За 10 лет российский тренер поработал в девяти странах – Казахстане, Саудовской Аравии, Кувейте, Сербии, Греции, России, Литве, Северной Македонии и Индии. «Мохаммедан» Чернышов возглавил в минувшем мае.
Корреспондент «Спорта День за Днем» поговорил с Чернышовым об индийском футболе, работе в разных странах, комментариях в интернете и предложениях из экзотических стран.
80 тысяч зрителей на футболе в Индии
– Вы себя считаете миссионером футбола?– (Смеется) В моей биографии уже накопилось много стран, в которых я работал. Так сложилось, что приходится путешествовать. Но любой тренер мечтает жить и работать в стране, в которой родился и вырос, где живут близкие и друзья. Но не всегда желания совпадают с возможностями. Я принимаю интересные предложения из других стран, если вижу, что могу подчерпнуть для себя что-то новое. Наверное, да, меня можно назвать миссионером от футбола.
– Миссионерство только в том, что вы несете и пропагандируете футбол в те страны, где, казалось бы, он не столь развит и популярен?
– Знаете, находясь в Европе думаешь, что футбол не развит в азиатских и арабских странах. Да, если сравнить инфраструктуру и стадионы, которые есть в России, с индийскими, то разница большая. Но любовь к футболу, желание детей им заниматься есть во многих странах, о которых бы многие не подумали. В Индии до пандемии стадионы, вмещающие от 30 до 80 тысяч, полностью заполнялись на простых матчах. Народ любит здесь футбол.
Пока да, индийские футболисты не смогут заиграть в Европе. Но когда-то мало кто мог представить, что южнокорейские и японские игроки станут ведущими в топ-лигах. Это вопрос развития футбола. В «Мохаммедане» созданы прекрасные условия. Такие, которыми не каждый европейский клуб сможет похвастаться.
– Вы революционер футбола с точки зрения тренерской работы? Или вассал футбола? Индийскому футболу нужна тренерская революция, чтобы сборная попала на чемпионат мира, а футболисты играли в Европе? Или консервативное служение игре?
– В футболе нельзя оставаться консервативным человеком. Если ты не будешь меняться вместе с футболом, принимать требования, то останешься с прошлыми идеями. Я много раз анализировал работу Лобановского и Фергюсона. Почему они были многие годы оставались востребованными, актуальными и давали результат? Потому, что менялись. Начинали с одних требований футбола, потом брали новые веяния и совершенствовали их.
Я хочу видеть в своей команде все то, что есть в современном европейском футболе. Но нужно учитывать уровень мастерства своих футболистов. Понять, могут ли они выполнить требования и показать ту игру, которую хочешь видеть. Нужно к этому стремиться. Если ты пользуешься старыми методиками, то не будешь интересен руководителям клубов.
Проблемы индийских футболистов
– А индийские игроки готовы к революциям в футбольном подходе? Смогут быстро принять новые требования?– Они очень трудолюбивые. Готовы очень долго и усердно работать на тренировках. Никогда не жалуется. Это очень радует, ведь мне есть с кем сравнить. Если говорить о развитии, то сейчас в Индии работают много испанских тренеров… Хотя я несогласен с этой тенденцией. Руководители клубов думают: «Есть Гвардиола, который поставил прекрасный футбол. Значит, пригласив испанца, мы получим топового специалиста». Есть такой стереотип.
На первом этапе моим футболистам было сложновато объяснить, в какой футбол нужно играть. Они старались действовать попроще.
– Почему?
– По всей видимости, с ними долгое время работали тренеры, которые предъявляли простые требования. Да, нелегко, но есть позитивные изменения. Специалисты и пресса отмечают, что «Мохаммедан» заиграл в другой и интересный футбол.
– Я правильно понял, что они воспринимают новую информацию и требования не так быстро, как вам хочется?
– Да. Сложно. Ведь у них очень слабая подготовка на детско-юношеском уровне. В фундаментальном подготовке, технике обращения с мячом. Была большая проблема. Только сейчас начинают открывать академии.
– А тактически?
– С этим тоже большие проблемы. В той же Сербии и Македонии я получил более или менее подготовленных игроков в тактическом и техническом аспектах, то здесь многие фундаментальные вещи нужно объяснять. Будто только они записались в секцию, слышат первые слова о футболе.
– Вы как детский тренер?
