(Фото: РИА «Новости»)
Сезон для «Спартака» и его капитана закончен. И теперь можно поговорить не только о баскетболе, но и о чем-то личном. В откровенном интервью «Спорту День за Днем» Заворуев рассказал, что дает звание капитана, почему ему нравятся США, в каких моментах он оказывается не слишком смелым человеком и многое другое.
Москву я уже немного забыл
— Какие места в Санкт-Петербурге нравятся больше всего?
— Я вообще домосед. Из-за расписания тренировок в этом году особо не получилось по городу погулять. Удалось сходить в Мариинский театр и в ДК «Выборгский». Были в цирке и в кино несколько раз.
— Питер красивее, чем Москва?
— Не могу так сказать. Для меня Москва навсегда останется любимым и самым красивым городом.
— Какой город ближе на данном этапе жизни и почему?
— Для меня ближе родной город. Естественно, после четырех лет в Петербурге для меня он стал своим и в данный момент, конечно, ближе. Питер уже стал для меня вторым домом. Можно сказать, что Москву я уже немного подзабыл, потому что играю в Питере, а в отпуск мы обычно улетаем в какие-нибудь другие страны.
— Вы в 2007 и 2008 годах успели пожить на Кипре. Понравилось?
— До сих пор этот сезон с супругой вспоминаем только добрыми словами. Во-первых, конечно же, из-за погоды. На Кипре вообще очень тепло. Зимой +10–15, ниже температура не опускалась. Во-вторых, местная кухня и доброжелательные люди. Я думаю, ни для кого не секрет, что там очень много русскоговорящих. Мы жили в Лимассоле, там чуть ли не половина города говорит по-русски, поэтому чувствовали себя почти как дома.
— Как вам кипрская кухня?
— Просто замечательная. Перепробовали практически все. Местные ребята, игроки и люди из обслуживающего персонала, рекомендовали некоторые блюда, такие как «мит мезе» и «фиш мезе». Это мясное и рыбное ассорти, которое при тебе готовят на гриле. Стоит это какие-то копейки, но все безумно вкусно. Когда прилетели в Москву и пришли в кипрский ресторан, нам сказали, что настоящей кипрской еды мы не попробуем.
— Хотелось остаться в теплой стране навсегда?
— На Кипре есть свои плюсы, но есть и минусы. Уровень баскетбола не настолько высок, как у нас. Поэтому ни один профессиональный спортсмен не захотел бы играть там всю жизнь. Там нет больших контрактов. Ребята играют за очень маленькие деньги. Сезон начинается в октябре, заканчивается в марте. Экономика тоже не особо процветает.
Город должен быть благодарен Здовцу
— Какие изменения произошли в «Спартаке» с приходом Евгения Кисурина?
— Мы с ребятами с самого первого дня почувствовали изменения. После смены тренера произошла эмоциональная разгрузка, до этого команда была немного зажата. Он вернулся к основам игры, не стал рассказывать о каких-то тяжелых взаимодействиях и упражнениях на тренировках. Попытался внести в тренировочный процесс больше веселья. Поменялись некоторые организационные нюансы. В любой профессиональной команде должно быть расписание тренировок, чтобы можно было строить планы. К сожалению, такого у нас раньше не было, и это очень удручало и озадачивало. Я не мог выбраться куда-то с семьей и отдохнуть. Сейчас в раздевалке висит расписание на месяц, и можно свои дела спланировать.
— Со Здовцем вам не было весело?
— Не было.
— Вам нравился Здовц как тренер?
— Да. Он, безусловно, обладает высоким интеллектом и тренерскими способностями. Не могу ни одного плохого слова про него сказать. Он действительно выкладывался на 100 процентов. Думаю, вся команда и город ему за это благодарны.
— Чего требует от вас Евгений Кисурин как от капитана?
— Звание капитана каких-то особых полномочий и обязанностей не дает. Единственное, я могу помочь тренеру наладить контакт с командой. Какие-то моменты перевода с английского на русский, и наоборот. Я хорошо знаю язык, а у нас много иностранцев.
— Кстати, чего вы никогда не простите партнерам по команде?
— Думаю, все можно простить. Ребята все хорошие, но ситуации бывают разные. Самое тяжелое, когда опускают руки и перестают играть. Любой уважающий себя профессиональный спортсмен должен выкладываться на 100 процентов. Если по каким-то причинам ты не можешь или не хочешь играть, нужно об этом сказать.
