Женский хоккей в России – абсолютно искусственный вид спорта. У него нет никакой поддержки в народе. Количество занимающихся не растет и остается в пределах нескольких сотен, что для такой огромной страны не цифра. Селекция для сборной – смехотворна. Идея культивировать этот вид спорта возникла у ныне покойного президента ФХР Валентина Сыча. Он был человеком советской эпохи. В хорошем смысле. Мыслил государственными категориями и мыслил стратегически. В 1998 году женский хоккей вошел в программу Олимпийских игр. И вот Валентин Лукич прикинул… За исключением канадок и американок, по-настоящему в него никто не играет, конкуренция за бронзу не такая уж и высокая. Так что при относительно небольших инвестициях можно будет приплюсовать в общекомандную копилку России медаль. Пусть и бронзовую, но все же.
Не исключено, что так бы и случилось, если бы Сыч завершил свое дело. Но в 1997 году он был убит киллером. Его преемники развитием женского хоккея не занимались – тут бы с мужским разобраться. У девочек он популярностью не пользуется – в него не идут. На всю страну всего несколько команд. Для сравнения: в Северной Америке хоккеем увлечены десятки тысяч складно играющих девушек. И среди них – гламурная Пэрис Хилтон, выступавшая за команду своего колледжа. То есть хоккеем не гнушаются даже девочки из элитных семей. Только представьте себе Ксению Собчак, забивающую за СКИФ, и вам сразу станет смешно. Аналогии неуместны.
Нулевые годы в России – это профанация всех масштабных идей, насаждаемых сверху. Та же участь постигла и женский хоккей. Сейчас за ведущие отечественные клубы выступают по три-четыре финские девушки. Благодаря этому мы выигрываем Кубки чемпионов, но, понятное дело, сборной такая кадровая политика никакой пользы не приносит. Конечно, удовлетворяются чьи-то смешные амбиции – мышиная возня на патриотической кухне, да и только. Поэтому успехи национальной сборной скромны. Сенсационная бронза чемпионата мира, завоеванная десять лет назад, уже позабыта.
Конечно, можно быть снисходительнее в оценке деятельности ледовых дам и наслаждаться их грацией в непривычных обстоятельствах. Но насчет последнего – поспорю… Не знаю, как сейчас, а раньше тренерам национальной команды приходилось сталкиваться с жуткой женской стервозностью. Омоложение команды сопровождалось специфическими эксцессами на сборах. Новенькую, только-только приглашенную хоккеистку изрядно били на тренировках, а потом игнорировали в быту. Таким образом тренеру намекали на то, что ничего менять не следует – и лучше вернуть ветераншу назад. Хотелось бы верить, что теперь все цивилизованнее и профессиональнее.
Восемь лет назад наша журналистская команда решила сыграть в Сокольниках с женской сборной, которая как раз готовилась к чемпионату мира. Интересно же! Мы собирались показать сюжеты об этой игре в разных программах. Ну и написать тоже, конечно. Хороший пиар для вида спорта, игнорируемого СМИ. Естественно, перед матчем нас попросили быть предельно корректными, чтобы никому не нанести травму. Поэтому мы не шли в стыки и вообще вели себя осторожно. Соперницы не обременяли себя подобными ограничениями – играли с зацепами. Это я все рассказываю не для того, чтобы дискредитировать слабый пол, а чтобы никто не обольщался. Тонких натур в этом виде спорта не наблюдается. Романтизация неуместна. Мы проиграли 2:5. На нашем любительском фоне девушки смотрелись хорошо, но любой юношеской команде они уступят.
У СМИ интерес к игре женщин может возникнуть только при одном обстоятельстве. Если в команде будут красивые и яркие хоккеистки. Хотя бы парочка. Модельной внешности. Слышу упрек в сексизме и не стану от него открещиваться. Но обратите внимание на секретарш наших чиновников, серьезных бизнесменов... То-то же! В нашей стране выдающиеся формы еще долгое время будут доминировать над выдающимися деловыми и профессиональными качествами. А может, так будет всегда…
Колонка из еженедельника «Спорт день за днем» №30 (10-16 августа 2011 года).