Нынешняя летняя зенитовская пауза загадочна, как никогда. Клуб не поехал на зарубежные сборы, объявил о крупной покупке в день ухода команды на каникулы, собрал минимальное количество слухов о приобретении тех или иных футболистов.
Раньше трансферных басен было больше, а сами имена игроков звучали громче, чем те, что беззубые старухи разносят сейчас. Дошло до того, что молва сосватала в «Зенит» стареющего польского нападающего Йеленя, после чего руководству клуба пришлось срочно открещиваться официальным путем. Рассуждать о том, так ли уж стыдно быть заподозренным в переговорах с Йеленем, можно долго. И не исключено даже, что чисто по игровым качествам бывший форвард «Осера» мог бы Питеру пригодиться. Другое дело, почему в связи с «Зенитом» упоминаются вдруг не помпезные и разрекламированные имена, а товарищи, у которых с клубом не сложилось, как у Йеленя, исчерпавшего мотивацию и собственный ресурс в «Осере»?
С одной стороны, в этом, как ни странно, есть и положительный момент. «Зенит» прошел тот период, когда должен был пиарить себя за счет громких приобретений. Теперь шоу, то самое, что must go on, в России продолжает вести «Анжи». Сине-бело-голубым же накануне Лиги чемпионов необходимо укрепить слабые места. Сделать это точечно, выверенно, с четким пониманием того, зачем нужен тот или иной игрок. В случае с Кришито этого удалось добиться на все сто процентов. В команде появился системообразующий игрок, который заставит забыть о выкрутасах Луковича и поможет легче воспринимать травматизм Губочана. Куплен он, к слову, сравнительно дешево, особенно учитывая то, что «Зенит» не был единственным претендентом. Во всяком случае вспомните, сколько заплатили за Бруну Алвеша и сравните.
Теперь о негативе. Пока что покупка Кришито выглядит отдельной удачной акцией, причем осуществившейся в первую очередь благодаря связям и авторитету Лучано Спаллетти. В остальном — полная неопределенность. Срастется в следующий раз у тренера — хорошо, не срастется — будем чесать в затылке и отнекиваться от йеленей.
К сожалению, приходится констатировать: ничего удивительного в сложившейся ситуации нет. Так уж вышло, что «Зенит» не обладает селекционной службой европейского масштаба, способной день и ночь следить за футболистами в любой точке мира, своевременно получать и оценивать информацию. И именно по этой причине сине-бело-голубые лишены главной возможности в трансферной работе: они не в состоянии выбирать сами. В такой ситуации остается только рассчитывать на игроков, которых подбросят агенты. А они, будьте уверены, предложат в большинстве случаев тех, кто окажется на конкретный момент наиболее ликвиден, если брать соотношение цены и качества. Не сложились у условного Джона Смита отношения с тренером, скажем, «Эвертона», да еще при этом сам Смит достиг потолка в своем росте — значит, его представитель будет искать место, где дадут больше. А больше, чем на востоке Европы, сейчас за «потолочных» джонов смитов не дают нигде. И не надо все валить на агентов — те всего лишь делают свою работу. Захочет, например, «Зенит», избавиться от Фернандо Мейры. Кто в этом случае придет на помощь? Правильно, они, санитары.
Из всех трансферных слухов вокруг «Зенита» нынешним летом заслуживают доверия в первую очередь те, что связаны с Италией. Все остальное расплывчато и зыбко. У Спаллетти нет и не должно быть времени на самостоятельное изучение футбольного рынка, с помощниками же у него напряженка. Это и подчеркивает ошибочность курса, выбранного «Зенитом» пару лет назад, — положиться на отдельные консалтинговые агентства, так или иначе связанные с агентами, вместо того чтобы создать полноценную скаутинговую систему, которая действовала бы в полном взаимодействии со спортивным директором и главным тренером. Не исключено, до конца августа Лучано Спаллетти спасет родину в одиночку, но так не может продолжаться всегда. Ему нужны помощники, если хотите, соратники, каким для Дика Адовката был Константин Сарсания. Но последнего по некоторым причинам, не связанным с профессиональной деятельностью нынешнего наставника воронежского «Факела», видеть в «Зените» вряд ли захотят. Значит, нужно учиться жить без него. Сейчас стартовая площадка для перехода на по-настоящему серьезный уровень для питерцев расчищена. Осталось только начать строить.