Один-единственный день в декабре минувшего года разделил красно-белую жизнь в нынешнем сезоне на «до» и «после». Разумеется, то, что было «до», тоже нельзя назвать купанием в роскоши и швырянием денег направо и налево. Но сейчас, в эпоху финансовой «комы», в которую впал «Спартак», даже те весьма скромные условия существования популярной московской команды кажутся едва ли не райскими.
Вкатывались красно-белые в сезон с настроением, изрядно наполненным оптимизмом. В нападении многообещающе выглядели легионеры — словак Шпирко, швед Ванделль, американец Андерсон, которых готовы были поддержать опытные российские игроки — Козлов, Кваша, Крутов, Волков, Бобров. В обороне возвышались две канадские «скалы»: голкипер Гласс и защитник Куинт. Кстати, тогда, в начале сезона, наставник «Спартака» Федор Канарейкин даже мог позволить себе весьма неординарные высказывания по поводу лимита легионеров в клубах КХЛ: «Мы должны поддерживать уровень нашего хоккея именно с помощью увеличения количества легионеров. Нужно разрешить российским клубам иметь, например, по восемь иностранцев. Это позволит повысить средний уровень команд. Ведь лига расширяется, некоторые игроки уезжают за океан. Хоккеистов не хватает!»
Впрочем, чувство меры опытного специалиста никогда не покидало: «Установка руководства клуба такова: обходимся тем, что имеем. Думаю, нам нужно заслужить своей работой увеличение финансирования». Да, знал бы в тот момент Федор Леонидович, какое «увеличение финансирования» заслужит его команда!..
Однако вскоре после старта регулярного чемпионата «Спартак» получил серьезное подкрепление. Ну точнее, тогда многим подумалось, что это серьезное подкрепление. Клуб подписал контракт с нападающим Николаем Жердевым. «''Спартак'' — отличная, популярная в народе команда, — заявлял Жердев в одном из первых интервью после заключения соглашения. — Я, в принципе, тоже человек из народа. Так что мы друг друга нашли… А желтой прессе передайте, пожалуйста, что она может отдохнуть. Пусть усвоят: Жердев — это хоккеист, а не гламурный персонаж».
Увы, настоящего хоккеиста Жердева болельщики красно-белых, равно как и специалисты, так и не увидели. В итоге руководство клуба приняло решение расстаться с ним, что в свете последующих событий оказалось весьма дальновидным шагом.
К той самой пятнице, 13-го, «Спартак» находился в «приграничной» зоне турнирной таблицы Западной конференции, ведя полноценную борьбу за попадание в плей-офф и имея все шансы стать участником Кубка Гагарина. Когда же роковая черта была проведена и настало беспросветное «после», ни о каком плей-офф речи уже не шло. Хоккеисты, собирая по сусекам остатки мотивации, выходили на лед, проигрывая — пусть чаще всего в упорной борьбе — матч за матчем, болельщики организовывали акции поддержки, не бросая команду в трудную минуту. А руководители клуба и ветераны писали письма, взывая к помощи сильных мира сего.
Однако и эти обращения не давали желаемого эффекта. «Разговор с Владимиром Владимировичем Путиным получился продуктивный, — рассказывал легендарный Александр Якушев. — Правда, он не мог дать ответ сразу — ни положительный, ни отрицательный. Главное, что письмо теперь у него. Он заявил, что рассмотрит эту проблему. Решение должно быть принято позже. По-моему, мы сделали все от нас зависящее. Теперь обратиться можно если только к Господу Богу...»
Уже больше месяца минуло с тех пор, как «Спартак» завершил чемпионат, по понятным причинам отказавшись от участия в Кубке надежды, а воз, как говорится, и ныне там. «До 30 апреля клуб должен заявиться в лигу, — комментирует ситуацию министр спорта РФ Виталий Мутко. — Сложилась парадоксальная ситуация: ведь каким-то новым клубам мы помогаем… А те, кто работает в этом клубе, должны носиться, привлекать спонсоров, вовлекать людей. Просто так назначить акционера не так уж легко, тем более после Олимпиады. Мы попробуем еще раз поговорить с рядом потенциальных акционеров, а дальше — посмотрим».
Пять главных событий сезона
Пятница, 13-е
Этот декабрьский день стал черной датой в календаре «Спартака»-2013/14. После того как Центробанк именно в пятницу, 13-го, объявил об отзыве лицензий у четырех финансовых структур, в том числе и «Инвестбанка» — главного и единственного спонсора красно-белых, будущее популярнейшего российского клуба погрузилось во мрак. Свет в конце тоннеля не виден и по сей день, хотя с той поры минуло уже четыре месяца. Команда с грехом пополам на дотациях КХЛ дотянула до конца сезона, но теперь шансы на ее спасение тают с каждым днем, как прошлогодний снег под апрельским солнцем.
