(Фото: РИА «Новости»)
Подумать только: еще к началу ноября Илья Ковальчук, крушивший осенью оборону любого соперника, выглядел железобетонным лидером СКА. Таким, как Радулов в ЦСКА, и даже больше. Так, многие эксперты уверяли тогда, что Илья для Питера важнее, чем Александр для Москвы. Потом, однако, что-то пошло не так, и график игровых достижений невского капитана пополз вниз.
Разные реакции
Говорят, что подобные резкие перепады свойственны молодежи, но никак не опытным мастерам. Между тем юный Артемий Панарин, на контрасте с матерой звездой, играет на удивление ровно и стабильно. Более того, медленно, но верно прибавляет — набирает обороты к плей-офф, словно видавший виды боец-ветеран.
Хочется верить, что график Ковальчука превратится в итоге в параболу. Миновав низшую точку в декабре-январе, Илья взлетит на гагаринские высоты аккурат к кубковым битвам. С другой стороны, тот факт, что в нынешнем СКА не один, а сразу два лидера по игре, конечно, радует. Если раньше противники старались главным образом сдержать Ковальчука, то теперь они ждут беды с разных сторон.
Две «огневые точки» всегда лучше, чем одна. Кстати, если на тренерском мостике армейцы — дружина Быкова — Захаркина, и сам Вячеслав Аркадьевич постоянно подчеркивает, что работает именно тандем, то на площадке СКА становится командой Ковальчука — Панарина. При том что Артемий, в отличие от Ильи, молод, а значит, будет прогрессировать с каждым годом.
Никому и в голову не придет противопоставлять Быкова и Захаркина. Они в нашем хоккее воспринимаются как единое целое. Так и должно быть: «лебедь, рак и щука» — что на льду, что на лавочке — до добра не доведут. Нужен единый кулак.
Две тройки форвардов СКА питерские болельщики уже привыкли воспринимать именно «в комплекте»: речь об ударных звеньях, российском (Панарин — Шипачев — Дадонов) и иностранном (Торесен — Мортенссон — Червенка). Эти отлаженные до автоматизма механизмы Быков «разбирает» лишь в случае поломки одного из элементов. Когда форс-мажора нет, тренеры СКА, в лучших традициях отечественной школы, не проводят пустых экспериментов, а усиливают «химические» связи внутри этих соединений с каждым матчем — по максимуму.
А вот в тройке Ковальчука «химии», увы, пока не получается. Не идет «реакция» — хоть ты тресни. Можно спорить, кто виноват в этом — сам Илья или его партнеры, Виктор Тихонов и Джимми Эрикссон, которые, возможно, не очень ему подходят. Прошлогодний чемпионат мира показал, что Тихонов — это, конечно, бомбардир. Как и Ковальчук. А двум «пианистам» играть на одном инструменте тесновато. Плюс к тому Эрикссон, хоть и универсал, но тоже далеко не чистый разрушитель. В одиночку «тащить рояль» скандинаву скучновато. Вот и получается, что атакующие таланты этой тройки частично перекрывают друг друга. Тихонову, вместо того чтобы заниматься своим прямым делом — создавать остроту у чужих ворот и забрасывать шайбы, — приходится тратить время на черновую работу. Иными словами, делать не то, что он умеет лучше всего, а то, к чему не слишком привык. Правда, и попытки поставить в компанию к Кови форвардов оборонительного плана — Поникаровского с Хохряковым — ни к чему хорошему не привели.
Пятый элемент
История может научить многому, поэтому давайте уделим ей немного времени. Если говорить о сильнейших тройках СКА в ХХI веке, то помимо нынешней шипачевской явно выделяются две: Яшин — Чаянек — Сушинский и Ковальчук — Тихонов — Тарасенко. Первая радовала болельщиков гораздо дольше, зато вторая короткой вспышкой просто ослепила своим блеском. В звене Чаянека сам чех был классической «рабочей лошадкой», а в бригаде Тихонова, как и в тройке Шипачева, все форварды нацелены на атаку. Так что баланс в этом плане — дело тонкое, и единого рецепта не существует. Например, Тарасенко с Ковальчуком, нагнетая напряжение в чужой зоне, не давали оппонентам и помыслить об атаках. Почти на всю смену запирают противника в его владениях и Шипачев с товарищами.