«Зенит» и СКА нам не затмить
— В Питере на баскетбол ходят не слишком охотно. А что для вас значит словосочетание «настоящий болельщик»?
— Настоящий болельщик — это тот, который поддерживает команду и в горести, и в радости. Не только когда команда показывает хороший баскетбол и выигрывает постоянно, но и в трудные моменты, когда есть спады, неудачные игры. Настоящий болельщик действительно переживает за любимый клуб и никогда от него не отвернется.
— С чем связываете невысокую посещаемость матчей в Петербурге?
— Баскетбол никогда не затмит футбол и хоккей. «Зенит» и СКА настолько популярны, что сравнивать с ними вообще нет никакого смысла. Возможно, нужно больше времени и финансов выделять на рекламу и привлечение болельщиков. К сожалению, я не знаком с системой менеджмента, это не в моей компетенции, советов давать не могу. Будем надеяться на лучшее. Может, вскоре откроется новая арена и ситуация изменится.
— На улице вас узнают?
— (Улыбается.) К сожалению, редко такое бывает.
Обсуждаем с женой матчи. Без фанатизма
— Давайте поговорим о личном. Например, какую личную победу считаете важнейшей?
— Каких-то грандиозных побед у меня не было. Все течет своим чередом. Вот, например, женился несколько лет назад.
— Жена разбирается в баскетболе?
— Да. Она, конечно, не занималась никогда баскетболом и не играла, но мы вместе уже довольно продолжительный срок. Естественно, за это время она успела разобраться и прекрасно все понимает.
— Обсуждаете матчи?
— Если выбираемся в ресторан после игры, некоторые моменты обсуждаем. Без особого фанатизма, конечно.
— Как вы познакомились со своей женой?
— Мы знаем друг друга с раннего детства. Родители моей супруги являются крестными моего младшего брата. Наши семьи давно знакомы и дружат. Был перерыв, долгое время не виделись. Встретились, когда я приехал ремонтировать машину к ее отцу, у него свой автосервис. Он обмолвился, что дочка любит смотреть баскетбол. Я на тот момент играл в ЦСКА и предложил посмотреть наш матч. Мы встретились и с тех пор не расстаемся.
— Это была любовь с первого взгляда?
— Да.
— Кто в вашей паре главный?
— Думаю, у нас равноправие. Я не хотел бы кого-то выделять. Мы всегда советуемся друг с другом по любым, даже незначительным вопросам. Всегда пытаемся найти компромисс.
— Какие качества больше всего цените в женщинах?
— Прежде всего это честность и открытость. Эти качества преобладают в моей супруге — она очень открытый, искренний и честный человек. Это очень важно для меня.
Ходил два часа вокруг горки
— Есть ли какие-нибудь нереализованные планы?
— Планов на самом деле много. Прошлым летом были в Америке. Просто в восторге от этой страны! По окончании сезона снова туда полетим. Хотим посмотреть культурно-историческое наследие США. Планируем охватить все восточное побережье. Заехать в Нью-Йорк, остановиться на Бродвее, посмотреть мюзиклы. Съездить в Вашингтон, долететь до Лас-Вегаса.
— Допустим, вам 18 лет, что вы себе пожелаете?
— Благоразумия! 18 лет — это такой возраст, что можно принять какие-то решения и потом о них пожалеть. Нельзя никогда спешить, нужно тщательно все обдумывать.
— Вы родились 13 января. Это число еще чем-нибудь знаменательно для вас?
— Я никогда не боялся этого числа. Говорят, что это чертова дюжина. Дискомфорта в связи с этим не испытываю. Это обычное число, как и любое другое.
— Говорят, люди, рожденные в январе, очень целеустремленные, это так?
— Я абсолютно подхожу под это определение и буду стараться реализовать свои цели и планы в дальнейшем.
— Читала, что вы хотели прыгнуть с парашютом. Кто вас на это сподвиг?
— Я в этом случае немного трусоват. Все никак не могу решиться. Моя двоюродная сестра постоянно прыгала с парашютом. У нее с этим нет никаких проблем! Когда были в Америке, ездили отдыхать в аквапарк. Так я ходил два часа вокруг горки, пока решился, а моя жена раз десять уже прокатилась!
— Значит, сестра вас подтолкнула к прыжку?
— Нет, мне именно самому это пришло в голову. У меня отец много раз прыгал, в нашей семье это привычное дело. Но я пока это не планирую делать. Очень страшно (улыбается).