• Команда Петржелы

    15.07.07 16:01

    Команда Петржелы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Вчера экс-тренер «Зенита» Властимил Петржела встречался со своими поклонниками в книжных магазинах Петербурга, сегодня он посетит матч на «Петровском»

    Самые преданные фанаты Властимила Петржелы готовились его встречать в крупнейшем книжном магазине Петербурга еще в пятницу, 13-го, но по несчаст­ливому стечению обстоятельств самолет из Праги развернули на полпути к Питеру. Возможно, все сложилось к лучшему, так как в субботу в Доме книги собралось в два раза больше народа, чем в пятницу вечером. Самые рьяные поклонники чешского тренера начали подтягиваться в книжный магазин еще с утра, чтобы захватить лучшие места.

    Когда в зал вошел долгожданный гость, защелкали фотоаппараты и по магазину разнеслось: «О-о-о-о, Петржела!!!» Экс-главный тренер «Зенита» прибыл в Петербург на презентацию своей книги «Однажды в России». Но выглядел печальным, если не сказать подавленным. Отвечая на вопросы, брал паузы, надолго задумывался, опускал глаза. Все понятно: несколько часов ожидания в аэропорту, недосыпание. К тому же Властимил скучает по Питеру. Это «его город», «его дом», снова тренировать «Зенит» – «его мечта». Каждое такое признание публика встречала аплодисментами.

    Кто-то из фанатов заметил, что на Петржеле не было зенитовского шарфика – традиционной когда-то детали его гардероба. Недочет был тут же исправлен, шарфик подарили немедленно (восьмой в коллекции). Самые внимательные поздравили тренера с приближающимся днем рождения (20 июля Властимилу стукнет 54) – подарили чашку с портетом Петржелы и подушку ручной работы, которую сшила одна из поклонниц.

    Петржела отвечал на вопросы фанатов 45 минут. Затем пришлось долго раздавать автографы. Вечером процедура по­вторилась в магазине «Буквоед», где также собралось немало почитателей таланта чешского тренера. Сегодня Властимил посетит матч «Зенит» – «Ростов» на «Петровском».

    Куда же еще? Только в Питер!

    Бывший тренер «Зенита» Властимил Петржела в последний раз посетил Петербург ровно год назад, почти день в день. Тогда, впрочем, чех приезжал в Россию с частным визитом – в последний раз бросить взгляд на свою команду, которая совсем скоро до неузнаваемости изменится. С той поры у Властимила в жизни произошло очень многое – и в личном, и в профессиональном плане. Несмотря на его стабильно позитивное отношение ко всему, ясно, что негативного было больше. Из хорошего – новая спутница жизни Мартина и книга «Однажды в России», которую сам Петржела называет «подарком болельщикам». На ее презентацию Власта и прилетел в Питер в пятницу, 13-го. Символику уж лучше пусть каждый ищет сам, а мы вспомним основные события, произошедшие в жизни тренера, которого в России до сих пор не оставляет в покое ни один интернетовский болельщицкий форум.

     

    30 августа 2006 года

    Властимил принял «Сигму» из Оломоуца, которая после четырех туров шла на последнем месте в таблице.

    – Сидение дома стало невыносимым, тянуло на тренерскую скамейку. Негатив, связанный с расставанием с «Зенитом», быстро улетучился. Конечно, предложения были, но все – из западных клубов, я же хотел в Россию. Когда стало совсем невмоготу, дал себя уговорить Иржи Кубичку и взял казавшуюся безнадежной «Сигму», – признался Петржела.

    Кубичек, генеральный менеджер оломоуцкого клуба, как потом рассказывали автору этих строк, всегда жил идеей когда-нибудь пригласить в клуб именно Петржелу. И потому в момент, когда психологическое состояние Власты было близким к критическому, вцепился в него мертвой хваткой. Петржела сдался относительно быстро и принялся за работу едва ли не с остервенением. Получив два болезненных удара в первых матчах (0:3 от «Славии» и 0:2 в Пльзне) при отвратительном судействе, он переломил ситуацию, укрепил малохольную команду, собранную из вчерашних дублеров, бывшими зенитовцами Флахбартом и Гартигом и одержал осенью пять побед, которые, казалось, насовсем отдалили «Сигму» от опасной зоны.

