• Когда дублеры смогут сыграть лучше ветеранов?

    Скаутинг

    15.03.13 15:55

    Когда дублеры смогут сыграть лучше ветеранов? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Сколько еще ждать момента, когда наконец вместе с приезжими звездами в «Зените» будут солировать воспитанники питерского футбола? Так уж не прав Лучано Спаллетти, отказывая им в доверии? В каком возрасте можно разглядеть нового Денисова и Кержакова? «Спорт День за Днем» решил предложить читателям принципиально новый подход и самостоятельно поискать ответы на эти вопросы. Для этого ваш корреспондент отправился во Дворец спортивных игр на улице Бутлерова, где зенитовская академия организовала представительный международный турнир. Символично, что он получил имя Юрия Андреевича Морозова, давшего путевку в большой футбол десяткам неизвестных мальчишек.

    В течение двух дней автор наблюдал за баталиями юношей 1998 года рождения и максимально тщательно пытался найти у них задатки будущих звездочек. Среди участников кроме формальных хозяев были их земляки из СДЮШОР «Зенит», воспитанники академий киевского и московского «Динамо», «Локомотива», академий «Краснодара», Тольятти и астраханского «Волгаря-Газпрома».

    Для начала мы предложили высказаться людям, которые ежедневно работают с молодыми игроками.

    Тренер Академии имени Коноплева Олег Скоробогатый: «Дзагоев выделялся лидерскими качествами»

    Первым собеседником стал тренер альма-матер столичного армейца Алана Дзагоева.

    — В раннем возрасте за юношами уже активно наблюдают селекционеры профессиональных команд. Это положительно сказывается на мотивации ваших воспитанников?
    — Думаю, чем меньше мальчишки знают об интересе к ним, тем лучше. Во-первых, они начинают раньше времени думать о профессиональной карьере и потому есть возможность что-то упустить в развитии. Кроме того, это не нужно по педагогическим соображениям. Юноши, как правило, очень своеобразно относятся к успехам. А узнать, что на тебя положила глаз именитая команда, это, конечно, успех. Но он может привести и к проблемам в поведении, и к снижению требовательности. Что, повторю, сразу же отразится на футбольном развитии. Так что если есть возможность воспитанников оградить от подобной информации, стараемся это делать.

    — Отсутствие профессиональной команды премьер-лиги — проблема для развития футболистов вашей академии?
    — По большому счету да. Во всех смыслах лучше, когда ребята имеют перед глазами ориентир, куда надо стремиться. К тому же и связь академии с главной командой была бы более тесной, ее тренеры имели бы полное представление о возможностях и особенностях воспитанников. Что помогло бы им более плавно переходить из юношеского футбола во взрослый. Впрочем, наша «Академия», выступавшая во второй лиге, тоже была подспорьем для этого.

    — Разделяется ли интерес к воспитанникам вашей академии по географическому признаку?
    — Нет. Конечно, у селекционеров из Самарской области ребята постоянно перед глазами. Но интересуются ими абсолютно из всех регионов, где есть профессиональные клубы. Москва с Питером тоже активны. Достаточно напомнить, что полузащитник ЦСКА Алан Дзагоев на сегодня самый известный наш воспитанник.

    — Дзагоев выделялся на подобных турнирах в 14–15 лет?
    — Да, Алан уже тогда обращал на себя внимание. Причем даже не мастерством, а лидерскими качествами, что позволяло ему быть на виду и показывать себя со всех сторон.

    — В вашей академии теперь не работают иностранцы. Все необходимое уже у них переняли?
    — На мой взгляд, никакой Америки они для нас не открыли. Не видел, чтобы они делали что-то такое, к чему мы не могли бы прийти самостоятельно. Поэтому можем хорошо работать и без иностранных коллег. Хотя справедливости ради отмечу, что в одном аспекте они нам перестроиться помогли. Теперь мы до 15 лет делаем акцент на развитии технических навыков, а физической подготовке не уделяем большого внимания, как раньше. Для нее приходит время в последние годы обучения.

    Тренер академии «Зенита» Дмитрий Поляков: «Футболист не должен бояться зрителей»

    — На юношеских турнирах часто играют два тайма по сорок минут. Чем полезны матчи в укороченном формате?
    — В первую очередь они предъявляют более высокие требования к ответственности. Ребята понимают, что такого запаса времени, к которому они привыкли, не будет, поэтому цена ошибок возрастает. Такие ситуации учат играть более аккуратно. Еще отмечу необходимость проводить несколько матчей за день. Понятно, что в третьей игре сказывается усталость, но именно на ее фоне важно посмотреть, насколько правильно действуют футболисты, достаточно ли они внимательны, оценить их тактическую выучку. Как бы тяжело ни было, голова должна работать всегда.

    — Это качество тренируется или оно в большей степени врожденное?
    — Тренируется. Конечно, у кого-то видно преимущество, но развить эти способности можно. В том числе и с помощью таких турниров.

    — Насколько внимательно за воспитанниками такого возраста следят руководители академии и тренеры молодежной команды?
    — На любых турнирах следят внимательно, на международных особенно. В Петербурге на каждой игре в полном составе присутствовали селекционеры нашей академии, часто приезжали и ее руководители, и тренеры «молодежки».

    — Это становится проблемой для тренеров? Ведь внимание может сковывать молодых футболистов.
    — Так ставить вопрос нельзя. Воспитанники академии должны к этому привыкать. В этом возрасте уж точно. Надо уметь играть в любых условиях — справляться не только с противодействием соперников, но и с психологическим давлением из-за того, что тебя оценивают, и с тысячами зрителей на трибунах. Эти факторы не должны сказываться на игре.

