После того как дебаты относительно новой хоккейной лиги улеглись, имеется возможность осмыслить произошедшее. «Спорт» продолжает читать новый проект регламента (первое чтение можно найти здесь), расставлять точки над i, определять изменения, которые ждут наш хоккей, находить положительные стороны и высказывать свои но.
Гагарин Кап
Да: России непременно нужен был свой Кубок Стэнли. До сих пор комментаторам, да и самим участникам турнира приходилось все время изворачиваться, пытаясь словами выразить, за что, собственно, идет борьба. На практике, действительно, за Кубок — вот он стоит, поблескивает на подиуме, но кроме того что он красивый, смысла в нем нет. Формулировка «стали победителями плей-офф» выглядит слишком громоздко. Золото, серебро и бронзу лучше разыгрывать на «гладкой» дистанции — так нагляднее. Зато теперь в России будет свой святой Грааль. Кубок Гагарина — это звучит гордо. В конце концов лорд Стэнли оф Престон всего лишь пожертвовал старую чашу во имя хоккея и явно уступает в известности первому человеку в космосе.
Но: Пока непонятно, при чем здесь космос? Если название придумано с позиций национальных ценностей «космос — балет — хоккей», то имеет смысл вручать самому импозантному игроку лиги приз имени Нижинского. Сейчас подобное название трофея выглядит не серьезнее шуточной легенды, которая гласит, что Юрий Гагарин был на самом деле просто Гариным и получил свою громкую фамилию просто потому, что в юности заикался. Другими словами, чтобы дать достойный ответ Америке, Кубок Гагарина должен обрасти легендами. А это уже работа PR-отдела лиги.
Имя им легион
Да: КХЛ собирается поступить с легионерами не по закону, но по-людски. Вроде как жесткий ценз на иностранных вратарей и легионеров мы оставляем, как гласит хоккейный закон сезона-2008/2009 на данный момент, но драконовских мер не будет: Еремеев, Мезин, Трощинский, Шахрайчук и иже с ними останутся нашими. Прочих легионеров можно иметь до четырех заявленных на матч человек, но вратаря только одного. И что интересно: иностранец не имеет права выступать за фарм-клуб. Это сильный ответ тем, кто уверял, что легионеры мешают росту юного поколения. Тут надо отметить, что составители регламента испытывали мощное давление со стороны президента ФХР, стоявшего в отношении чужеземцев на своих прежних позициях. Итог — в некотором роде компромисс.
Но: Некоторые вообще не понимают смысла ограничений на легионеров. Если легионер стоит дешевле, а играет красивее и полезнее, у генеральных менеджеров остаются только патриотические или личные финансовые причины выбирать более дорогое. В вопросе о лимите на легионеров есть еще один казус. Если КХЛ объявила себя интернациональной лигой, то понятие «иностранец» вообще теряет хоккейный смысл. Правила должны быть едиными для всех. В связи с перспективой глобального расширения на Запад возникает перспектива в будущем отделять шведов от финнов, чехов от словаков, немцев от канадцев и так далее. Перефразируя выражение профессора-филолога Бузыкина из «Осеннего марафона»: «Такой регламент не объединяет, а разъединяет нации».
Всем до звезды
Да: Глупо и даже негуманно запрещать людям покупать дорогие подарки, если они того хотят. Зрители тоже жаждут видеть на льду как можно большее количество заморских звезд. И КХЛ отнеслась к тем, кто хочет мир посмотреть, и к тем, кто хочет себя показать, с пониманием. В регламенте отдельно прописана статья про игроков «звездного статуса». Их может быть не более четырех — трех выбирает руководство клуба, а четвертый должен соответствовать вполне конкретным определениям: или провести определенное количество матчей в НХЛ в прошлом сезоне, или быть юным (до 20 лет) и задрафтованным в первом-третьем раунде заокеанской лигой, или сыграть в составе национальной сборной на последнем чемпионате мира или Олимпиаде. «Звездный статус» позволяет поднять потолок зарплат в 400 млн рублей ($16 млн) еще в общей сложности на 162,5 млн ($6,5 млн). Для генеральных менеджеров клубов — это дыра в «потолке», из которой не льет дождь, зато видно солнце.
Но: «Звездный статус» звучит как-то стыдливо. Можно реально представить, как составители регламента сидели и придумывали, придумывали, чем заменить расхожее слово «звезда», и придумали не лучший вариант. Само слово «звезда» звучит как-то слишком пафосно, а порой и ругательно. Болельщики повесят на «звезд» тяжелые ярлыки, а партнеры по команде зашепчут им вслед: «Вот звезды пошли!» Теперь же вслед можно крикнуть разве что: «Да пошел ты, звездный статус!» И это как-то негуманно получается.