• Кому на Руси оно надо?

    Исследование «Спорта»

    11.08.11 16:39

    Кому на Руси оно надо? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Российский футбол нередко ругают. Претензии мы знаем: дутые бюджеты, средние игроки «по цене трех», договорной характер матчей и убыточность клубов. Зададим вопрос, которым задается известный телеведущий: «Откуда деньги?». И действительно, раз футбол в нашей стране так плох, кому интересно вкладывать деньги в его развитие, тратиться на его содержание? И вообще, футбол в России — бизнес или социальный проект?

    «Спорт» изучил владельцев и спонсоров российских клубов, оценил их тренды, не пытаясь при этом найти ответы на вопросы «зачем?» и «почему?», потому что они выходят за рамки обычных интересов бизнеса, а стало быть, зачастую представляют собой тайну, неведомую никому, кроме них самих.

    «Зенит»: только в гору

    Зимой 2005/2006 ОАО «Газпром» стал фактическим владельцем петербургского «Зенита», выкупив контрольный пакет акций клуба у Банкирского дома «Санкт-Петербург». Клуб продолжил движение в гору. ОАО — такая форма организации предприятия, при которой акционером компании, в принципе, может стать любой желающий, купивший акции данной компании. Однако в случае с такой крупной корпорацией не так все просто. Контрольный пакет акций Газпрома принадлежит государству. Частично ему принадлежит и ФК «Зенит». Доходы клуба, как и его бюджет, растут, коммерческая деятельность соответствует европейскому уровню организации. Успехи «Зенита» видны и никем не оспариваются. При этом роль Газпрома отнюдь не альтруистическая, как можно было представить раньше. В числе спонсоров ФК «Зенит» значатся в основном дочерние компании ОАО «Газпром».

    «Локомотив»: денег больше, чем результатов

    Схожая судьба у ФК «Локомотив». Однако железнодорожный клуб — в структуре ОАО «РЖД», вертикаль власти здесь выстроена жестче. Учредитель и единственный акционер ОАО «РЖД» — Российская Федерация, то есть владелец «Локомотива» — самая что ни на есть государственная компания. Бюджет клуба сопоставим с бюджетами топ-клубов и, по неофициальной информации, составляет порядка $62 млн. Однако скромные спортивные результаты говорят о слабой эффективности клубного менеджмента. К тому же руководители «Локомотива» все время меняются.

    ЦСКА: прозрачная непрозрачность

    С одной стороны, ЦСКА — прозрачный клуб, не первый год публикует бюджет. С другой — многие затрудняются назвать его спонсоров. Обычно под ними подразумеваются «структуры, близкие к Евгению Гинеру». Ленорыч в глазах подавляющего большинства и есть фактический владелец ЦСКА. Сам Гинер обещает раскрыть спонсоров клуба в 2012-м — году во всех отношениях знаменательном. Пока же многие ставят ЦСКА в пример и по организации дела, и с точки зрения результатов. У клуба — внятная стратегия, отлаженная система подготовки резерва, четкий селекционный вектор. И, главное, все это не зависит от фигуры тренера, как это бывает в других клубах.

    «Спартак»: менеджеры лучше игроков

    Не может похвастаться успехами и московский «Спартак». Контрольным пакетом акций клуба владеет ОАО «ЛУКОЙЛ», контролирующееся, в свою очередь, государством. Бюджет «Спартака» приближается к $100 млн, традиции берут начало из советских времен, но результаты, наоборот, только ухудшаются. Сейчас можно сделать скидку на то, что «Спартак» — молодая команда. К тому же клуб, как он сам информирует, извлекает хорошую прибыль из своей деятельности. Профицит бюджета — порядка $12 млн. Менеджеры «Спартака» справляются, чего не скажешь о тренерах и игроках.

    «Динамо»: в начале пути

    Контрольный пакет акций (74 процента) московского «Динамо» с 2009 года принадлежит ОАО «ВТБ» — коммерческой организации. При этом блокирующий пакет — у ОГО ВФСО «Динамо». Такой вот гибрид. Перспективы связаны с освоением территорий Петровского парка, где расположен стадион «Динамо», ожидающий реконструкции. Фактически «Динамо» — частный клуб с солидным бюджетом, амбициями, традициями и хорошим составом. В этом сезоне он реально претендует на место в тройке, в кои-то веки у бело-голубых появилась стабильность в бизнесе и в игре, что всегда взаимосвязано.

    «Рубин»: нелюбимый ребенок

    Казанский «Рубин» по форме — муниципальное учреждение. Эту структуру создал городской совет Казани «для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функ­ций некоммерческого характера». Финансируется она из бюджета города. Кроме того, у клуба два генеральных спонсора — ОАО ТАИФ-НК и ОАО «Тат­энерго». Бюджет у «Рубина» — солидный, тренер — опытный, состав — надежный. К спортивной составляющей, пожалуй, нет вопросов. Не удается пока руководителям сделать футбол рентабельным с точки зрения зрелища: в столице Татарстана более популярен хоккей. И тут, возможно, не последнюю роль играет тактическая философия Курбана Бердыева, предпочитающего оборонительный футбол.

