперед, а играть двухочковую реализацию соперник бы не стал. Риторический вопрос — а что было бы, если бы у тренера «Сэйнтс» не было возможности вмешаться в игру?
Здесь, в четвертой четверти вдруг допустил ошибку Мэннинг. В свое время «Индианаполис» часто сталкивался в плей-офф с «Нью-Ингланд Пэтриотс», и так же часто проигрывал. Для Пейтона Мэннинга это были худшие матчи, он постоянно бросал мяч на перехват, дрожал как осиновый лист, и многие шутили, что «его памперс намокал еще по дороге от раздевалки к полю». После победы «Кольтс» в Супербоуле, и знакового выигрыша у «Пэтриотс» в плей-офф, балагуры поумерили свой пыл. И вот — «те же и там же». За 3:12 до окончания игры Мэннинг метнул мяч точно в руки защитнику «Сэйнтс» Трэйси Портеру. 74 ярда «бега на 6 передаче» и счет становится уже 31:17. Времени на отыгрыш у «Инди» просто не оставалось. К тому же в дефиците времени Мэннинг явно утратил контакт с тренерами на бровке, и по разыгрываемым «Кольтс» комбинациям было просто непонятно, чего они хотят.
Лучшим игроком матча признали Дрю Бриза, что неудивительно, если учесть что он повторил рекорд по количеству точных передач в финале (32). В свое время он ушел из «Сан-Диего Чарджерс», когда те сделали выбор в пользу Фила Риверса. И мог оказаться игроком «Майами Долфинз», выступающей на этом стадионе, да боссы клуба не поверили в то, что тяжело травмированное плечо позволит Бризу играть на 100%. Где теперь «Долфинз» и где Дрю, уже прозванный в Новом Орлеане «Бриисусом»»
Не исключено, что главными победителями вечером 7 февраля стали лас-вегасские букмекеры. Их доход от победы «Сэйнтс» составил 7 миллионов долларов — все-таки, большинство верили в опыт Мэннинга и ставили на «Индианаполис». Среди таких оказался и профессиональный игрок в покер Фил Айви, сделавший ставку в 2 млн долларов. Лучше бы купил себе 25 секунд рекламы...
Флорида — Нью-Йорк — Москва
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №6 (17-23 февраля 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.