Карьера Гранта напрямую связана с советским футбольным бумом в Израиле. В 1991 году 35-летний тренер тель-авивского «Маккаби» приехал в Москву на «шоппинг». Вообще-то, Грант прилетел конкретно приобретать Александра Уварова, имея кое-какие предварительные договоренности с «Совинтерспортом». Провел он в Белокаменной один день, тот самый, когда уваровское «Динамо» встречалось с «Торпедо».
Будущий кумир Израиля вспоминает, что игру он провел крайне неудачно и пропустил 4 мяча. Грант похлопал его по плечу и сказал:
«Ничего, мы тебя знаем».
И попросил продать ему еще и торпедовского защитника Александра Полукарова. Отказать оптовому покупателю в «Совинтерспорте» не смогли, и оба Саши оказались в Тель-Авиве. Тренер не зря мотался в Москву. Через год «Маккаби» впервые за 12 лет становится чемпионом Израиля. Впоследствии команда еще дважды повторила этот успех. Основным конкурентом «Маккаби» Гранта в 90-е годы неизменно становились клубы, возглавляемые Дрором Каштаном, что не самым лучшим образом отразилось на их взаимоотношениях.
Любопытно, что два этих специалиста являются антиподами даже внешне. Каштан в мешковатой голубой курточке несколько смахивает на доброго дедушку, а вот элегантный Грант, неизменно в черной рубашке, – воплощение концентрации и заряженности на борьбу. Он тверд и жесток в обращении с футболистами и демонстративно расположен к журналистам. С коллегами по цеху (в Израиле) несколько высокомерен.
Грант начала 90-х как тренер мало похож на себя же нынешнего. Он единственный израильский футбольный специалист, не чуравшийся практиковаться в европейских клубах, предпочитая бельгийские. Сегодня он уже не считает, как когда-то, что видеоразборы ему не нужны, он-де и сам все покажет и расскажет. XXI век Грант встретил в хайфском «Маккаби», где поразил игроков невиданными доселе тренировочными нагрузками. Он безжалостно расстался с Василием Ивановым, Георгием Гахокидзе и Сергеем Клещенко, оставив одного Андрея Островского, после чего газеты заговорили, что Авраам «не любит русских». Грант при каждом удобном случае продолжал петь дифирамбы Уварову, но я при встрече спросил у него об этом прямо. Тренер отреагировал жестко:
«В Европе давно никто национальностью игроков не интересуется». Я не унимался: «Мы тут, в Хайфе, беседуем, от нее до Европы морем…» «Хайфа скоро будет в Европе», – веско заявил наставник и оказался прав, его «Маккаби» выиграл чемпионат страны.
В этот момент сборную Израиля покинул Рихард Меллер-Нильсен, и главным претендентом на вакантное место считался Дрор Каштан, но занял его Грант, не раз проявлявший себя мастером закулисных игр. Это добавило взаимоотношениям тренеров пикантности, и каждое поражение национальной команды сопровождалось радостными комментариями Каштана, а неудач в отборочном цикле Евро-2004 хватало. Ко всеобщему удивлению Грант сохранил свой пост. Вывести сборную в финал мирового первенства тренер не сумел, но и ни одного матча не проиграл, установив рекорд Израиля.
К концу отборочного цикла его все чаще видели в обществе Аркадия Гайдамака, приобретшего «Бейтар», и предсказывали пост наставника иерусалимского клуба. Альянс тренера и бизнесмена состоялся, но принял совершенно неожиданные очертания. «Многие теперь похожи на своих отцов», – как объяснял Остапу Бендеру провинциальный председатель исполкома, и юный Александр Гайдамак тоже купил себе футбольный клуб – английский «Портсмут». Его спортивным директором и стал Авраам Грант.
Поговаривали, что к этому назначению приложил руку сосед старшего Гайдамака по городку миллиардеров Кейсарии агент ФИФА Пини Захави. Тот самый, который, осуществив для Романа Абрамовича сделку по приобретению «Челси», перебрался в Лондон, где и открыл шикарный офис. В туманном Альбионе израильтяне сдружились, так произошел очередной зигзаг карьеры «капитана Гранта», он стал директором «Челси». Если учесть, что к этому времени черная кошка между владельцем аристократического клуба и его главным тренером Жозе Моуринью уже пробежала, а израильский специалист в занятиях футбольным менеджментом доселе замечен не был (зато таковых хватало в штабе «Челси», возглавляемом Питером Кеньоном), ход легко просчитывался. Гранта брали «про запас, на замену».
Это понимал и португалец, не зря же он устроил Аврааму скандал в межсезонье, потребовав от израильтянина перестать вмешиваться в тренировочный процесс. Невозмутимый Абрамович помирил коллег, но он и сам все больше попадал под влияние Пини Захави. Мудрый бизнесмен ждал удобного случая. Едва ли агент-юрист надеялся, что он представится так скоро.
Израиль ликует, мир недоумевает. У руля команды, продолжающей декларировать цель победить в нынешнем сезоне в Лиге чемпионов, стал тренер, прежде ничего более престижного, чем израильское первенство, не выигрывавший. Рискну предположить, что «капитан Грант» в «Челси» – фигура временная, промежуточная. Впрочем, если поиском более достойной кандидатуры займется Пини Захави, у Гранта есть время на реализацию своего уникального шанса.
Израиль
Прямая речь
Грант критикует Моуринью
Будучи представленным публике в качестве главного тренера «Челси», Грант сказал:
«Я с глубоким уважением отношусь к Жозе Моуринью. Имел огромную честь работать с ним вместе. Он достиг немалого успеха за время работы в «Челси», и я постараюсь продолжить успешную линию и приложу к этому все свое умение».
Однако после этого Грант намекнул на то, почему португалец все-таки оставил свою работу в клубе:
«Не надо забывать, что кроме побед и трофеев команда должна показывать положительный футбол. В последнее время такой игры «Челси» не демонстрировал».
Не оставил в стороне Грант и разговоры о том, что многие футболисты очень расстроены отставкой Моуринью:
«Считаю, что было бы по крайней мере странно, если бы игроки не были разочарованы отставкой Жозе. Моуринью тренировал их и вел к победам на протяжении трех лет. Однако я должен смотреть в будущее. Уверен, что смогу выстроить нормальную систему отношений с игроками, и вместе мы продолжим то, что начали в последние дни. Полагаю, что смогу справиться с давлением и оправдать доверие. Хочу улучшить положение дел во всем, в том числе в обстановке в раздевалке», – прокомментировал Грант слухи о том, что дополнительной причиной отставки Моуринью послужила его ссора с капитаном команды Джоном Терри.