    «Анжи»: амбиции наружу

    Махачкалинский «Анжи» нынче взорвал рынок: Роберто Карлос, Юрий Жирков, Самюэль Это’О... Накануне сезона 100 процентов акций клуба выкупил российский предприниматель Сулейман Керимов, владеющий ОАО «Нафта-Москва», которое стало генеральным спонсором клуба из столицы Дагестана. Бюджет колеблется в пределах $40–50 млн, однако создается впечатление, что его расходная часть может увеличиваться до бесконечности — по крайней мере на этом этапе, когда Керимов решил потягаться с Газпромом и ЛУКОЙЛом. Трудно сказать, какой эффект даст скупка игроков с громкими именами, которые еще вчера не знали о существовании такого города, как Махачкала. Нужно еще сколотить из них команду.

    «Краснодар»: правильный путь

    «Краснодар» — самый настоящий частный клуб. Его основал бизнесмен Сергей Галицкий, хозяин сети магазинов «Магнит», он является и его владельцем. Клуб, в отличие от «Жемчужины», не тратит много средств на рекламу, понимая ее никчемность, зато успешно зарекомендовал себя на поле. Звезд «Краснодар» не приглашает, комплектуется добротными игроками, умеющими играть в техничный футбол. Бюджет — порядка $40 млн, при этом есть своя футбольная академия, на содержание которой тратится немало средств. Приглашение в команду грамотного зарубежного специалиста в лице Славолюба Муслина, безусловно, правильный ход.

    «Кубань»: надежда на тренера

    Другой краснодарский клуб — «Кубань» — не может похвастаться большим бюджетом и богатым хозяином. Между тем это нисколько не мешает ему развиваться. Ключевая фигура в «Кубани» — тренер Дан Петреску. Ему предоставлены кредит доверия и карт-бланш. Пока у кубанцев есть все шансы не только не повторить судьбу команды-лифта, преследующую «Кубань» на протяжении последних сезонов, но и прорваться в первую восьмерку команд премьер-лиги, которые поспорят за медали.

    «Ростов»: дитя без глазу

    У «Ростова» хватает инвесторов, денег, но это как раз тот случай, про который герой мультфильма говорил: «Средствов у нас хватает, у нас мозгов не хватает». Отставки тренеров, лихорадочная кадровая политика никак не способствуют тому, чтобы команда добивалась успеха. Может, новый генеральный директор Юрий Белоус «Ростову» поможет? Или Христо Стоичков? Или, если они не справятся, Игорь Гамула?

    «Спартак» Нч: без шансов?

    У «Спартака» из Нальчика — самый скромный бюджет в премьер-лиге. До этого сезона ситуацию спасал «тренерский гений» Юрия Красножана. Но потом его забрали в Москву. И нынче положение клуба если не критиче­ское, то близкое к этому. Хотя Сергей Ташуев — тренер крепкий, именно он ставил игру «Краснодару».

    «Терек»: да будет свет!

    Еще один представитель Кавказа — «Терек». Отметился в этом сезоне не самым удачным пиаром, а именно приглашением на тренерский пост Руда Гуллита. Существует на средства бизнесмена Булата Чагаева, которого изо всех сил поддерживает Региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова. Грозненцы пока не достигли успехов на футбольном поле, но в Чеченской Республике многое делается для популяризации футбола, в частности, построен современный стадион «Ахмат Арена», на котором, правда, иногда гаснет свет.

    «Амкар»: добровольный провал

    В межсезонье «Амкар» чуть было не отказался от участия в чемпионате России по финансовым причинам. Однако клуб удалось спасти ценой перестановок в администрации. Даже болельщики собрали какую-то сумму, которой, правда, хватило только «на обеды». Тем не менее ФК «Амкар» зарегистрирован как «Общественная организация города Перми», что подразумевает «добровольное объединение граждан, созданное для реализации собст­венных интересов». Собственные интересы команда, может, и удовлетворяет. А как насчет интересов болельщиков?

    «Крылья» и «Волга»: два сапога пара

    Два волжских клуба — «Крылья Советов» и «Волга» — очень похожи. И бюджеты у них примерно одинаковые, и находятся они по сосед­ству в турнирной таблице. Главный источник дохода — администрации Самарской и Нижегородской областей. С такими покровителями на многое рассчитывать не приходится. Пока все говорит о том, что «Волге» и «Крыльям» предстоит тяжелая борьба за выживание.

    «Томь»: то яма, то канава

    «Томь» тоже постоянно дышит на ладан. В прошлом году клуб пришлось спасать Владимиру Путину. У «Томи» появился целый ряд спонсоров из числа компаний, работающих на территории Томской области. И достойный бюджет. Однако в любой ситуации есть люди, желающие поживиться на футболе. В эти дни в офисе клуба работают представители правоохранительных органов, осуществляется выемка документов, опечатан кабинет генерального директора Юрия Степанова. Видимо, все эти события связаны с публикацией в «Новой газете», свидетельствующей о том, что на трансфере Павла Погребняка в 2006 году был получен «откат».

    Вместо резюме

    Подводя итог, нужно сказать, что далеко не всем наш футбол нужен. Некоторым структурам он, что называется, навязан. Положительная тенденция, пожалуй, в том, что в России появляется все больше клубов с амбициями, желающих добиваться высоких результатов. Вместе с тем приходится констатировать: пока в нашем футболе существуют клубы, не имеющие настоящих покровителей, так называемые социальные проекты, кормящиеся из бюджетов, серьезного прорыва ждать не стоит.

    Большой спорт — это прежде всего наличие амбиций, желание добиваться побед с помощью вложенных средств. Основа любого бизнеса — спрос на него. Пока в российском футболе не всегда удается состыковать одно с другим. Но мы, как всегда, надеемся и верим.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»