«Спорт» начинает серию материалов об иностранных футболистах в высшем дивизионе чемпионатов России. Первый посвящен легионерам из Бразилии.
За тридевять земель
Бразильский футболист – такой же неотъемлемый атрибут нашего футбола нового времени, как тренер-легионер, ФК «Москва», красавец-стадион в Черкизове или фамилия на майке игрока. Еще двенадцать лет назад мы и представить себе не могли подобных вещей, зато сегодня едва ли хватит фантазии, чтобы вообразить, скажем, группу атаки ЦСКА без единого «кудесника мяча». Около семи десятков игроков из Бразилии оставили за эти годы следы на российских полях в матчах высшей и премьер-лиги, около двух десятков команд элиты в той или иной степени обращались к услугам «наследников Пеле». Впечатляющие цифры. Для полноты картины осталось дождаться, когда в России дебютирует бразильский вратарь!..
От ручейка к потоку
В Советском Союзе бразильцев не было. Вернее, были, но «собственного разлива»: из Тбилиси или иных городов юга страны. Распад державы привел к тому, что большинства из них мы лишились, а потом недавние соседи перестали поставлять нам ярких мастеров по причине деградации собственных школ. Зато для отечественных клубов открылись зарубежные рынки, в том числе всегда богатый выбором бразильский.
Тамошний футбол ориентирован на продажу рабочей силы – это известный факт, это подчеркнул в интервью и эксперт «Спорта» Александр Тарханов, изучивший южноамериканский рынок, кажется, вдоль и поперек.
Однако пионером миграционного движения бразильцев в Россию стал все-таки не нынешний тренер литовской «Ветры», а знаменитый Борман – работавший в 90-е в Нижнем Новгороде Валерий Овчинников. Именно он отыскал для своего «Локомотива» полузащитника Андре да Силву и нападающего Марио Жуниора. Как и где проходил этот поиск – загадка, но на первом же шаге к Бразилии наш человек, вне всякого сомнения, оступился. Новичков нижегородского «Локо», хотя те почти с ходу и забили по голу, быстро и по справедливости окрестили «пляжниками», и о дальнейшем их пребывании в большом футболе ничего не известно. Говорят, один из них якобы занялся какой-то другой деятельностью на просторах России.
Тем не менее начало было положено. Со временем образовался ручеек, а теперь премьер-лигу и вовсе «затопило» мастерами из Южной Америки в целом и воспитанниками бразильского футбола в частности (поворотным стал 2003 год). И это вполне объяснимо: если родиной «игры миллионов» считается Англия, то место ее нынешней «прописки», несомненно, в стране пентакампеонов.
Звезды как исключение
Что дали бразильцы нашему футболу и каким оказался процент попадания наших селекционеров? Ответ на первый вопрос однозначно положительный. Именно легионеры внесли решающий вклад в победу армейцев в Кубке УЕФА (вспомним хотя бы хет-трик из голевых передач Даниэля Карвалью в финале). Они добавили премьер-лиге не только экзотики и класса, но в определенной мере поменяли само восприятие игры и работы футболиста на поле.
Рассуждая о селекции, снова стоит обратиться к словам Тарханова. Тренер подчеркивает важный момент: бразильцу несложно адаптироваться даже к суровой России, так как он изначально ориентирован на отъезд и зарабатывание денег. Исключение составляют лишь звезды, привыкшие к комфорту дома или в Европе.
Однако статистика показывает, что не так уж много бразильцев отыграли в России хотя бы пару полных сезонов. Селекция зачастую велась наугад, без четкого понимания, с какой целью приобретается игрок, какова будет его роль на поле. Одним легионерам явно недоставало умения (все-таки разница в уровне чемпионатов не столь велика, чтобы на виду в премьер-лиге был совсем уж безвестный в Бразилии футболист), другим не хватало терпения и доверия тренера, дабы заиграть в свою силу. Третьи же и впрямь не были готовы самоутверждаться за тридевять земель от дома.
В результате образовался длинный список квалифицированных игроков, не оцененных по-настоящему в России: Алберто, Жулио Сезар, Алоизиу, Жан Карлос, Рикардо Бовиу, Леонидас, Катанья, Жорже Вагнер, Рафаэл Шмитц, Роберт, Жорже Луиз. Некоторые из них успешно выступали за европейские клубы до приезда к нам. Кто-то, наоборот, прижился в Европе лишь после отъезда из нашего чемпионата.
Сюда же стоит добавить сверкнувшего в Лиге чемпионов экс-спартаковца Маркао и выступавшего за два столичных клуба Лиму, чей отъезд из России вышел скандальным, а возвращение абсолютно пустым.
Таким образом, из крупных фигур значимую роль в российских командах сумели получить только трое: бывший игрок сборной Жозе Соуза, «новый португалец» Дерлей, да выуженный «Спартаком» из Италии Моцарт.
Малыш-рекордсмен
Как ни крути, заманить в нашу премьер-лигу не расплескавших кураж бразильских звезд в ближайшей перспективе едва ли реально. По крайней мере до тех пор, пока климат в Испании и Италии не приблизится к российскому, а в России с осени до весны загорать можно будет не только в солярии.
Думается, оптимальный для отечественных грандов вариант селекционной работы на бразильском рынке выбрал ЦСКА, сделавший ставку на молодых и амбициозных игроков. По тому же пути пошел ряд других клубов – в целом одного с армейцами уровня. Например, голландский ПСВ и португальский «Порту» получили хорошие результаты.
Именно ЦСКА, выигравший в 2005 году Кубок УЕФА, у нас сегодня ассоциируется с бразильским футболом.
