Эхо скандального матча «Шахтер» – «Динамо», сравнявшего претендентов на чемпионство в таблице, звучит в Киеве и Донецке до сих пор.
Не проходит и дня, чтобы не последовало очередное высказывание на тему судейства 35‑летнего Юрия Вакса (в Киеве уже прозванного «Баксом»), а также взаимных уколов вечных соперников. Например, президент «Шахтера» Ринат Ахметов заявил, что «если у президента киевского клуба возникли претензии к судейству, пусть позвонит своему брату, президенту ФФУ и одновременно владельцу «Динамо», и попросит его организовать нормальный арбитраж». Ответ с динамовской стороны прилетел немедленно – гендиректор Резо Чохонелидзе посоветовал Ахметову извиниться после победы, которую одержал «Шахтер». «Тогда я считал бы, что у них есть совесть», – добавил Чохонелидзе.
Страсти накалились до предела. Все это время говорили многие, а молчал только один человек – куратор судейского корпуса Украины Пьерлуиджи Коллина. Он же – «главный по судейству» в УЕФА. На прошлой неделе Коллина нашел время встретиться с журналистами в Киеве, и, учитывая резонансность обсуждаемых тем, такую возможность упускать было нельзя.
Пьердлуиджи сознательно выстроил свою модель общения с прессой. Он почти никогда не дает эксклюзивных интервью или частных комментариев. Зато встречается с максимально широким кругом журналистов в рамках «пресс-клуба ФФУ». Примерно раз в два месяца. Готовит для таких заседаний видео, объясняет нюансы своей программы подготовки арбитров. На этот раз ноутбук Коллине не понадобился.
К слову об открытости: когда я знакомил коллегу Владислава Батурина, ведущего программы «Свисток» на «НТВ‑Плюс», с итальянцем, Коллина был несколько напряжен нашей идеей поговорить с ним, но успокоился, увидев, что вопросы ему задавать не собираются. Правда,
сказал, что «программу прекрасно знает, смотрит, но уверен, что скоро Роберто Розетти запретит ходить в эфир действующим судьям и вообще “закрутит кран” по теме прямого общения». Так и вышло – и семинары, которые когда-то ввели Сергей Зуев и Валентин Иванов, ушли в прошлое, а судьи и инспекторы стали значительно меньше общаться с прессой. Жаль. Это общение очень помогало журналистам правильно ориентироваться в правилах игры и методике ее судейства. Так что приходится брать курс на Киев…
Зал с трудом вместил всех желающих. Учитывая основную тему разговора, неудивительным выглядел и «донецкий десант», ранее игнорировавший подобные мероприятия. Роль центрфорварда нападения сыграл руководитель ТРК «Футбол» и ведущий программы «Футбольный уик-энд» Александр Денисов. Он был отдельно поприветствован Коллиной – Денисов много и жестко критикует Федерацию футбола, всегда защищает, а иногда даже и агитирует за «Шахтер», а недавно отметился не слишком остроумным роликом про Коллину в эфире, который, правда, сразу же и отозвал назад. «Фланги» прикрывали пресс-атташе «Шахтера» Руслан Мармазов и вице-президент Национальной телерадиовещательной компании Украины Михаил Метревели.
Атака на позиции итальянца началась уже в первом вопросе, который и задал Денисов: был ли Юрий Вакс предвзят по ходу матча? Интересна сама формулировка – до того канал, содержащийся на деньги Рината Ахметова, настаивал на том, что судья все делал правильно, в том числе и удалил с поля на 38‑й минуте киевлянина Дениса Гармаша. В то время, как остальные говорили о некачественном, а не предвзятом судействе.
Это действительно был странный момент – Гармаш получил вторую желтую карточку не пойми за что. Его ударили по голове, на поле вышли врачи, арбитр почему-то дал разрешение начать игру, пока Гармаш (обязанный по правилам покинуть поле) и врач «Динамо» все еще были на поле. Убежавшему в центр поля судье показалось, что Гармаш вернулся в игру без разрешения. Потом, посмотрев повторы, он поменял формулировку нарушения (именно поэтому сейчас против судьи Вакса открыто дисциплинарное расследование). Но хватало в той игре и других – и в частности, в ней отсутствовала одинаковая трактовка эпизодов для двух команд. Например, киевляне Ярмоленко и Идейе получали желтые карточки за попытки удара локтем (в случае Ярмоленко еще неизвестно кто кого бил), а Дарио Срна это прощалось. Оказалось, что «Шахтер» имеет право при стандартах защищаться с помощью рук, укладывая Бетао на газон, а у «Динамо» фиксируется любой фол. В какой-то момент Вакс, видимо, сам понял, что перебрал, и побоялся удалить Алиева, схватившего за шиворот тренера «Шахтера» Спиридона, и Шевченко, ткнувшего мяч в лицо Фернандиньо.
Коллина удар отвел с честью:
– Если ошибка допускается в чемпионатах Англии, Германии или Италии, то я никогда не слышал, чтобы кто-то что-то говорил при этом о предубежденности. А если ошибка происходит на Украине, то сразу задается вопрос: «Есть ли предубежденность?» Честно говоря, не понимаю, почему так. Я живу здесь уже практически два года и часто слышу, как муссируются слухи на эту тему. Но я хочу иметь доказательства! И всегда при этом напоминаю: если кто-то коррумпирован, то есть те, кто коррумпирует. Тогда это не проблема арбитража, это проблема футбола.
