• Коварство и любовь Ле-Мана

    15.06.07 16:01

    Коварство и любовь Ле-Мана - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Завтра во Франции стартует гонка «24 часа Ле-Мана». Говорить о том, что нас ждет захватывающее зрелище, наверное, бессмысленно. По-другому в Ле-Мане просто не бывает. Да и состав участников неизменно вызывает огромный интерес. В нынешнем году виртуальная прогулка по боксам вновь преподнесет немало сюрпризов.

    Ветераны

    Давно известно, что «Ле-Ман» – своего рода самостоятельный чемпионат. Совершенно не признающий авторитет всех остальных гоночных серий, включая элитную «Формулу-1». Даже не склонные к мистике пилоты признают: чтобы выступить здесь удачно, необходимо найти с легендарным Кольцом Сартэ полное взаимопонимание. Опыт езды по всем остальным автодромам мира – в этом поиске почти не помощник, а «взаимности» чаще всего приходится ждать годами. Именно поэтому главными фаворитами предстоящего суточного марафона считаются опытные гонщики. В этом смысле нет равных команде «Ауди Спорт», которой в очередной раз удалось привлечь под свои знамена тех, кто по праву считается специалистами по Ле-Ману. У каждого из двух ведущих экипажей немецкой команды (Биела – Пирро – Вернер и Капелло – Кристенсен – Макниш) по 10 побед на троих! Отдельной строкой стоят достижения датчанина Тома Кристенсена, 7-кратного победителя Ле-Мана!

    Формулисты

    Пилоты «Формулы-1» (даже бывшие) всегда вызывают у «окологоночной публики» большой интерес. Вне зависимости от того, борются они за победу или выходят на трассу ради собственного удовольствия. В этом году в Ле-Мане выступит 21 спортсмен, хотя бы раз принимавший участие в Гран-при. Подавляющее большинство из них сядут за руль автомобилей среднего уровня и в лучшем случае будут претендовать на локальные успехи в не самых престижных классах. А вот Эммануэле Пирро и Алан Макниш, выступающие в командах-фаворитах, имеют все основания рассчитывать на большее. Другое дело, что назвать «формульную» карьеру Пирро и Макниша успешной язык не повернется.

    Это, кстати, еще одна тенденция «Ле-Мана». Гонщиков, прошедших испытание «Формулой-1», здесь всегда много. Но основная часть – это пилоты, чей опыт выступлений в «Королевских автогонках» ограничивается одним-двумя сезонами (такие как Педро Лами, Оливье Беретта или Алекс Юнг). Тем больше внимания к настоящим звездам. В этом году единоличным «свадебным генералом» станет чемпион мира 1997 года Жак Вильнев. Канадец дебютирует в «Ле-Мане» в сильной команде «Пежо» и при удачном стечении обстоятельств, пожалуй, сможет претендовать на подиум. Под оригинальным номером 007 на старт выйдет победитель трех Гран-при Ф-1 и триумфатор Ле-Мана-1991 Джонни Херберт. Его «Астон Мартин» наверняка поборется за самые высокие места в категории GT1.

     

    Экстремалы

    По количеству стартов в Ле-Мане 50-летний Стефане Йоханссон превосходит самого Кристенсена (12 против 11), а по своим достижениям в Ф-1 занимает твердое третье место после Херберта и Вильнева. Однако нынешняя гонка в самом мощном классе прототипов для шведа, который дебютировал в Ф-1 еще в 1983-м, а в 1968-м уже побеждал в картинге, все же больше похожа на авантюру. Впрочем, настоящая авантюра – это заявка частной команды «Аф Корсе» в категории GT2. Третьим пилотом здесь значится… технический директор команды «Ред Булл», известный конструктор Эдриан Ньюи. В карьере 46-летнего британца немало заслуг на административных должностях и всего лишь несколько стартов в любительских гонках. Год назад Ньюи уже выступал в Ле-Мане на соревнованиях классических автомобилей. Тогда он вдребезги разбил собственный Ford GT40…

    Наши

    Еще лет десять назад о выступлении наших соотечественников в Ле-Мане можно было только мечтать. Сейчас Алексей Васильев уже может считаться ветераном GT1. На его счету уже три старта в знаменитом автомарафоне. На этот раз москвич сядет за руль Ferrari 550 Maranello в качестве первого пилота (напарниками Алексея станут чехи Костка и Першл). Одна из главных надежд российского автоспорта выборжанин Виталий Петров дебютирует в Ле-Мане в более мощной категории LMP2. В начале июня Виталий во время одной из тренировок уже успел разбить свой «Кураж». Будем надеяться, что на этом его знакомства с отбойниками легендарного кольца закончились. 


    470

    470

    В тему

    В объективе кинокамеры

    Гонка «24 часа Ле-Мана» нашла свое отражение и в кино. В 1971 году был снят лучший фильм о «Ле-Мане» с одноименным названием и Стивом Маккуином в главной роли. Герой картины – пилот команды «Гулф-Порше» американец Майкл Делейни – возвращается в «Ле-Ман» год спустя после аварии, унесшей жизнь его старого друга – гонщика «Феррари». Делейни встречается с вдовой погибшего товарища и принимает решение выйти на старт 24-часового марафона. Главным соперником Майкла становится другой гонщик «Феррари» – немец Эрик Шталлер. После всех аварий, происшествий и технических поломок, произошедших по ходу гонки, Делейни оказывается на четвертом месте, позади Шталлера, и у Майкла есть лишь 8 минут, чтобы опередить конкурентов и победить… Интересно, что Стив Маккуин, в жизни успешный автогонщик, большую часть трассы «Ле-Ман» на съемках преодолел самостоятельно, иногда достигая скорости 200 миль в час. В картине также приняли участие многие известные гонщики тех лет.

    В 2003 году вышел еще один фильм о «Ле-Мане» – «Мишель Вальян – жажда скорости». Главный герой картины Мишель Вальян – популярный персонаж французских комиксов. Сценарий к фильму написал знаменитый Люк Бессон.

    Все решают метры

    В 1966 году в «Ле-Мане» доминировали экипажи «Форда». Первые три места завоевали гонщики на автомобилях этой марки. В одной из трех команд выступал Брюс Макларен – основатель знаменитой «конюшни» «Формулы-1». Макларен в паре с Крисом Эймоном без ошибок довел свой автомобиль до финиша и выиграл. Победа, впрочем, оказалась довольно курьезной. Руководителям «Форда» захотелось двойной радости, и они приказали двум лидирующим машинам пересечь финишный створ одновременно. Кен Майлс, гонщик второй фордовской команды, ожидавший своего очередного триумфа, был жутко огорчен решением судей. Оказалось, что экипаж Макларена был признан победителем, по той причине, что прошел на 8 метров (!) больше, так как стартовал позади машины Майлса. Этот финиш оказался самым плотным в истории «Ле-Мана».


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»