    — Какие цели вы преследуете, меняя игрокам позицию по ходу игры?
    — Чаще всего это происходит по ситуации. Бывает, полузащитников отправляем в нападение или наоборот. Иногда это связано с желанием посмотреть, как игрок проявит себя на другой позиции. Но такое происходит редко. Обычно в 15 лет футболисты уже постоянно выступают в тех амплуа, где, по нашему мнению, они смогут лучше раскрыться. Изменения происходят лишь в тех случаях, когда кто-то развивается не так, как мы от него ждем. Тогда ищем для него другое место на поле. Но все-таки в таком возрасте это исключения.

    — Кто принимает эти решения? Тренеры конкретной команды вместе с футболистами или директор академии?
    — Такие вопросы мы всегда обсуждаем с директором академии вместе и принимаем решения.

    — Тренер молодежной коман­ ды принимает участие в обсужде­ниях?
    — По нашему возрасту — нет. Их внимание больше направлено на 16–17-летних ребят.

    — Каков критерий успешности развития молодых футболистов?
    — Все в совокупности. Это и товарищеские матчи, и подобные этому представительские турниры, и обязательно — успеваемость их в ежедневном тренировочном процессе. У нас записываются абсолютно все матчи, которые мы внимательно анализируем и делаем выводы. Каждую неделю в академии проходит тренерский совет, где и обсуждаем темпы развития воспитанников.

    Тренер академии «Краснодара» Артур Оленин: «У футбола нет конкурентов»

    О кузнице кадров для молодого краснодарского клуба доводилось слышать исключительно восторженные отзывы. Тем интереснее было поговорить с тем, кто готовит смену для «быков». Ведь владелец «Краснодара» Сергей Галицкий уверен, что со временем главные роли в его команде будут заняты своими воспитанниками.

    — Как в «Краснодаре» относятся к симпатиям воспитанников к другим клубам, если кто-то говорит, что мечтает играть, например, в «Зените» или в «Манчестер Юнайтед»?
    — Запретов на симпатии у нас нет. Ребята могут открыто высказывать свои карьерные мечты и пожелания. Но в то же время вопросам принадлежности к цветам нашего клуба мы уделяем огромное внимание. Как только мальчишка попадает в академию «Краснодара», ему с первого дня прививаются любовь и патриотизм к нашим цветам. Про тренеров академии и других сотрудников клуба могу сказать: все гордятся тем, что работают в «Краснодаре», и хотят свою карьеру связать именно с ним.

    — Насколько внимательно за игрой и результатами ваших подопечных на международных турнирах следят президент клуба и тренер главной команды?
    — Они всегда наблюдают за ребятами очень заинтересованно. Мы и работаем для того, чтобы интерес к воспитанникам у руководства был как можно выше. Но вот по поводу оценки их перспектив в главной команде говорить рано. В 14–15 лет воспитанники еще только на пути туда.

    — В отличие от северных регионов, краснодарские футбольные школы и академии не имеют в конкурентах лыжи, биатлон, коньки, хоккей. Зато в Краснодаре есть профессиональные команды высокого уровня и в баскетболе, и в волейболе, и в гандболе. Их статус в своих соревнованиях намного выше, чем у футбольных команд города. Насколько другие игровые виды спорта привлекательны для детей по сравнению с футболом?
    — Такой проблемы нет. У нашего клуба большой штат селекционеров, академия «Краснодара» имеет 28 филиалов. И готовить детей для футбола начинают уже с 6 лет. Поэтому мальчишек для нашего вида спорта в регионе хватит, как бы другие виды ни были успешны. Главный конкурент для футбола вовсе не они. Что? Компьютеры!

    Тренер Академии московского «Динамо» имени Льва Яшина Александр Точилин: «В главной команде игроков переучивают»

    Двукратный бронзовый призер чемпионата России и обладатель Кубка страны привез на турнир в Петербург воспитанников Академии имени Льва Яшина.

    — Ваши воспитанники отождествляют себя именно с «Динамо», мечтают играть в нем или же нацелены просто попасть в большой футбол?
    — Тема патриотизма сейчас уже неактуальна. Привязанность к одному клубу встречается очень редко. В Питере для патриотизма есть основания — все-таки «Зенит» единственная команда высокого уровня, и логично, что мальчишки свою будущую карьеру ассоциируют именно с ним. В Москве же ситуация другая — частенько бывает, что человек оканчивает академию «Динамо» и оказывается, что он всю жизнь болел за «Спартак».

    — Насколько жесткая идет в Москве борьба за таланты? Переманивают ли академии воспитанников друг у друга?
    — Такое может быть, если мальчишка в раннем возрасте выделяется очень уж заметно. А когда ребята уже вплотную подошли к большому футболу, в 15–16 лет, уже нет. Ведь в этом возрасте у них заключены профессиональные контракты, и первоочередные права на них — у клуба той академии, где они занимаются.

    — Есть ли у «Динамо» проблема перехода молодых игроков в большой футбол?
    — Есть. Дело в том, что плотного контакта между академией и главной командой нет. Почему? Нашей академией руководит испанец, соответственно за основу взят испанский стиль. Не будет преувеличением сказать, что нашим ребятам прививаются принципы игры, как у «Барселоны». Но у Петреску требования совершенно другие. И то же самое было при многих других тренерах «Динамо». В итоге, попадая в главную команду, собственным воспитанникам приходится переучиваться. Что сильно осложняет и тормозит их адаптацию во взрослом футболе.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»