    1 марта 2007 года

    Турция, Белек, отель «Адора». В оломоуцком клубе царит безмятежность. Кубичек юморит вечерами в баре, собирая вокруг благодарных слушателей в лице массажистов, помощников тренера и начальника команды. Разговоры лишь о том, можно ли еще зацепиться за турнир Интертото, о возможном вылете – ни слова. При этом в «Сигме» уже нет всей четверки защитников, что играла осенью: бразильцу Клеберу не продлили срок аренды, опытный стоппер Горачек уехал в Германию, Флахбарт вернулся поближе к дому, в «Яблонец», а Губник оказался в ФК «Москва» за рекордные для чешского футбола деньги (примерно 3,5 млн евро). Угроза надвигалась, но ее словно не хотели замечать. Президент клуба Яромир Гайда в какой-то момент заявил прессе, что лучшего тренера в «Сигме» не было со времен Карела Брюкнера.

    19 мая 2007 года

    Предпоследний тур чешского чемпионата. «Сигма» проигрывает дома «Спарте» – 0:2, но в жизненно важном параллельном матче происходит чудо: уже вылетевший «Словацко» обыгрывает дома главного конкурента команды Петржелы – «Пршибрам», руководство которого, говорят, неделю обрабатывало коллег на предмет, сами понимаете, чего. В «Сигме», понятно, тоже не сидели сложа руки и на ситуацию повлияли: «Словацко» сыграл честно, и Оломоуц остался в высшем классе, одержав весной всего одну победу. С тем составом, который сохранился у Властимила к весне, по-иному и быть не могло.

    Финансовые возможности чешских клубов весьма ограничены, селекционные службы отсутствуют как класс, причем в этом особо далеко не ушла даже «Спарта». Богатые берут тех, кто на виду, бедные – кого получится. Годовой бюджет «Сигмы» – 4–5 млн евро. Одна четверть Анатолия Тимощука.

    Петржела весной не работал, а мучился. Прежнего удовольствия ему работа не доставляла, все чаще Власта вспоминал Петербург, фотографии из которого были развешаны по стенам его кабинета на стадионе. В газетах постоянно приводил в пример Россию и «Зенит». Смысла в сравнении особого не было – так, крик души. Местным это, конечно, нравиться не могло, начался шепот за углом: Петржела оделся так-то, сделал то-то, ходил с той-то. Параллельно вовсю шел разлад с женой Зузаной. 53-летний человек, который должен в своем возрасте вовсю радоваться семейной жизни, оказался фактически без своего очага, что тепличного Властимила выбивало из колеи.

    31 мая 2007 года

    Последний, уже ничего не значащий матч «Сигма» сыграла вничью в Злине, после чего Петржела зашел в раздевалку к футболистам со словами: «Счастливого отпуска. Быть может, мы уже не увидимся».

    Они и не увиделись. Руководство «Сигмы» и так тратило на Властимила сумасшедшие для чешской лиги деньги и понимало: чтобы в следующем сезоне не повторить борьбы за выживание, придется платить и за добротных игроков. Клуб не мог «потянуть» тренера Петржелу, а тот в свою очередь при таком положении вещей не видел смысла работать дальше. К слову, «Сигма» с новым тренером Мартином Пулпитом сейчас усиливается, однако стоимость каждого игрока не переваливает за 150–200 тысяч евро.

    Единственное, чего Власта не понял и не принял, так это странного поведения его друга Иржи Кубичка. Всего каких-то девять месяцев назад тот едва ли не на коленях перед ним стоял, а в последние недели мая словно специально избегал встречи и отводил глаза.

    – Трусливое поведение отравляет больше всего, – говорит Властимил. – Когда-то мы с Иржи играли в одной команде, вместе развлекались, дружили. Весь сезон он говорил мне о дружбе, а в последний момент сделал вид, что меня нет.

    Практически одновременно с окончанием чемпионата и расставанием с «Сигмой» в желтой прессе грянуло интервью с оскорбленной и ослепленной ревностью Зузаной, которая вылила на мужа поток грязи: дескать, Властимил проиграл всю ее жизнь в казино, а Россия отобрала у нее мужа.

    – У меня было ощущение, что кто-то попытался меня добить, – признается Петржела. – Я специально не хотел отвечать ей через прессу, чтобы не кидаться грязным бельем. Странно только, что Зуза не вспомнила обо всех благах, которые она имела благодаря моей работе в «Зените». Я ведь купил ей фитнес-центр, она поменяла пять машин, приобрела квартиру дочке... Потом мы говорили с ней, спустя месяц, когда она отважилась выйти на связь. Говорит, наш общий знакомый, чешский журналист, выдававший себя за друга, спровоцировал ее тем, что рассказал, будто я на каждом углу говорю о ней гадости. Вот Зузана и сорвалась...

    Куда же после всего этого он мог прилететь, как не в Питер? С фирменной улыбкой и неподражаемым русским языком. На вопрос о своем новом месте работы хитро прищурился: «Скоро узнаете». Как будто, собственно, ничего и не случилось...


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»