При такой активно атакующей игре, конечно, многое зависит от защитников, посему стоит рассматривать всю пятерку в целом. Так, с тройкой Ковальчука чаще всего вместе выходит пара защитников Калинин — Рукавишников, со звеном Шипачева — сыгранный тандем Александров — Кутейкин, а с легионерами — сильнейшая защитная связка СКА Чудинов — Антон Белов.
Заметьте: из всех упомянутых оборонительных сочетаний слаженности не хватает как раз тому, которое действует с Ковальчуком. Калинин — практически железный игрок стартовой пятерки. А вот напарника ему Быков и Захаркин искали долго. Кого только не пробовали они — Рясенского, Семенова, Юдина, Хафизуллина, — но ни один из вариантов тренеров, похоже, в полной мере не удовлетворил. Остановились, наконец, на приобретенном у «Атланта» Рукавишникове. Роман действует жестко и эффектно, но не всегда эффективно. Оно и понятно: для того чтобы вписаться в хоккей Быкова и сработаться с напарником, нужно время. Без идеальной работы «пятого элемента» и Кови в атаке не очень комфортно.
Между тем Ковальчука тренеры пробуют как на левом, так и на правом флангах нападения. От перемены мест «сумма», увы, меняется не сильно. Куда важнее для Ильи эмоциональный заряд. Дополнительная мотивация — примерно такая, какая была у него на Кубке Первого канала. В «регулярке» же стартового заряда батареек Кови хватило лишь на первую половину турнира.
В плей-офф, надо думать, спортивной злости у Ильи добавится. Да и внутрикомандное соревнование с Панариным — дело полезное. Во всяком случае, для Ковальчука, которому как воздух нужен стимул. Не секрет, что Илья — спортсмен сверхамбициозный и везде хочет быть лучшим. То обстоятельство, что 23-летний Панарин обставил его и по заброшенным шайбам, и по набранным очкам, несомненно, добавит капитану «пороха».
В стратегическом же плане просто замечательно, что в роли вожака СКА Ковальчука постепенно сменяет Панарин. Преемственность дорогого стоит. К тому же это ведь не только питерская, а всероссийская передача эстафеты: Артемий уже созрел для того, чтобы в ближайшей перспективе достойно заменить Ковальчука и в национальной команде.
Стоп-кадр
Знак Зорро. Победный гол Дадонова в матче с «Авангардом» (3:2)
«Авангард» (черные): 30 — Константин Барулин (в), 25 — Вадим Хомицкий (з), 57 — Максим Гончаров (з), 37 — Александр Пережогин (н), 58 — Артем Волков (н)
СКА (белые): 45 — Андрей Кутейкин (з), 17 — Илья Ковальчук (н), 63 — Евгений Дадонов (н), 72 — Артемий Панарин (н), 87 — Вадим Шипачев (н)
В хоккейные учебники команда СКА сезона-2014/15, безусловно, войдет в разделе розыгрышей большинства. Конечно, до чудо-бригады Сергея Зубова, зажигавшей два десятка лет назад в нью-йоркском «Рейнджерс», нынешним подопечным великого «дирижера» еще расти и расти. Однако по меркам КХЛ с «большевиками» Шипачева по эффективности могут соперничать разве что «радуловцы» и «мозякинцы». По зрелищности же реализации лишнего Вадим со товарищи просто вне конкуренции.
Судьбу омской встречи в самой ее середине эти парни решили одним блистательным росчерком — в духе легендарного киногероя Зорро. Кстати, и шайба в ходе сей блестящей комбинации вывела на льду подобие литеры Z — той самой, зорровской. Причем сделано все было молниеносно — так, что даже зоркие «ястребы» глазом моргнуть не успели.
«Перегрузку» левой половины зоны соперника в большинстве армейские форварды исполнили классическую, расположившись в углу площадки треугольником: Панарин — у бокового борта, Шипачев — у лицевого, а Дадонов — ближе к воротам, на убойной позиции.
Все было разыграно как по нотам. Панарин переправил шайбу Шипачеву, а «мозговой центр», чуть продвинувшись за ворота, выдал резкую и точную передачу к краю круга вбрасывания, где дежурил Дадонов. С метким «выстрелом» Евгения, при опеке которого недоработал молодой Волков, в дальний угол ничего не смог поделать в «рамке» даже Константин Барулин.
Это уже аксиома — шипачевцам нельзя давать и метра свободы, иначе казнят. С другой стороны, на всех питерских мастеров короткое одеяло бригады меньшинства не натянешь. Всегда готовые пальнуть от «синей» Ковальчук и Кутейкин делают положение противника близким к безвыходному.