– В каком-то смысле – да. Мне казалось, что многие вещи должны были объяснить в школах, но многое они не знают. Это занимает достаточное время, которое можно было бы посвятить другим аспектам подготовки.
Алкоголь? Если есть возможность расслабиться после победы, то почему нет?
– Что им дается сложней – тактические аспекты или технические?
– Когда у футболиста плохая школа, то все аспекты даются сложно (смеется). Им легче преодолевать больше физические нагрузки. Готовы долго бегать. Но задача тренера – не просто сказать, и игроки сразу выполнят, а порой повторить и пять, и десять раз, чтобы получилось. Легче всего сказать: «Я – хороший тренер, это они ничего не умеют». Сложнее обучить. Радует, что игроки начинают понимать требования, выполнять, прогресс есть.
– Но в России тренеры повторяют что-то вроде: «Мы работаем в профессиональном клубе, я здесь не для того, чтобы учить футболистов. Учить должны школах».
– Так не работает. Посмотрите, где работают российские тренеры, в каких странах востребованы, если они так говорят. Посмотрите на результаты в еврокубках и уровень чемпионата. Гвардиола пришел в «Манчестер Сити». Команда играла в другом стиле. Он ведь не сказал, что они должны с одного щелчка принять иные требования. Ему потребовалось время для изменения стиля. Самое простое – это сказать, и ничего не сделать.
Многие думают, что футболистам «Реала» или «Баварии» не нужен тренер. Это не так. Гвардиола часто на тренировках показывает игрокам, как надо ногу поставить, как и куда отдать пас и т.д. Флик показывал Алабе, человеку, который, казалось, все умеет, как правильно принимать мяч, чтобы сходу быть готовым к атакующим действиям.
Неважно, сколько футболисты лет, 20, 25, 35, всегда есть аспекты, которым нужно и можно обучить.
– Уровень игроков «Мохаммедана» — это ФНЛ, ФНЛ-2?
– Лучше сравнить, когда команды сыграют друг с другом. Только тогда можно говорить об уровне. И то, это не всегда будет объективно.
– Они трудолюбивые. А как дела с режимом?
– Нарушений я не видел. Но дело в том, что мы живем в гостинице. Получаются долгосрочные сборы. Футболисты все время находятся под контролем. В любой команде есть нарушения. У нас – только связанные с опозданиями.
– Неужели не пили на праздновании победы в чемпионате штата?
– Не видел, что они позволяли себе. Я сидел немножко в сторонке от команды — с тренерами и руководством, и не всматривался, кто из ребят что заказывает. Они знали, что будет два дня выходных, и, наверное, могли себе позволить выпить пива или вина. Я не вижу в этом проблемы. Они это заслужили. С моей стороны не было ограничений. Никогда не слежу за такими вещами. Если есть возможность расслабиться, то почему нет? Позже я ушел, а команда осталась. Это их право, время, победа. Я всегда говорил, что нужно ценить этот миг, наслаждаться им. К победам ведет большой и тяжелый путь, поэтому после них нужно выплескивать все эмоции, позволить себе радоваться искренне, на полную катушку.
Готов стать Фергюсоном для «Мохаммедана»
– В Индии играли Дель Пьеро и Трезеге. Огромные зарплаты только у легионеров?– Одно время футболисты с именем подписывали краткосрочные контракты с большими зарплатами. Тогда в Индии хотели привлечь внимание к футболу. Сейчас от этого отказались. Берут молодых легионеров, которые будут играть дольше. В клубах разные бюджеты. Как и в России — есть «Зенит», есть «Уфа».
– А в «Мохаммедане»?
– Честно, я не спрашивал об этом руководство.
– Допустим, вам клуб может пригласить Александра Кокорина. Руководители спрашивают ваше мнение. Дадите добро на трансфер?
– Конечно. Кокорин – футболист серьезного уровня. С ним интересно работать. Никаких вопросов. У любого игрока бывают сложные моменты в карьере. К любому футболисту можно найти подход. Главное, чтобы были нужные качества. И у Кокорина они есть.
– Предложите руководству пригласить Кокорина?
– На сегодняшний день это сложно осуществить. Сейчас в Индии, в целом, нет таких финансовых возможностей. Деньги стали считать. Но лет пять-семь назад ему могли заплатить за три месяца годовую зарплату «Фиорентины».
