Решение больших задач в Континентальной хоккейной лиге предпочитают доверять иностранным тренерам.
В КХЛ первые места по итогам регулярного чемпионата и в Западной, и в Восточной конференции заняли клубы, возглавляемые иностранными специалистами. Тремя. Осенью в Ярославле работал (и не сказать чтобы плохо) финн Кай Суйкканен, а потом его сменил проверенный чех Владимир Вуйтек. Можно сказать, что триумф иностранцев в России – стечение обстоятельств, а можно увидеть закономерность. Год назад «Локомотив» и «Авангард» стали пятыми в своих конференциях. Прогресс в регулярном сезоне очевиден. Про плей-офф не имеет смысл вести разговор – это отдельная и незавершенная тема.
В восьми клубах, имеющих преимущество своей площадки в первом раунде, то есть завершивших чемпионат в лидирующей группе, главными тренерами значатся пять зарубежных наставников. Плюс шестой – Олег Знарок, которого непонятно, каким считать. Родился он в Челябинской области, а самореализовался в Латвии. В общем, Олег Валерьевич – гибридный персонаж. Что нисколько не изменяет общую картину. Успех ассоциируется с людьми, приходящими из-за кордона. Игорь Павлов, стремительно промелькнувший на манер НЛО в Сокольниках, в данном контексте похож на недоразумение. Пришел, пошумел, повыгонял и был немедленно забыт.
Все клубы, не попавшие в обойму Кубка Гагарина, возглавляют отечественные специалисты. У всех, за исключением ЦСКА, в 2010 году сменились тренеры. А в некоторых коллективах не по разу. На роль пожарных, антикризисных менеджеров в КХЛ приглашаются доморощенные наставники. Но не всегда… Милош Ржига, спешно рекрутированный Мытищами, опровергает данный тезис. Владимир Вуйтек взял «Локомотив», находящийся на втором месте в Западной конференции, – в общем, речи о спасении не шло, скорее, об оптимизации игры. Вацлав Сикора уже работал в системе СКА, когда уволили Айвана Занатту. Чех и приглашался, наверное, чтобы подменить итало-канадца, коль у него не получится создать дееспособный коллектив. Поэтому он был, по замыслу боссов питерского клуба, глубоким тылом, а не мессией.
Это факты. Их можно недооценивать. Можно посчитать не тенденцией, а локальной историей одного сезона. И если в финале Кубка Гагарина сыграют клубы под предводительством аборигенов, то, получается, грош цена всем цифрам и раскладам, приведенным выше. Но речь идет о трендах хозяев клубов – людей, во многом определяющих лицо лиги, стратегию ее развития.
Десять лет назад, в мае 2001 года, стало известно, что в Россию впервые приедет иностранный специалист. Президент «Локомотива» Юрий Яковлев подписал контракт с Владимиром Вуйтеком, у которого за плечами было девятнадцать сезонов работы, но золото он никогда не выигрывал. Многие посчитали такой ангажемент экспериментом. Пресса встретила Вуйтека настороженно. В «Советском спорте» ему пожелали неудачи – мол, тогда в Россию не будут приглашать иностранцев, которые отбивают хлеб у наших.
Вуйтек сумел растопить лед отчуждения добрыми манерами и мультяшной улыбкой. Но его слова в интервью тому же «Совспорту» были жесткими: «У ваших ребят много меньше профессионализма. К примеру, мы в Чехии не приходим на разминку вовсе, лишь заходим на занятие и смотрим, все ли на месте. В России же стоит не прийти, как взрослые, казалось, люди перестают разминаться… Все ждут, что их попросят, предложат или, еще лучше, приведут в зал за ручку и скажут – сделай такое-то упражнение. Может быть, в этом отсутствии полного профессионализма и кроется причина ваших последних неудач на мировой арене…»
Про игроков все это мы знали, а вот про оскудение тренерского арсенала говорить стеснялись. То есть признавались сами себе в кулуарах, но до публичного самобичевания дело редко доходило. Вуйтек был лаконичен и категоричен по поводу нашей неудачи на чемпионате мира в Германии, где мы выигрывали у шведов в четвертьфинале, но в итоге уступили в овертайме. «Российская команда играла в очень хороший хоккей, создала массу опасных моментов, она была сильнее скандинавов, но уступила им дорогу… Думаю, вам не хватало гибкости тренерской мысли и классного вратаря».
А теперь факты. Вуйтек в первый же год своей работы выиграл чемпионат России. Причем, безусловно, в одну калитку – ни одного поражения в плей-офф. «Локомотив» стал базовым для сборной – шесть игроков из Ярославля отправились на чемпионат мира. И мы впервые после 1993 года завоевали медали. Пусть серебряные, но тогда их блеск ослепил всю страну, казалось, уже совершенно разочаровавшуюся в хоккее как национальной игре.
Пан Вуйтек, кстати, тогда комментировал матчи сборной России на ТВЦ. Его сына тренер Йозеф Аугуста на мировое первенство не взял. В последний момент отцепил. Поэтому Вуйтек вряд ли болел за соотечественников. Существует красивая легенда – перед четвертьфиналом против чехов он переговорил с хоккеистами из «Локомотива» и объяснил, в чем слабости соперника и как надо играть. И его подопечные поучаствовали во всех трех голевых атаках. Наше положение было безнадежным – в группе мы с трудом сыграли вничью с Украиной, уступая 0:2 и 1:3, накануне четвертьфинала сгорели словакам – 4:6. А у чехов ни одного потерянного очка и больше половины состава – энхаэловцы. Во главе с Яромиром Ягром. И вот Вуйтек прокомментировал нашу викторию – 3:1.
Он не волшебник. Я не хочу преувеличивать его заслуги перед нашим Отечеством. Но он сделал важную вещь (равно как и Яковлев, пригласивший пана Владимира). Вуйтек встряхнул нашу общественность. Заставил ревновать. Заставил тренеров переосмыслить профессию. Курьезно, что сейчас Вуйтек работает в системе «Локомотива» вместе с Петром Воробьевым, которого в начале нулевых противопоставляли чешскому наставнику по всем параметрам, прямо-таки сталкивая их лбами. Петр Ильич нынче рулит клубом МХЛ «Локо», он востребован в своей любимой ипостаси – учителя молодежи.
В футболе иностранные тренеры, приезжая в Россию, в большей степени решают материальные вопросы. За большие деньги они как бы снисходят к нам, грешным, из своего прекрасного европейского далека. На это намекает хотя бы то, что наставники сборной Дик Адвокат и Гус Хиддинк не утруждали себя изучением языка. Тот же Кари Хейккиля продемонстрировал уважение к нашей культуре и традициям – он дает интервью по-русски. Для многих КХЛ – это возможность выйти на новый уровень (тот же Вуйтек в первый приход) или вернуться в профессию. О Раймо Сумманене вспоминали как о скандальном специалисте и никуда не приглашали несмотря на то, что он вывел финнов в финал Кубка мира в 2004 году. «Авангард» – хорошая возможность напомнить о себе. И Сумманен, выиграв регулярку, за свой шанс ухватился.
Экспансию и успех иностранных специалистов я объясняю тем, что КХЛ стала котлом, в котором сейчас варится все самое передовое, что существует в европейском хоккее. Жертвуя национальным во имя улучшения качества, мы развиваем игру. Пафосно? Пусть так. Ведь лига, не мелочась, масштабирует себя размерами самого большого континента.