Далее итальянец несколько удивил присутствующих:
– За исключением удаления Гармаша, Вакс провел хороший матч – с ошибками, но с ошибками, которые практически неизбежны. Вы много чего понаписали по этому поводу, но поверьте уж, что у меня есть опыт и авторитет для вынесения суждений по игровым эпизодам – думаю, что я кое-чем заслужил такую репутацию в Европе. Повторяю: за исключением той минуты Вакс провел хороший матч. Об ошибке он сожалеет. Потому что он, конечно, испытает ее последствия. Мне тоже жаль – я ему доверил этот матч. Сожалеют и те люди, которые участвовали в этом матче. Сожалеют все.
К слову, завершив разбор судейства Вакса, Коллина тут же отвесил шпильку в адрес канала «Футбол»: «Привлекать в качестве эксперта по судейским вопросам человека, одного из немногих, кого УЕФА отстранила от футбола пожизненно, – это то, чего лично я не понимаю» (речь тут о бывшем украинском арбитре Олеге Орехове, разбиравшем судейство скандальной игры в эфире).
Не приходившие ранее на беседы с Коллиной донецкие журналисты буквально рвались в бой. Следующий вопрос звучал так: «Не кажется ли вам, что корни проблемы украинского судейства лежат в том, что один брат является президентом клуба, а второй брат возглавляет федерацию. Есть ли в Европе аналогичные примеры?»
– Я не эксперт по родственным связям… Могу лишь заметить, что ситуация, когда президент клуба становится главой национальной ассоциации, достаточно распространена. Фурсенко в России, например. Критика, которая строится на родственных связях, существует во всех странах. Меня, с моей позиции, интересует главное – как это сказывается на моей работе. Выбором арбитра занимаюсь только я! Решение о том, кто по концу года будет продолжать судить, тоже принимаю я! Это было тем условием, которое я потребовал перед тем, как подписать контракт. Это мой способ работы. Если нет таких условий, я работать не буду. В тот же день, когда кто-то позволит себе дать мне записку с каким-то предложением, пусть сразу даст мне еще и билет на самолет домой.
У меня ровные отношения со всеми – президентами клубов, журналистами, чиновниками, тренерами. Хочу, чтобы вы поняли: при всем уважении к вам я не собираюсь завоевывать ваше хорошее отношение. Плохо обо мне пишете, хорошо – ваше право, как свободного человека, но на меня и мою работу это не оказывает ни малейшего влияния. В этом заключается моя личная свобода, совершенно бесценная вещь. Сожалею я в одной ситуации – когда вижу, что кто-то начинает в этом сомневаться. Жаль. Ведь это означает, что отсутствует уважение ко мне.
Что касается вашего «конфликта интересов», то в Италии долгое время премьер-министром был владелец футбольного клуба. Вы же не считаете, что у главы национальной ассоциации больший административный ресурс, чем у главы государства?!
Надо отметить, что Коллина обладает потрясающей выдержкой. Кому, как не ему, легче всего было бы вспомнить итальянскую историю, когда Антонио Маттарезе руководил сначала Федерацией футбола, а потом серией А, а его брат Винченцо – клубом «Бари». Можно было вспомнить и о Рикардо Тейшейре, президенте Федерации футбола Бразилии и зяте Авеланжа. И о его родственнике, руководившем «Сантосом». Коллина устоял. Он вообще «мистер корректность» и действительно держит всех журналистов на одной равной дистанции. К слову, в конце «пресс-клуба» он как будто бы обиделся на меня за вопрос: «Не назрело ли применение видеоповторов в футболе, как уже считают Венгер и Моуринью?»
– Вам нужно позвонить в штаб-квартиру УЕФА и записаться ко мне на интервью. Тогда я вам отвечу на все вопросы (смех в зале). Я не шучу. Всем спасибо. До свидания, – с серьезным лицом сказал Коллина. Последние слова итальянец произнес по-русски.
Не исключаю, что Коллина вспомнил, как 10 лет назад мы встречались на семинаре пресс-служб УЕФА. Тогда он собирался рассказывать пресс-атташе федераций и сборных о каких-то нюансах судейства и был очень удивлен, что российский представитель еще и комментирует футбол на ТВ, а к тому же знает, что такое американский футбол, как там работает видеоповтор, и имеет мнение, что его пора вводить и в «игре номер один». Тогда он все превратил в шутку. Но тогда он еще был арбитром. Теперь он чиновник, и от него в том числе зависит развитие вида спорта. Если уж тренеры, такие как Жозе Моуринью, заговорили о необходимости помочь судьям технологически, мне не придется никуда записываться, этот вопрос он снова услышит гораздо скорее, и хорошо, если не от самого Моуринью. Позиция, которую защищают Платини, Блаттер и Коллина, достойна уважения, но количество судейских ошибок растет пропорционально скорости игры, и, скорее всего, сопротивляться прогрессу далее станет невозможным.
P. S. Отдельной строкой Коллина сказал о манере игроков намеренно получать желтые карточки и «обнуляться». Недавно в чемпионате Украины этим занималась «Ворскла».
– После игры «Аякс» – «Реал» я обратился к генеральному секретарю УЕФА с вопросом, уместно ли применить штраф в 20 тыс. евро по отношению к игрокам, сознательно получившим карточки для того, чтобы пропустить шестой матч группового раунда и в плей-офф сыграть «обнуленными», или же дисквалифицировать их. Я получил утвердительный ответ. Если такое произойдет сейчас, то игрок пропустит минимум два тура. Конечно, я внесу предложение, чтобы в украинский регламент были внесены изменения и за сомнительные желтые карточки наказывали продолжительной дисквалификацией. Такое уже есть в Европе, но нет еще на Украине. Так что два матча им обеспечены. А лучше – три.
Не исключено, что скоро примеру Коллины последует и Розетти (часто с ним консультирующийся по самым разным вопросам).
Киев – Москва