Антирекордная серия
Как часто бывает в жизни, одно печальное событие спровоцировало другое. Лишившись финансового базиса, «Спартак» выдал беспрецедентную для всей КХЛ серию поражений из 19 (!) матчей. Впрочем, началась она еще за несколько дней до «черной пятницы»: 8 декабря 2013 года красно-белые в Новокузнецке уступили 1:2 в овертайме «Металлургу». А закончилась спустя 82 дня, 28 февраля 2014-го, когда подопечных Федора Канарейкина в Риге обыграло местное «Динамо» (3:2). Впрочем, у полуживой команды все же хватило сил и чести завершить сезон двумя победами. В Братиславе был повержен «Слован» (3:0), а в Праге — будущий финалист Кубка Гагарина «Лев» (3:2 по буллитам).
«Сухой» старт
Между тем начали красно-белые нынешний сезон за здравие. 153 минуты и 6 секунд — столько игрового времени продержался «сухим» с начала чемпионата голкипер Джефф Гласс. Первые два матча — против «Атланта» в Мытищах (2:0) и со «Слованом» в Сокольниках (5:0) — канадец отыграл «на ноль» полностью, а в домашнем поединке с рижским «Динамо» сохранял свои ворота на замке чуть больше 33 минут. Пока их не распечатал соотечественник Гласса форвард латвийской команды Пол Щехура.
Продажа ради спасения
Когда красно-белые после известных событий оказались на краю финансовой пропасти, руководству клуба не оставалось ничего, кроме как начать распродажу лучших игроков команды, чтобы разгрузить клубную платежную ведомость, а на вырученные деньги протянуть хоть какое-то время, не отбросив коньки. В качестве жертв, отправленных на финансовое «заклание», выступили нападающий Михаил Юньков, выкупленный магнитогорским «Металлургом» (и счастливо добравшийся с уральцами до финала Кубка Гагарина), а также два канадца — голкипер Гласс и защитник Дерон Куинт. Особую пикантность факту продажи этих лидеров «Спартака» придавало то, что оба оказались в стане злейшего врага красно-белых — ЦСКА. Однако в данном случае как никогда актуальна поговорка: деньги не пахнут.
Подвиг молодежи
МХК «Спартак», выступающий в Молодежной хоккейной лиге, второй год подряд добирается до финала Кубка Харламова. Нынешнее достижение особо ценно тем, что сотворено в условиях полного отсутствия средств к существованию. При этом красно-белая молодежь работала на два фронта, постоянно делегируя по пять-шесть человек во «взрослый» состав, когда требовалось латать дыры, возникавшие из-за продажи лидеров команды в другие клубы и по другим причинам. Этот богатый спартаковский потенциал стал одним из немногих козырей, которым могли оперировать заинтересованные в судьбе клуба люди, пытавшиеся найти для команды спонсора.
Взгляд из клуба
Вячеслав Старшинов, президент ХК «Спартак», двукратный олимпийский чемпион:
— На сегодняшний день мы по-прежнему испытываем серьезные финансовые трудности. Хотя могу открыть один секрет — нами был найден инвестор, который готов оплатить примерно треть минимального бюджета клуба на следующий сезон. Но других двух третей до сих пор нет.
Мы доиграли сезон и не сорвали ни одного матча, как это бывало в истории отечественного хоккея, когда игрокам не платили зарплату. Мы собрали более 125 тысяч голосов в поддержку нашего клуба. Письма поддержки приходили от олимпийской сборной и молодежной сборной по хоккею, футбольного и мини-футбольного «Спартака», хоккеиста НХЛ Евгения Малкина, легкоатлетки Елены Исинбаевой, теннисистки Анастасии Мыскиной и многих других. Не остались в стороны и деятели культуры Геннадий Хазанов, Михаил Ефремов. Боюсь кого-то не назвать. В нашей интеллигенции всегда было много поклонников красно-белых цветов. Но все это только вершина айсберга.
На сегодня долги составляют чуть больше двухсот миллионов рублей. Большая часть из них — это обязательства перед людьми, которые защищали цвета «Спартака» и честно выполняли свою работу, несмотря на отсутствие зарплаты. Естественно, в конце месяца долги еще вырастут.
Мы надеемся, что хоккеистов и тренеров, у которых гарантированные контракты, не бросят на произвол судьбы КХЛ и профсоюз игроков. А вот остальным сотрудникам будет тяжело. Возможно, нам придется обменять на деньги каких-либо игроков, чтобы погасить долги перед людьми. Другого выхода я не вижу. КХЛ нам помогала закончить сезон, но не безвозмездно. Перед лигой у нас тоже долги.
Наша молодежная команда тоже продолжила чемпионат, мало того, вышла в финал Кубка Харламова, повторив прошлогоднее достижение. Мы надеемся, что руководство лиги помнит это и приложит дополнительные усилия, чтобы «Спартак» жил.