Сергей Галицкий, продавая контрольный пакет акций «Магнита», немного слукавил. Бизнесмен заявил, что теперь планирует сосредоточиться на «Краснодаре» и детско-юношеской футбольной школе, но при этом сам же отдал основной хлеб клубной структуры.
Список спонсоров «Краснодара» уже не первый год можно увидеть не только на форме клуба и на стадионе, но и на прилавках «Магнита». Печенье, мясо, майонез, детское питание и минеральная вода… Список производителей продуктов, решивших популяризироваться через футбол, за несколько лет получился необычайно обширным. Из того, что производят нынешние партнеры «быков», на прилавок продуктового магазина нельзя положить разве что мобильные телефоны да выписки из букмекерской конторы.
Почти каждый год кто-нибудь да задается вопросом, а зачем футбол производителям бытовой химии или пряников? Игру с мячом по большей части смотрят не домохозяйки, а их законные мужья, которых в магазине интересуют немного другие продукты. В ответе на этот вопрос выстраивались гипотезы о бартере между двумя детищами Галицкого. Мол, вы нам — спонсорство для «Краснодара», мы вам — преференции на торговых полках. Официально такую схему никто из представителей обеих структур не подтверждал, но и не опровергал.
Если в этой теории действительно есть доля правды, то встает вопрос, как «Краснодар» будет жить дальше. Галицкий в «Магните» теперь миноритарный акционер и серьезно влиять на политику сети супермаркетов не сможет. Привлекать же спонсоров в футбол в России — занятие сложное и неблагодарное. В премьер-лиге, пожалуй, только два клуба могут совершенно не переживать за финансовые вложения. В Петербурге должны быть благодарны газу, а в Москве — центральным офисам крупных нефтяных компаний. Пока «Зенит» и «Спартак» катаются как сыр в масле, «Локомотив» вдруг после 15 лет переименовывает стадион в честь генерального спонсора, а ЦСКА мечется между титульными спонсорами.
О тяжести финансового положения армейцев, руководство которых желает если не прибыли, то хотя бы безубыточности, говорят много. Клуб, за 10 лет четырежды сменивший титульного спонсора (при этом дважды назначавший генеральным партнером «Аэрофлот»), выживает за счет VIP-лож на новом стадионе и прибыли за участие в Лиге чемпионов.
Продавать билеты на элитные места в Краснодаре все же сложнее, чем в Москве. Даже на таком прекрасном и сверхсовременном стадионе. До весомых заработков в еврокубках «Краснодар» же пока добраться не может. Мешает в том числе нехватка сил при распределении путевок через РФПЛ. И это при финансовой помощи продуктовых гигантов.
Вот и получается, что «примагниченные» спонсоры на данном этапе развития совсем молодого клуба почти единственный источник финансовой подпитки. Как поведут себя продуктовые компании после продажи Галицким контрольного пакета акций, неизвестно. И эта неизвестность должна «быков» пугать. Вдруг клубу придется привыкать к жизни без всех этих «майонезов». Так и «Краснодар», и его результаты могут загнуться.