Главный российский специалист по немецкому футболу остался под впечатлением того, как Германия организовала мировое первенство. Кроме того, он поделился со «Спортом День за Днем» своими мыслями о неудаче сборной России и успехе украинской команды.
Ярцев не должен был возглавлять сборную
— Уже после завершения Кубка мира 2006 года Евгений Ловчев заявил: «Даже если бы сборная попала в Германию, там она, однозначно, ни на что претендовать не смогла бы».
— Не согласен. Порой отборочный турнир в Европе сложнее, чем групповой на чемпионате мира. Многое зависит от жеребьевки. Мне вообще подобные рассуждения не нравятся. Греков тоже до Евро-2004 мало кто брал в расчет, уверен, многие думали, что они вообще из группы не выйдут.
— Россияне ездили на чемпионат мира 2002 года и чемпионат Европы 2004 года. Что с командой произошло затем?
— Это был такой период, когда еще в каком-то виде пытались задействовать предыдущее поколение игроков, а новое еще не успело стать лидерами сборной. Те же братья Березуцкие уже играли в сборной, но центральными фигурами еще не являлись. Но огромным разочарованием для меня стал матч со Словакией в гостях. В том отборочном цикле я проводил много времени со сборной Украины. В тот день, когда наши играли со словаками, украинцы отмечали выход на чемпионат мира в Киеве. Мы с Олегом Блохиным периодически вставали из-за стола и отправлялись в бар, где висел телевизор, чтобы смотреть матч в Братиславе. Как вы понимаете, оба пребывали в некотором недоумении.
— Это было уже при Юрии Семине. Вячеслав Колосков позднее признавался, что его стратегический просчет был в том, что он не расстался с Георгием Ярцевым перед стартом отборочного цикла.
— У нас любят рассуждать о том, что надо было сделать раньше. Считаю, что Ярцев изначально не был тем специалистом, который должен был возглавлять сборную России. У него получился очень удачный период в несколько месяцев, когда он «подхватил» команду в конце отборочного турнира, а все, что происходило дальше, — совсем не то, что требовалось.
— Как 1:7 от Португалии восприняли ваши иностранные коллеги?
— Естественно, надо мной подтрунивали, но чего-то особенного не было. Просто сборная России тогда имела репутацию несколько иную, нежели сейчас. Это была команда, которая могла любого обыграть и любому проиграть.
— Семин признался, что работа со сборной — не его специфика, что ему не хватает времени сборов, чтобы выстроить работу.
— Да там все вообще происходило в авральном режиме. Складывалось впечатление, что Семина приглашали по принципу: «Всех уже перепробовали, давайте попробуем этого». Да и у российских специалистов в начале «нулевых» и близко не было тех возможностей, которые потом появились с приходом иностранцев.
Байка о Леманне и Кане
— Как оцениваете подготовку Германии к чемпионату мира?
— У меня нет никаких сомнений, что немцы подготовились выдающимся образом. Нынешний футбольный бум и рекорды по заполняемости стадионов даже во второй бундеслиге — это все пошло оттуда. Был перестроен Олимпийский стадион, построенный еще при Гитлере. Те же «Байер» и «Вольфсбург», которым не нужны были стадионы больше чем на сорок тысяч, построили новые арены к женскому чемпионату мира по футболу. Состоялась большая реформа компании Deutsche Bahn, в результате чего улучшилось железнодорожное сообщение. А с автобанами в Германии и так всегда было все хорошо. Так что инфраструктура, однозначно, лучшая в Европе.
— Насколько сильным было разочарование хозяев, не сумевших попасть в берлинский финал?
— Разочарование было большое, но все же это была еще та сборная, в которой шла смена поколений. Это сейчас в полузащите по пять человек на место, а тогда все было скромнее.
— По просьбе Йенса Леманна Оливер Кан сыграл в матче за третье место. Есть ли место благородству на таких крупных турнирах, тем более в решающих стадиях?
— Это в большей степени байка. Леманн прекрасно понимал, что поставят Кана, поэтому и сделал вид, будто это исходит от него. Решение о том, что Кан сыграет, было принято еще до чемпионата мира. Для Германии было важнее провести чемпионат мира, нежели добиться какого-то результата. Григорий Суркис рассказывал, что когда Украина получила право провести Евро-2012, а он проводил переговоры с главами европейских федераций, то во время ужина президент Федерации футбола Германии заявил: «Проведя чемпионат мира — 2006, мы окончательно закрыли все долги перед Европой, оставшиеся с середины прошлого века». Для немцев было важно, чтобы все хорошо прошло для остального мира, а не только для своей сборной.
Милевскому говорили, что он сумасшедший
— Выход сборной Украины в четвертьфинал — следствие удачной жеребьевки?
— Нет. Просто это было золотое поколение. Для многих — последний шанс сыграть на мировом первенстве. Хотя тот же Шовковский играет до сих пор. Я был на той пресс-конференции, когда Олег Блохин сказал свою знаменитую фразу, что «мы выйдем с первого места». Помню ключевой матч в «отборе» против Албании на выезде, когда тренер не побоялся поставить Андрея Гусина, находившегося в тот момент без клуба. Его гол позволил Украине сделать важный шаг вперед. А на чемпионате мира Блохин склеил шикарную команду из Гусина, Тимощука, Реброва, Шевченко, менее известных Свидерского и Шелаева.
— При этом случились два разгрома от Испании и Италии…
— Просто Украина не играла с грандами в «отборе», поэтому ей не хватило опыта. А матч 1/8 финала со Швейцарией у меня буквально перед глазами, особенно гол Милевского в послематчевой серии пенальти. Там же была история интересная. На молодежном чемпионате Европы Милевский реализовал 11-метровый «черпачком». И когда готовились к серии пенальти против Швейцарии, Артем сказал: «Я пробью так же». Полкоманды стали говорить ему, что он сумасшедший, чтобы он не смел этого делать, а Блохин и вовсе ушел в раздевалку.
— Везет тому, кто везет.
— Именно. Ну а Италия была не по зубам Украине. Только если бы ей немного повезло. Не умаляя заслуг россиян и не принижая голландцев, украинцам должно было повезти так же, как нам на Евро-2008.
— Какое лично для вас самое яркое событие чемпионата мира 2006 года?
— Выскажу непопулярную точку зрения, у большинства вызывающую звериный оскал, но для меня главный герой — Марко Матерацци. Это великий человек, который на том турнире сделал все для победы своей команды. Он ведь не просто устроил ту историю с Зиданом, он забил в финале, реализовал послематчевый пенальти, а уже потом бегал в клоунской шляпе. Иногда в историю входят не только благодаря финтам и красивым голам.