Назначение штрафного в опасной близости от ворот – на расстоянии 20–35 метров – у телекомментаторов обычно вызывает бурю эмоций, они начинают гадать, кто пробьет («Игнашевич обладает мощным ударом, рядом с ним Алдонин, Жо, которые также могут отменно выполнить штрафной»). Потом мяч застревает в «стенке», и восторженный тон исчезает до следующего штрафного.
Придуманная репутация – большое дело. Стоит одному-другому футболисту забить мяч со штрафного или нацеленно подать мяч со свободного или углового удара, – исполнитель моментально заносится в списки «мастеров стандартных положений». Отведенная ему роль будет сопровождать игрока длительное время, потом о ней станут забывать, но стоит ему повторить успех многомесячной давности, о «высоком мастерстве» тотчас же вспомнят вновь. «Коронки», словом, становятся редкостью, а когда они получаются, авторам моментально приписывают высокое техническое мастерство и называют их умелыми исполнителями штрафных и угловых.
Настоящих умельцев в мировом футболе по этой части было (и есть) немало. Можно, скажем, вспомнить угловые Валерия Лобановского и штрафные Мишеля Платини. Будущий выдающийся тренер подавал мячи с угла поля так, что весь стадион вставал, гадая: куда мастер направит мяч – на голову набегающему партнеру или же закрутит его в ворота. Угловых Лобановского с левого фланга боялись и старались – по возможности – обходиться без корнеров. Будущий президент УЕФА, словно рукой в гандболе, ногой отправлял мяч в сетку: в зависимости от точки штрафного – поверх стенки, обводя ее или прямым ударом.
Лобановского и Платини объединяла одна существенная деталь. Оба старательно, не считаясь со временем, после тренировок самозабвенно работали над ударами. Лобановский подавал тысячу корнеров в неделю, Платини, оставаясь на тренировочном поле в одиночестве, десятки раз пытался «обмануть» деревянную стенку.
Согласно информации, полученной из пяти ведущих российских клубов, ни в одном из них футболисты не занимаются дополнительно и не совершенствуют, доводя до автоматизма, свои коронные номера. После тренировок, случается, группа игроков иногда остается, но только лишь ради того, чтобы под шутки-прибаутки, хорошему настроению, безусловно, способствующие, «на интерес» побить по воротам на точность – попасть, скажем, в штангу, перекладину или отправить мяч в сетку с нулевого угла.