А между тем наибольшее число легионеров из этой страны выступало в московском «Спартаке» и «Крыльях Советов». Только вот красно-белые, словно в противовес главному конкуренту, вошли (уместнее сказать, вляпались) в историю совсем иными именами – Андре Диас, Руссо, Марсело Силва, Пениче, Луизао…
Наверняка для большого числа болельщиков станет откровением, что рекордсменом по числу матчей в России среди бразильцев является подзабытый уже экс-полузащитник «Алании» Пауло Эмилио, который позже успел поиграть и в первом российском дивизионе. Диспетчер-малыш (чуть выше 160 см) за пять лет во владикавказской команде провел около 120 игр. В наступающем сезоне его мог бы обогнать защитник «Рубина» Калисто, да тяжелая травма вывела его из строя на полгода. А вот среди голеадоров шестой год лидирует экс-спартаковец Робсон.
Главный тренер литовской «Ветры» Александр Тарханов:
Бразильцев с детства приучают к труду
– За вами закрепилась слава главного специалиста по бразильскому рынку. Как получилось, что вы так крепко связаны с футболом этой страны?
– Мне всегда нравился ее футбол, и на мировых первенствах я болел за их сборную. Бразильские команды показывают зрелищный футбол, а игроки подкупают великолепной техникой и высоким игровым интеллектом. Как только появилась возможность, стал приглашать их в свои команды.– Трудно было пробиваться на неизведанный рынок?
– Я бы не сказал, что были какие-то сложности. Благодаря наработанным связям просто ездил туда, просматривал кандидатов и приобретал понравившихся. В селекции же надо обращать внимание не только на чисто футбольные качества, но и на другие моменты. Например, готов ли игрок психологически к переезду в Россию.– Чем бразильцы по менталитету отличаются от российских футболистов?
– Бразильцы – профессионалы, они очень внимательно относятся к режиму. Как правило, не пьют даже пиво, предпочитая минеральную воду или кока-колу. Их с детства приучают много работать и, как сказал мне один местный специалист, тренируют так, чтобы сил хватало на девяносто минут основного времени, а потом и еще на сорок. Впрочем, в каких-то моментах наши и бразильцы близки друг к другу. Несмотря на профессиональное отношение к делу, у легионеров из Бразилии иногда проявляется разгильдяйство. В таких ситуациях необходимо проявлять строгость, иначе ребята слишком расслабятся.– Сложно заманить бразильца в Россию или все упирается только в денежный вопрос?
– Раньше было сложнее. А сейчас игроки в Россию едут в большом количестве, причем хорошего уровня.– Кто был самым высококлассным игроком из тех бразильцев, с которыми вы работали?
– Полузащитник Соуза, игравший у меня в «Крыльях Советов». Он в свое время входил в сборную, был двухкратным чемпионом страны. Уровень Соузы очень высок. Кстати, вспоминается одна забавная история, связанная с ним. Как-то во время предсезонки в Кисловодске команда проводила кроссовую подготовку аэробной направленности, и я спросил у Соузы, как ему нагрузки. «Долго… Мы в Бразилии больше двух кругов и не бегаем!» – последовал ответ (смеется).– Попадались ли вам нетипичные бразильцы, отличавшиеся от своих соотечественников?
– Пожалуй, можно назвать Самарони. Он очень быстро адаптировался здесь, легко вписался в коллектив. Это очень порядочный и ответ-ственный человек.– Нередко случается, что сильный футболист из Бразилии не может проявить себя в России, зато вроде бы менее способный хорошо приживается...
– Наверное, дело в том, что у нас еще нет того сервиса и комфорта, к которому привыкли лучшие бразильские игроки. На родине эти ребята избалованы вниманием, поэтому, кстати, и предпочитают отправляться в Европу. Те же, кто не обладает подобным звездным статусом, относятся к окружающим условиям проще. Им легче найти себя в нашем футболе.– В целом бразильцы не без сложностей адаптируются к России?
– Как показывает жизнь, это происходит относительно легко – что в России, что в остальной Европе. Бразильцы изначально готовы к этому. Другим представителям Южной Америки приходится куда сложнее.– На что бразильские футболисты чаще всего жалуются в быту, к чему тяжелее всего привыкают?
– Есть свои особенности, касающиеся питания. В Бразилии они привыкли к иному рациону, больше употребляют фруктов и мясных продуктов. Например, по субботам едят фежуаду – то есть свинину, которую там готовят не так, как у нас. А вот житейские вопросы, пожалуй, не столь важны, ведь у себя на родине не все живут в отдельных домах. К нам едут и себя показать, и денег заработать.– В России выступало около семи десятков бразильцев. Такой повышенный спрос на них оправдан?
– Это вполне естественно, ведь и в Европе доминируют футболисты из этой страны. Бразильский рынок очень заманчив, интерес со стороны агентов и клубов к нему огромен.– Какой бы вы могли дать совет тренерам, которые впервые в своей практике столкнулись с игроками из Бразилии?
– Откровенно говоря, я не сторонник приглашения в команду большого количества футболистов из одной страны. Они установят свой микроклимат, и это может негативным образом сказаться на команде. Наглядный пример – динамовские португальцы. В этом плане приятным исключением можно назвать только ЦСКА. Очевидно, сказывается педагогическое мастерство Валерия Газзаева, который не дает бразильцам поставить себя над коллективом. Игроки понимают, что при неадекватном поведении будут наказаны. Да и вызов в сборную – дополнительная ответственность и мотивация для армейцев.