Говорят, четвертые места на Олимпиадах и чемпионатах мира — самые обидные. В шаге от пьедестала, до медали рукой подать, и вот она уплыла в последнее мгновение. В субботу россиянам не повезло дважды.
Гришин — лишний
Иван Скобрев сохранял место в лидирующей тройке до последнего забега, правда, бежал в нем фаворит № 1 американец Шани Дэвис. Но, думается, когда у Шани не заладился разбег — главный его козырь на «полуторке», то у Вани появилась надежда, которой, увы, не суждено было сбыться.
Еще более обидная история произошла в Гренобле, на Олимпиаде 1968 года с величайшим советским конькобежцем, предшественником Ивана Скобрева, легендарным спортсменом Евгением Романовичем Гришиным. Он стал четырехкратным олимпийским чемпионом в 1956 и 1960 годах, побеждая на дистанциях 500 и 1500 метров. Впоследствии выиграть обе эти разноплановые дистанции удавалось лишь американцу Эрику Хайдену. Но в 1964 году на коронной и любимой «пятисотке» Гришин уступил золотую медаль американцу Терри Макдермотту, оставшись вторым.
Уходить побежденным Гришин категорически не желал. Он принял участие в Играх в Гренобле. Ему было 37 лет, не самый подходящий возраст для спринта, но Евгений Романович оказался лучшим… в очень сильной советской сборной. А забеги сложились для него трагически. Немец Эрхард Келлер, рекордсмен мира, оказался вне конкуренции. Давний знакомый Терри Макдермотт превосходит время советского ветерана. Пробежали все сильнейшие. У Гришина, выходит, третье место, бронзовая медаль. Да, максималист Гришин страстно мечтал о пятой золотой, но в 37 лет бронза в конькобежном спринте — это фантастика.
Но фантастика и практика — разные понятия, как показали дальнейшие события. Конькобежная держава Норвегия никогда спринтерами не славилась. Многоборцы, стайеры — иное дело, тут у викингов огромные достижения. Ну а в Гренобле у них просто не набралось классных спринтеров на олимпийскую заявку. Многоборец Магне Томассен вышел на старт «пятисотки» размяться, прочувствовать олимпийскую атмосферу, попробовать лед Гренобля перед главными для себя стартами на более длинных дистанциях и… как сам честно признавался, совершенно неожиданно для себя повторил время Макдермотта. В итоге и норвежец, и американец получили по серебряной медали, а Евгений Гришин остался на четвертом месте.
Все, кроме одного
Разумеется, переживали мы (и еще долго будем переживать) за Александра Легкова, мужественный парень явно заслуживал медали. Но история Олимпиад знает в лыжных гонках и не менее трагические случаи. Хотя именно погони нашим лыжникам и биатлонистам чаще удавались.
В анналы лыжного спорта вошла олимпийская эстафета в Саппоро в 1972 году, на заключительный этап которой Вячеслав Веденин вышел, уступая знаменитому норвежцу Йосу Харвикену более минуты. Вячеслав Петрович, отправляясь в погоню, о которой никто и помыслить не смел (кроме несгибаемого Веденина, разумеется), даже не видел норвежца. На 10 километрах такое отставание не отыгрывается, и наши тренеры покинули трассу. Веденин же настиг Харвикена, обыграл и принес нашей стране золотые медали! В том же Саппоро сломал лыжу во время эстафеты биатлонистов Александр Тихонов, замкнул пелотон, но, когда получил от немца Дитера Шпеера новую, сумел прибавить и завершить этап девятым. Ринат Сафин, Иван Бяков и Виктор Маматов бросились в погоню, сборная СССР финишировала первой.
А вот ленинградский лыжник Евгений Беляев на Олимпиаде в Инсбруке в 1976 году после финиша в гонке на 15 км в отличие от Александра Легкова уже принимал поздравления с победой. Беляев стартовал одним из первых — не самая выигрышная позиция, но один за другим финишировали сильнейшие, а время Беляева оставалось непревзойденным. Евгений Прокопьевич (как в воду глядел!) просил не поздравлять его, пока все участники не закончат дистанцию, но куда там! Его поздравляли и соперники, и товарищи по команде. Все... кроме одного. Николай Бажуков еще бежал по трассе, зная ориентир — время Беляева. И превзошел его на мгновение. Представляете, как обидно было питерцу?! Наверное, уж точно не меньше, чем Саше Легкову.
Одно существенное отличие: ничто не омрачило радость болельщиков нашей страны. Ее лыжники в тот день завоевали и золотую, и серебряную медали.
Как Никита Крюков и Александр Панжинский в Ванкувере.