Вчера в Доме футбола состоялось заседание исполкома РФС, на котором было принято решение о расторжении договора с ПФЛ о передаче прав на проведение соревнований. Теперь ПФЛ не может проводить соревнования первого и второго дивизионов.
По окончании заседания президент РФС Сергей Фурсенко прокомментировал принятые решения:
— Нами были утверждены итоги сезона премьер-лиги, профессиональной футбольной лиги, утверждено руководство РФС по лицензированию футбольных клубов, положение о совете инвесторов российского футбола и пролонгирован договор с премьер-лигой до окончания переходного турнира. Кроме того, в силу юридических причин был расторгнут договор с ПФЛ.
Напомним, что еще в сентябре президент ПФЛ Николай Толстых был единственным из членов исполкома РФС, кто проголосовал против перехода в следующем году на систему «осень — весна», основываясь на позиции, высказанной абсолютным большинством футбольных клубов — членов ПФЛ. А на состоявшейся во вторник конференции ПФЛ представители клубов первого и второго дивизионов приняли решение обратиться к президенту страны Дмитрию Медведеву и председателю правительства Владимиру Путину с открытым письмом, в котором говорится о несвоевременности и неподготовленности перевода российского футбола на систему «осень — весна».
— Как теперь будет проходить соревнование в первом дивизионе, и не связано ли это решение с открытым письмом к президенту и премьер-министру?
— Нет, конечно. Дело в том, что мы получили письмо от ПФЛ о продлении договора на три года, начали все юридические процедуры, но наш юридический департамент подверг сомнению легитимность правовой формы этой организации. Мы сделали запрос в Министерство юстиции и оттуда получили ответ, что регистрация ассоциации проведена в нарушение действующего законодательства РФ. Такого рода бумага не позволяет нам продлить договор, который не мы заключали. Это было сделано четыре года назад.
— Как дальше будут проводиться эти соревнования?
— Их может проводить наш спортивный департамент. К тому же несколько клубов обратились с обращением об организации Национальной футбольной лиги. Если какие-то клубы первого дивизиона согласятся с этим, то мы будем готовы передать права на проведение соревнований этой лиге.
— Как вы относитесь к акциям болельщиков «Спартака» в поддержку своего погибшего товарища?
— Сегодня было сделано заявление, совместно с всесоюзным обществом болельщиков, в котором мы призвали найти и наказать истинных виновников и дать оценку прокуратуре, которая сначала отпустила подозреваемых, а потом дала команду милиции их найти.
— Сегодня широко обсуждалась тема «странных» матчей. К чему пришли?
— В рамках подготовки ЧМ-2018 мы каленым железом будем выжигать эти негативные явления из нашего футбола. У нас есть достаточное количество информации, мы будем проводить следственные мероприятия в следующем чемпионате и искореним это.
— Будут ли предприниматься системные шаги по формированию сборной на 2018 год?
— Оргструктуру управления сборными мы уже сформировали, выстраивается тренерская вертикаль. Мы начали собирать материалы по всем талантливым детям, которые играют в детских школах. Юные футболисты будут отслеживаться. Создается база данных, мы будем вести их из года в год и готовы организовать тренерскую академию. Есть договоренность с ФИФА и УЕФА, что такая академия будет состоять из трех участников: ФИФА, УЕФА и РФС. Она начнет функционировать летом следующего года.
— Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов сказал: чтобы искоренить «договорняки», нужно обратиться в МВД, организовать специальный комитет и начать прослушку...
— Это технические моменты, но договор со следственным комитетом у нас уже подготовлен.
— Сообщалось, что принято решение о том, чтобы бюджеты клубов были открытыми. Как это будет происходить?
— Сейчас вводится система финансового fair play в УЕФА. У нас есть требования, которые будут предъявляться к клубам с 2012 года. Мы ужесточили систему лицензирования клубов, по которой они должны раскрыть все статьи бюджета. Сегодня положение о лицензировании было принято, и в ближайшее время мы будем переводить систему бухгалтерской отчетности на международные рельсы в клубах премьер-лиги и первого дивизиона.
— Будет ли возможность увидеть эти документы в открытом доступе?
— Это дело клубов. Те документы, которые поступают в РФС, — конфиденциальные, и мы не имеем права без разрешения клубов предоставить эту информацию. Но мы примем положение, по которому бюджеты будут «открываться». Есть три источника средств: болельщики, государство и корпорации. Нам хочется, чтобы болельщики больше поддерживали футбол, для этого нужно организовать условия, чтобы они цивилизованно вели себя на стадионах. Мы разговаривали с правоохранительными органами о том, что нужна законодательная инициатива об ответственности людей на матчах. Нужен понятный закон по проведению массовых мероприятий, где будет написано об ответственности тех, кто охраняет, и болельщиков.
— Поднимался ли вопрос о составе комитета по этике?
— Его расширили до пятнадцати человек, а персоналии мы обсудим 23 декабря на бюро исполкома РФС.
— Обсуждалось ли то, что первая и вторая лиги не готовы к переходу на новую систему?
— Основная задача перехода — иметь два с половиной месяца летом между кругами. Такие перерывы мы имеем раз в два года, когда проходит чемпионат мира или Европы. Мы хотим упорядочить эту систему. В низших лигах достаточно полутора месяцев. Была подтасовка информации. Если три недели превратятся в полтора месяца, мы уйдем лишь на неделю в холодное время. Но неделя ничего не решает. Никто зимой играть не собирается. Единственное, что будет, — это перерыв летом, когда мы сможет улучшить инфраструктуру, поменять поля и участвовать в коммерческих турнирах, чтобы зарабатывать деньги.
— Будут ли приниматься шаги, чтобы фанаты на выезде не дискредитировали наш футбол, как это произошло в Жилине?
— Много болельщиков прибыло на стадион из других стран. Именно эти спартаковские фанаты произвели те действия. Мне кажется, часть ответственности лежит на клубе.
После завершения заседания исполкома своим мнением поделился вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов:
— В этом сезоне всего три клуба вели борьбу за призовые места, но реально борьба шла только за второе место, за четвертое и за выживание. Отрыв чемпиона от команды, занявшей четвертое место, — 19 очков. Такого не было никогда. Больше половины команд думали о выживании. И это не приводит к сокращению договорных матчей. Борьба с ними должна вестись не на словах, а на деле. И изобретать здесь ничего не надо: необходимо заключить соглашение со следственным комитетом и МВД о праве вести оперативно-разыскную деятельность. Самое эффективное — прослушка. Надо лишать очков, изгонять из премьер-лиги и выносить наказания, вплоть до уголовного. Теперь о болельщиках: при тех, что есть сейчас, нормальный человек на стадион не пойдет. Показательный момент, что в течение года клубы наказывались баснословными штрафами. Всего за этот сезон, например, «Зенит» заплатил 3 миллиона 300 тысяч рублей штрафа, а «Спартак» — 4 миллиона 280 тысяч рублей. Это стоимость одного приличного игрока.
Москва