Расставание «Ростова» с премьер-лигой — один из самых неожиданных сюжетов чемпионата-2007. Опытная команда с достойным составом и тренером Балахниным в зимнее межсезонье получала один аванс за другим. Однако проблемы в финансировании, смена управленцев и сразу двух главных тренеров уже к концу лета прибили южную команду ко дну турнирной таблицы.
Капитан «Ростова» Михаил Осинов согласился выступить гидом по неудачному для его команды сезону и рассказал «Спорту» о бесцеремонных арбитрах, игре на тотализаторе и огромном чувстве стыда.
Премия от ЦСКА
— В минувшую субботу «Ростов» чуть ли не впервые в этом сезоне показывали по федеральному каналу. Очередное поражение вашей команды на этот раз увидела вся страна.
— Но ведь играли-то ребята здорово! Думаю, те, кто смотрел матч по телевизору, не могли понять, в каких футболках играет лидер, а в каких аутсайдер. Жаль, что в игру снова вмешались люди в черном. В нашу сторону назначили штрафной, который поломал всю игру. Там не было никакого нарушения — Вьештица играл в корпус.
— По слухам, накануне визита в Москву «Зенит» поманил вашу команду убийственным бонусом — 500 тысяч евро, если отнимите очки у «Спартака». Это правда?
— В пятницу я был на матче первого дивизиона, в котором ростовский СКА играл с брянским «Динамо». Болельщики постоянно подходили и спрашивали: «Миша, правда, что вам полмиллиона предложили за завтрашний матч?» Я пожимал плечами и отвечал: «Не знаю». Я и в самом деле не знаю — ко мне никто не обращался. Но не исключаю, что обращались к руководству. Все-таки это обычная практика. «Зенит» решает задачу и хочет отблагодарить тех, кто ему в этом поможет.
— Вам когда-нибудь приходилось получать бонусы за подобные успехи?
— Да. Года три назад мы забрали очки у «Зенита», и ЦСКА нас за это премировал. Было приятно. Дай бог, «Ростов» когда-нибудь тоже поборется за чемпионство, и руководство будет стимулировать соперников наших конкурентов.
— В этом году вы впервые узнали, как это — вылетать в первый дивизион?
— Не впервые. Однажды уже вылетал — в 1996 году с «Уралмашем». Как сейчас помню, что последняя игра была в Волгограде, и после нее у меня как будто что-то из сердца вырвали. Десять лет прошло, но все это время во мне сидело огромное чувство стыда. Теперь то же самое чувствую после вылета «Ростова». Ничего не поделать — с этим надо жить. И думать о том, чтобы поскорее вернуться.
— Когда поняли, что в премьер-лиге «Ростову» не быть?
— Когда стали терять очки в матчах с конкурентами: «Кубанью», «Лучом», Самарой, Нальчиком… Для «Ростова» этот вылет как знак. В последнее время мы шли по пути волгоградского «Ротора». Каждый год они всеми правдами и неправдами сохраняли место в премьер-лиге, но в конце концов вылетели, причем сразу во вторую лигу, и до сих пор не могут вернуться. Вот «Ростов» тоже вылетел.
— Футболисты не скрывают, что им постоянно снятся сны о работе. Сколько раз во сне вам виделась первая лига?
— Мне другой сон снится. У меня отец умер шесть лет назад. Он очень давно мне не снился. А в этом году, бывает, по три-четыре раза в неделю приходит во сне. Разговариваем с ним, в том числе о футболе. Не знаю, с чем это связано, но факт есть факт.
Спад длиной в сезон
— В прошлое межсезонье вы почти присоединились к казанскому «Рубину», даже вещи из Ростова увезли. Этой зимой снова будете искать себе новую команду?
— Если руководство поставит конкретную задачу — возвращение, — я никогда в жизни из «Ростова» не уйду. Ростов — мой город, и я хочу здесь жить. В этом году ребенок здесь пошел в школу, для меня это очень важно. Только надо понимать: первая лига — это другой турнир, с гораздо более жестким лимитом на легионеров. Поэтому надо, чтобы все было серьезнее.
— Повлиять на такое решение другие клубы премьер-лиги не пытались?
— Пару дней назад мне звонили журналисты и спрашивали: «Правда ли, что вы перешли в «Шинник»?» Приходилось отвечать: Шинник, значит, «Шинник», вы же больше меня знаете». На самом деле никаких переговоров я ни с кем не вел.
— Вокруг «Ростова» последние месяцы кружатся два устойчивых слуха. Первый — будто еще летом большая часть команды заключила предварительные контракты с другими клубами.
— Я так скажу: если руководство ставит задачу вернуться, оно заранее говорит, кто им нужен на следующий год. Пока я не вижу, что кого-то — даже из русских ребят — пытаются удержать в «Ростове». Что до состава, то, конечно, он серьезно обновится, — это не слух, а реальность.
— Представляю, как тяжело было почти разбежавшейся команде доигрывать сезон.
— Не забывайте — за каждую игру платят премиальные. Даже если потом ты уходишь из «Ростова», сейчас именно эта команда платит тебе деньги, поэтому выходи и играй. Вот в матче со «Спартаком» после первого тайма показали статистику: мы владели мячом больше. Когда такое было в игре со «Спартаком»?!
— Второй слух — некоторые футболисты «Ростова» слишком активно делали ставки на собственные игры.
— То есть мы ставим на свои матчи и специально проигрываем? М-да… За других я в такой ситуации не отвечу — в чужую голову не залезешь, и черт знает, что там творится. А вот за себя могу сказать — я никогда не играл на тотализаторе. И игры никогда не сдавал. Нет человека, который мог бы меня в этом обвинить. И никогда не будет.
— В первой лиге у вас играет друг — Николай Ширшов из СКА, многострадальной команды, которой крепко досталось от арбитра в недавнем матче против «Машука». Он действительно сказал, что судья открыто признался в том, что взял деньги от соперников?
— Я с Ширшовым не говорил на эту тему, но, думаю, все так и есть, как говорят в СКА. Наши судьи не стесняются признаваться в таких вещах. У меня тоже такое бывало — судьи говорили в лицо примерно те же слова. Что поделать, если в нашем чемпионате все так просто происходит? Кушать все хотят. Если бы у нас хотя бы одного человека строго наказали за это, было бы полегче. А так они даже на поле не боятся такое говорить.
— Скандал со СКА вскрыл обычные прелести первого дивизиона. Вы понимаете, что в следующем сезоне вашей команде предстоит играть в настоящем болоте?
— Понимаю. В свое время я зацепил несколько игр в первой лиге и чувствовал себя действительно как в болоте. Остается надеяться только на себя. Слаженно работать и начинать выигрывать с первого же матча.
Кстати
Ужасы от Яковенко
— В «Ростове» за этот год поработали три тренера — Балахнин, Долматов и Яковенко. Последний пробыл на Дону всего неделю и неожиданно сбежал. Удивились?
— Не то слово! Мне вечером ребята звонят и говорят: «Яковенко уехал». Я не поверил — думаю, шутят так надо мной. Приезжаю на следующий день на базу, а его действительно нет. А ведь в команде уже начали готовиться к его знаменитым тренировкам.— И наверняка с ужасом их представляли?
— Да не то чтобы... Хотя не сказал бы, что я разделяю его подход к футболу. Все-таки сейчас другой футбол. Да и каких-то запредельных результатов такая манера тренировок еще не приносила. Притом что игроком он был, конечно же, классным.