– Вы готовы стать для «Мохаммедана» Алексом Фергюсоном, если вам предложат контракт на 15 лет? Или продолжите футбольное миссионерство?
– Знаете, я уже привык ничему не удивляться. Приведу пример. Мой любимый тренер, Ивица Осим, долгое время возглавлял «Железничар»; сборную Югославии, которая здорово сыграла на чемпионате мира 1990 года, вывел сборную на чемпионат Европу, на который команду не взяли по политическим моментам. Дважды взял Кубок Греции с «Панатинаикосом». Серьезный европейский тренер. Но потом оказался в скромном «Штурме». Все говорили, что он пришел на короткое время, и вскоре уйдет в клуб побольше. Говорили, «Штурм» – не его уровень. Но он остался в нем почти на 10 лет.
Меня устраивает отношение ко мне, условия, которые создали для команды. Устраивает жизнь в Индии. Если последует такое предложение, то я подумаю.
Негативные комментарии и предложение от сборной Белиза
– Вы читаете комментарии о себе на российских спортивных сайтах? Одни пишут что-то вроде: «Чернышов докатился до Индии», другие хвалят за смелость и желание работать: «Молодец, не ждет предложений из России, не сидит на месте». Как к этому относитесь– Нет. Я уважаю мнение болельщиков. Каждый вправе высказываться. Я не вижу смысла просто читать. Если бы я мог дискутировать, объяснять, отстаивать точку зрения, то это другое дело. Но зачем просто читать комментарии? Допустим, есть хороший отзыв. Что, я буду после этого восторгаться, думать о том, какой я молодец? Или, если пишут «Да что он там выиграл?! В Индии какой-то», я что, буду ходить расстраиваться, думать, почему о мне так думают?
Для меня важен другой критерий.
– Какой?
– То, как прогрессируют мои футболисты. Да, может, в моей карьере не было громких побед, но я вижу, где играют футболисты, с которыми я работал. Я приложил руку к тому, что они играют в ведущих командах разных лиг. И это приятно. Может, надеюсь, я когда-нибудь буду тренировать команду, которая будет бороться за престижные титулы, победу в сильном чемпионате. Если я достигну результата с сильной командой, то да – я хороший тренер. Если с командой, претендующей на высокие места, не получится, то покопаюсь в себе. Но в предыдущих клубах я выжимал максимум.
– Неужели вы не устали от частых переездов и ритма карьеры? Не хочется остаться где-то подольше?
– Да, в какой-то момент задумывался на эту тему. Переезды, новые страны, менталитет, команды… Конечно, от этого порой устаешь. Конечно, хотелось бы стабильности и работы в долгосрочном проекте. Но вы видите, что часто тренеров снимают и через несколько месяцев работы. После побед. Порой меняются собственники, менеджмент, который хочет поменять людей. Сейчас нет той стабильности в тренерской работе, которая была раньше.
– У вас дома висит дома карта, на которой обозначили булавками страны, в которых работали?
– Пока я не дошел до этого. Может, позже, когда стану старше, и сяду за написание мемуаров. Сделаю карту, да. Наверное, это будет интересно.
– Наметите точки, в которых не было. Будете стремится к этим странам.
– Может, да. И рассматривать предложения из этих стран.
– Три года назад мы сделали большое интервью. Вы сказали, что самое экзотичное предложение получили из гамбийского клуба. Но оказались, несмотря на хороший контракт. То предложение – и сейчас самое экзотичное?
– Был разговор о работе со сборной Белиза. Тогда я работал в Сербии. Посмотрел предложение… Конечно, прекрасная страна, но финансовые условия контракта были не самыми лучшими.
– Неужели вас не соблазнили Карибское море и Золотой Кубок КОНКАКАФ?
– Да, страна великолепная. Но я посчитал, что при работе со сборной должны быть иные финансовые условия. Не сошлись с ними. Этот вариант сопоставим с предложением из Гамбии.
– а Гус Худдинк работал со сборной Кюрасао.
– (смеется). Думаю, что Гус Иванович получил достаточно большое вознаграждение. Если бы меня устроили финансовые условия, то я бы с радостью поехал в этот регион.
Источник фото: Архив Андрея Чернышова.
Читайте также
Сборная России экстренно собралась в Москве. От клубов РПЛ приехали еще по два тренера. Что происходит?