СМОТРЕТЬ (СКАЧАТЬ) МАТЕРИАЛ В PDF
У россиян отняли российский футбол, чтобы… сделать его более качественным. Поклонникам отечественной премьер-лиги, как известно, давно навязали платный канал «Наш футбол». Перед новым сезоном канал решил сменить имидж, и уже в первом туре зрители увидели его обновленную версию.
Помимо того, что теперь Геннадий Орлов, как и остальные, работает в одиночку (роль «бровочного» комментатора резко понизилась), есть много других новшеств. Например, голкиперам теперь рекомендуется на время матча складывать в карман планшетник.
Реальный матч или компьютерная игра?
Лицом канала «Наш футбол» можно смело назвать Георгия Черданцева. Он комментирует матчи, ведет программу, где подводятся итоги тура премьер-лиги. Перед стартом сезона Черданцев заявил, что отныне телеканал будет ориентироваться не только на мужчин среднего возраста, но и на молодых людей, любящих покопаться в мобильнике, увлекающихся компьютерными играми.
Поначалу матч первого тура «Анжи» — «Локомотив» напоминал как раз футбольный симулятор — FIFA или Pro Evolution Soccer. Во-первых, позиция главной камеры четко соответствовала стандартному виду на поле в «фифе». Во-вторых, мячи так же нелепо отлетали от ног игроков. Как от столбов. В-третьих, обновленная инфографика благодаря цветовой гамме и изобилию 3D-моделей заставляла думать, что ты не смотришь футбол, а играешь на компьютере. Хорошо это или плохо? Еще вернемся к этому вопросу.
В первом туре зрители увидели не все
Первый тур был обкаткой новшеств — некоторых сюрпризов зрители пока не увидели. Но в целом картина ясна.
Из каких составляющих сложился новый визуальный облик канала? Выделим три: работа камер, инфографика и внешний вид ведущих.
Над внешним обликом комментаторов и экспертов в «Лиге-ТВ», под управлением которой находится «Наш футбол», задумались еще в прошлом сезоне. Автор этих строк спросил у гендиректора «Лиги-ТВ» Ильи Геркуса, какие шаги будут предприниматься в этом направлении.
— Заключен договор с компанией, которая поможет ведущим красиво одеваться и приятно выглядеть, — ответил Геркус.
Инфографика
Оформлением нового бренда (логотип, инфографика и прочее) занималась компания Bigstudios. У нее за спиной работа с MLB, NFL, FOX, ESPN, CBS и многими другими. Она даже четыре «Эмми» получила за успехи в дизайне графики. Из слов президента Bigstudios Джоселина Майнерта ясно, что нашу страну «чешут заокеанским гребнем»: «по зрелищности продукт должен соответствовать лучшим образцам американского телевидения».
Обновленная инфографика — не столько для красоты, сколько для информативности. Новое представление команд, дуэли ведущих игроков, обновляемая в онлайн-режиме таблица, разнообразная статистика (направления атаки, нарушения, время владения мячом), представление новичков клубов в перерыве — все это полезно.
Рассмотрим дуэль игроков: так, нападающие сравниваются по проценту точности ударов, системе «гол + пас», эффективности за единицу игрового времени; полузащитники — по проценту точных передач, удачных обводок, перехватов и единоборств.
Придумана интересная «фишка» с пенальти: во время подготовки игрока к исполнению 11-метрового зрители видят его предыдущую статистику удачных и неудачных ударов. Также показывается информация, в какой угол он обычно бьет. Так что голкиперам теперь надо стоять на воротах с планшетниками, на которых будут идти трансляции.
Главное — не переборщить со всеми этими новинками. В частности, с анимацией. Например, когда показывают составы команд, табличка убегает куда-то вбок. Неудобно для восприятия.
Пока необходимая статистика не всегда «вылезает» в нужный момент. В конце второго тайма матча «Краснодар» — «Зенит» комментатор Геннадий Орлов сказал, что хозяева во второй половине больше владели мячом. И выдержал паузу, явно ожидая показа цифр на экране. Не дождался…
Наверное, не всем нравится новая концепция цветов. В Bigstudios это назвали «золотой энергией» и объяснили смысл так: «золотая энергия является визуальной интерпретацией того желанного трофея, который так хотят увидеть в своем городе болельщики и игроки». Формулировка странноватая.
Осенью посчитаем
Представленные изменения действительно повышают качество трансляций. Однако крен в сторону американской модели (за счет работы с Bigstudios) и излишняя «компьютерность» могут привлечь молодежь, но оттолкнуть «стариков». Но ведь именно люди среднего возраста — основной зритель российского футбола. Молодежь как-то больше увлечена Англией, Испанией, Лигой чемпионов…
Наверняка где-нибудь осенью «Наш футбол» объявит, увеличилась или уменьшилась его аудитория. И тогда можно будет понять, совершил канал ошибку или все сделал правильно.
Тем временем конкурент платного телеканала — общедоступный ВГТРК («Россия 2») — выказал свое «фи»: директор спортивного вещания Дмитрий Анисимов заявил, что за время деятельности «НТВ-Плюс» и «Лиги-ТВ» количество любителей футбола в стране сократилось в пять раз. Мол, несколько лет назад это было 20–30 процентов населения, а сейчас — лишь 5–7.
Возможно, Анисимов прав, но нельзя не отметить, что «Наш футбол», по сути, отобрал у «России 2» игру номер один. А вместе с ней — рейтинги. Словесный удар — хороший способ отомстить.
Главное, чтобы подобная месть не отразилась на поклонниках футбола.