Маэстро российской эстрады, знаменитый композитор и исполнитель, автор популярнейших шлягеров, звучащих со сцены не одно десятилетие, рассказал «Спорту» о своей любви к футболу и всему, что с ним связано.
— Известно, что вы дружите с президентом «Шахтера» Ринатом Ахметовым. Как родилась эта дружба?
— Ей больше пятнадцати лет. Уж и не помню, при каких обстоятельствах познакомились. Почему с ним? Мы не только друзья, но и родственники. Жена Рината Лиля — крестная моей младшей дочери, сам был свидетелем на моей свадьбе с Олей.
— Получается, дружба переросла в родство.
— За всю свою жизнь, а мне уже 56, я, честно вам скажу, не встречал человека более порядочного и щепетильного, чем Ринат. Он хочет совершенствоваться, достигать новых высот, в постоянном поиске. Ринат так переживает за свою команду, что никому не советовал бы во время матча находиться рядом с ним.
— Страшно?
— Просто сердце болит смотреть на него. Я его прошу не переживать, поберечь здоровье. Он отвечает: чтобы понять цену победы, дескать, надо именно так реагировать и волноваться. Ринат команде как отец.
— А из российских футбольных деятелей с кем дружны?
— С Евгением Гинером, Юрием Семиным. Не скажу, что наша дружба такая же близкая, как с Ринатом, но очень тепло отношусь к этим людям. И переживаю, соответственно, за ЦСКА и «Локо» (интересно, как отреагирует композитор на переезд Юрия Семина в киевское «Динамо»? — «Спорт»).
— Про игроков что-то можете сказать?
— Мне кажется, время великих игроков прошло. Я начал интересоваться футболом в 1966 году, когда сборная СССР уехала на чемпионат мира в Англию. Тогда появились величайшие игроки — Анатолий Бышовец, например. Позже Эдуард Стрельцов вернулся и продолжил выступления за «Торпедо». Валерий Воронин блистал. К сожалению, не могу назвать великим никого из тех, кто выходит на поле сейчас. Есть хорошие игроки, но боюсь кого-то выделить.
— Почему прикипели именно к футболу?
— Для любого пацана, родившегося и выросшего на Украине, это главное увлечение. Украинские команды занимали достойное место в чемпионате СССР. Но сливки снимало киевское «Динамо». Почему «Шахтер»? Потому что там Ринат и потому что 60-тысячный стадион перед каждой игрой встает и поет гимн, музыку к которому я сочинил. Для меня это не прошло даром. Самого колотит в такие минуты, сам пою гимн, когда нахожусь на стадионе.
— А написать гимн для какого-нибудь футбольного союза?
— Нет. Гимн можно написать только один. Иначе это будет уже проституция, тиражирование.
— А если гимн не футбольный?
— Ко мне обращался покойный Александр Гомельский, легендарный баскетбольный тренер. Я стал думать, как это можно сделать, чтобы гимн не звучал слишком пафосно и величественно, как это происходит в футбольной Лиге чемпионов. Но Гомельский умер, и теперь это никому не надо.
— Какой стиль футбола вам нравится?
— Испанская модель. Атакующий футбол — с длинными передачами, взрывной, скоростной. Приятно, когда команды не отсиживаются в обороне, ищут счастья в атаке.
— Ваше отношение к тому, что Дик Адвокат возглавил сборную России?
— Я считаю, что надо было оставлять Хиддинка. Кроме того что он специалист высокого класса, Гус еще и фартовый. Он умеет команду сбалансировать, правильно подобрать игроков.
— Если говорить о «Зените», то вам больше по душе команда Адвоката или Спаллетти?
— «Зенит» Адвоката мне больше нравился. И по стилю игры, и по результату тоже.
— Но ведь сейчас «Зенит» — чемпион...
— ...а тогда был Кубок УЕФА.
— Россия получила право провести чемпионат мира по футболу.
— Здорово! Знаю, мы точно потянем и проведем на должном уровне. К тому же это стимул для развития футбола, он становится национальной идеей.
— Ваше отношение к присутствию в наших командах легионеров?
— Хорошо к этому отношусь, потому что рядом с ними растут наши ребята, набираются опыта. Должен быть пример.
— А как быть с драками фанатов?
— Это сопутствующие вещи. Думаете, они только у нас? Вспомните Италию, где были жертвы, Англию, где драка на драке. Ну что теперь из-за этого запретить футбол?